ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-825/20 от 21.02.2020 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

а-825/2020

64RS0045-01-000302-25

Решение

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего Бивол Е.А.,

при секретаре Гавриловой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации

по Саратовской области к Детской общественной организации «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо», заинтересованным лицам Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области, о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Детской общественной организации «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, обосновывая свои требования тем, что Детская общественная организация «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо» (далее - Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы России по Саратовской области 20 января 1999 года за основным государственным регистрационным номером 1036405205583, по решению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от 04 февраля 2003 года, учетный .

Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): 410005, <адрес>, руководитель – Бриленок О.В.

Организационно-правовая форма организации - общественная организация.

16 июля 2019 года (вх. № 01-32-9037) в Управление поступило письмо от руководителя организации Бриленок О.В., в котором сообщается, что организация не находится по юридическому адресу, что является нарушением ч.2 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ «Об общественных объединениях»). Также в данном письме руководителем Организации сообщается о том, что Организация фактически прекратила свою деятельность и в дальнейшем деятельность продолжать не планирует. Организация не имеет членов, что не позволяет самостоятельно принять решение о ликвидации в соответствии с ст.26 ФЗ «Об общественных объединениях», расчетный счет закрыт, имущества у Организации не имеется.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать Детскую общественную организацию «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо», прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец, заинтересованные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Как установлено ст.8 ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В соответствии с ч.1 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами.

Согласно ч.2 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно пп.«в» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии со ст.18 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей- не менее трех физических лиц, в соответствии с чем, Законом не допускается функционирование общественного объединения, состоящего из одного физического лица.

Согласно ст.123.5 ГК РФ количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

В соответствии с ч.5 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз.8 ч.1 настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Как следует из материалов дела, 16 июля 2019 года (вх. № 01-32-9037) в Управление поступило письмо от руководителя организации Бриленок О.В., в котором сообщается, что организация не находится по юридическому адресу, что является нарушением ч.2 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях». Также в данном письме руководителем организации сообщается о том, что организация фактически прекратила свою деятельность и в дальнейшем деятельность продолжать не планирует. Организация не имеет членов, что не позволяет самостоятельно принять решение о ликвидации в соответствии со ст.26 ФЗ «Об общественных объединениях», расчетный счет закрыт, имущества в Организации не имеется.

В соответствии абз.4 ч.1 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения, в объеме сведений включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с абз.8 ч.1 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать Федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования и Использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН 0003, установленной приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в сроки, установленные пп.«б» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», в соответствии с которым указанные документы общественное объединение обязано представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации общественных объединений, или его территориальный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами.

Согласно ст. 123.5 ГК РФ количество учредителей общественной организации не может быть мене трех.

В соответствии со ст.18 Закона общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц, в соответствии с чем не допускается функционирование общественного объединения, состоящего из одного физического лица.

Факт наличия в организации только одного члена организации является подтверждением грубого нарушения организацией ст.18 Закона о минимальном количестве членов общественной организации.

Согласно представленной информации 16 июля 2019 года (вх. 3 01-32-9037) организация по юридическому адресу не находится, договора на пользование помещением, указанным в качестве юридического адреса, у организации не имеется.

Согласно ч.2 ст.29 Закона общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течении трех дней с момента внесения таких изменений.

Учитывая вышеизложенное, организацией нарушены нормы ч.2 ст.29 закона и пп. «в» п.1 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как организация не внесла соответствующие изