УИД - 23RS0№-17
к делу №а-816/2023
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 21 августа 2023 года
Судья Павловского районного суда Краснодарского края Мыночка А.И.при секретаре Крыжановском М.Ф., с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Чудновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Павловского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ к администрация Атаманского сельского поселения Павловского района Краснодарского края о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления и понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о развитии малого и среднего бизнеса,
установил:
<адрес> обратился в Павловский районный суд <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ к администрация Атаманского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления и понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о развитии малого и среднего бизнеса.
В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой <адрес> в мае 2023 года проведен анализ исполнения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены различные виды поддержки, оказываемые субъектам предпринимательской деятельности, а также физическим лицам, не являющимся предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в том числе финансовая и консультационная поддержка.
Частями 1,7 ст. 8 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, а также о физических лицах, не являющихся предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», которым оказана поддержка органами местного самоуправления и видах оказанной таким субъектам поддержки, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Частью 5 ст. 8 Закона № 209-ФЗ установлено, что в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки сведения в отношении поддержки, оказанной органами местного самоуправления, представляются такими органами в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки.
В силу части 6 ст. 8 Закона № 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются общедоступными.
Установлено, что согласно размещенным на официальном сайте Атаманского сельского поселения <адрес> реестрам в 2022 году оказана финансовая поддержка 1 субъекту предпринимательства, консультационная поддержка - 20.
Вместе с тем, в ходе мониторинга сайта ФНС России - https://rmsp-pp.nalog.ru/ установлено, что в нарушение требований ч.ч. 1,4 ст. 8 Закона № 209-ФЗ в 2022 году сведения о предпринимателях, получивших поддержку, органом местного самоуправления в уполномоченный орган не направлены и не размещены.
Указывает, что в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (исх. № 7-01-2023 года ) внесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии и защите субъектов предпринимательства.
Согласно ответу администрации района от ДД.ММ.ГГГГ в 2022 году в рамках исполнения ведомственной целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и организаций, образующих инфраструктуру на территории Атаманского сельского поселения <адрес> в 2022 году» оказана финансовая поддержка физическому лицу ФИО3, которая не является индивидуальным предпринимателем либо самозанятой, в связи с чем информацию о ФИО3, как о лице, получившем финансовую поддержку на сайте https://rmsp-pp.nalog.ru/ разместить технически невозможно.
Таким образом, из ответа администрации Атаманского сельского поселения следует, что средства муниципального бюджета предоставлены ФИО3 незаконно.
Постановлением администрации Атаманского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и организаций образующих инфраструктуру на территории Атаманского сельского поселения <адрес> в 2022 году» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждены положения о поддержке вышеуказанной категории хозяйствующих субъектов.
Согласно положениям Постановления № одной из задач программы является оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на указанные цели запланированы бюджетные средства в размере 40000 рублей.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по предоставлению субсидии по вышеуказанной ведомственной целевой программе принято решение предоставить субсидию ФИО3 в размере 40000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Атаманского сельского поселения и ФИО3 заключено соглашение № о предоставлении субсидии в размере 40 000 рублей.
Указанные денежные средства перечислены платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ФИО3 в размере 40000 рублей.
Согласно информации МИФНС № по <адрес> сведения о ФИО3 (ИНН №) в Едином государственном реестре предпринимателей отсутствуют, кроме того, она не применяла и не применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Считает, что администрацией Атаманского сельского поселения <адрес> в нарушение требований Постановления №ФИО3 незаконно выделена субсидия в размере 40000 рублей, поскольку она не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства либо физическим лицам, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Так, ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств что означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Частью 1 ст. 306.4 БК РФ закреплено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В ответе на представление прокуратуры <адрес> администрацией Атаманского сельского поселения констатирован факт незаконного выделения субсидии ФИО3, вместе с тем, меры, направленные на устранение нарушений бюджетного законодательства и законодательства о поддержке предпринимательства не приняты, а именно не проведена претензионная работа с лицом, получившим субсидию в целях возврата бюджетных средств в бюджет поселения.
В целях проверки информации об устранении выявленных нарушений законодательства о развитии и защите субъектов предпринимательства прокуратурой района проведен мониторинг сайта ФНС России - https://rmsp- pp.nalog.ru/. Проверка показала, что до настоящего времени на сайте не размещена информация об оказании в 2022 году консультационной поддержки 20 предпринимателям (скриншот прилагается).
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 22 Федерального закона Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статей 1, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ№, при осуществлении надзора за исполнением законов представление прокурора преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре» органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.
В связи с игнорированием органом местного самоуправления требований законодательства, неисполнением законных требований прокурора, нарушаются права граждан, субъектов предпринимательской деятельности на получение финансовой поддержки и необходимой информации.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения законного права граждан на поддержку предпринимательской деятельности. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Атаманского сельского поселения <адрес> в части непринятия мер к устранению нарушений, отраженных в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) об устранении нарушений законодательства о развитии и защите субъектов предпринимательства; Понудить администрацию Атаманского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем организации претензионно-судебной работы по возврату в бюджет Атаманского сельского поселения средств местного бюджета, необоснованно выделенных в качестве субсидии ФИО3; Понудить администрацию Атаманского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направить сведения об информационной поддержке, оказанной администрацией Атаманского сельского поселения <адрес> субъектам предпринимательской деятельности в 2022 году, в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> – ФИО4 административное исковое заявление прокурора поддержала, пояснила, что в настоящее время администрация Атаманского сельского поселения <адрес> устранила нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем организации претензионно- судебной работы по возврату в бюджет Атаманского сельского поселения средств местного бюджета, необоснованно выделенных в качестве субсидии ФИО3, то есть деньги выплаченные возвращены и п.2 резолютивной части иска исполнен, а в остальной части заявленные требования поддерживаю.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Атаманского сельского поселения <адрес> отсутствует. Согласно предварительного судебного заседания пояснял, что с заявленными требованиями согласны, нарушения устраняются, в настоящее время администрация Атаманского сельского поселения <адрес> устранила нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем организации претензионно- судебной работы по возврату в бюджет Атаманского сельского поселения средств местного бюджета, необоснованно выделенных в качестве субсидии ФИО3, в остальной части заявленные требования поддерживает. В остальной части не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ к администрация Атаманского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления и понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о развитии малого и среднего бизнеса, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены различные виды поддержки, оказываемые субъектам предпринимательской деятельности, а также физическим лицам, не являющимся предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в том числе финансовая и консультационная поддержка.
Частями 1,7 ст. 8 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, а также о физических лицах, не являющихся предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», которым оказана поддержка органами местного самоуправления и видах оказанной таким субъектам поддержки, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Частью 5 ст. 8 Закона № 209-ФЗ установлено, что в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки сведения в отношении поддержки, оказанной органами местного самоуправления, представляются такими органами в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки либо обнаружения нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе нецелевого использования средств поддержки.
В силу части 6 ст. 8 Закона № 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются общедоступными.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> в мае 2023 года проведен анализ исполнения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Установлено, что согласно размещенным на официальном сайте Атаманского сельского поселения реестрам в 2022 году оказана финансовая поддержка 1 субъекту предпринимательства, консультационная поддержка - 20.
В ходе мониторинга сайта ФНС России - https://rmsp-pp.nalog.ru/ установлено, что в нарушение требований ч.ч. 1,4 ст. 8 Закона № 209-ФЗ в 2022 году сведения о предпринимателях, получивших поддержку, органом местного самоуправления в уполномоченный орган не направлены и не размещены.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) внесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии и защите субъектов предпринимательства.
Согласно ответу администрации района от ДД.ММ.ГГГГ в 2022 году в рамках исполнения ведомственной целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и организаций, образующих инфраструктуру на территории Атаманского сельского поселения <адрес> в 2022 году» оказана финансовая поддержка физическому лицу ФИО3, которая не является индивидуальным предпринимателем либо самозанятой, в связи с чем информацию о ФИО3, как о лице, получившем финансовую поддержку на сайте https://rmsp-pp.nalog.ru/ разместить технически невозможно.
Таким образом, из ответа администрации Атаманского сельского поселения следует, что средства муниципального бюджета предоставлены ФИО3 незаконно.
Постановлением администрации Атаманского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и организаций образующих инфраструктуру на территории Атаманского сельского поселения <адрес> в 2022 году» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждены положения о поддержке вышеуказанной категории хозяйствующих субъектов.
Согласно положениям Постановления № одной из задач программы является оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на указанные цели запланированы бюджетные средства в размере 40 000 рублей.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по предоставлению субсидии по вышеуказанной ведомственной целевой программе принято решение предоставить субсидию ФИО3 в размере 40 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Атаманского сельского поселения и ФИО3 заключено соглашение № о предоставлении субсидии в размере 40 000 рублей.
Указанные денежные средства перечислены платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ФИО3 в размере 40 000 рублей.
Согласно информации МИФНС № по <адрес> сведения о ФИО3 (ИНН <***>) в Едином государственном реестре предпринимателей отсутствуют, кроме того, она не применяла и не применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Таким образом, администрацией Атаманского сельского поселения в нарушение требований Постановления №ФИО3 незаконно выделена субсидия в размере 40000 рублей, поскольку она не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства либо физическим лицам, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Частью 1 ст. 306.4 БК РФ закреплено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из ответа на представление прокуратуры района администрации Атаманского сельского поселения, администрация фактически подтверждает факт незаконного выделения субсидии ФИО3, вместе с тем, меры, направленные на устранение нарушений бюджетного законодательства и законодательства о поддержке предпринимательства не приняты, а именно не проведена претензионная работа с лицом, получившим субсидию в целях возврата бюджетных средств в бюджет поселения.
Согласно мониторинга сайта ФНС России - https://rmsp- pp.nalog.ru/. до настоящего времени на сайте не размещена информация об оказании в 2022 году консультационной поддержки 20 предпринимателям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 22 Федерального закона Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статей 1, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов.
В связи с игнорированием органом местного самоуправления требований законодательства, неисполнением законных требований прокурора, нарушаются права граждан, субъектов предпринимательской деятельности на получение финансовой поддержки и необходимой информации.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения законного права граждан на поддержку предпринимательской деятельности.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что административным ответчиком не принят полный комплекс мер по организации безопасности дорожного движения и обустройства улично-дорожной сети.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Атаманского сельского поселения <адрес> в части непринятия мер к устранению нарушений, отраженных в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий №) об устранении нарушений законодательства о развитии и защите субъектов предпринимательства.
Обязать администрацию Атаманского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направить сведения об информационной поддержке, оказанной администрацией Атаманского сельского поселения <адрес> субъектам предпринимательской деятельности в 2022 году, в уполномоченный орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Павловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий :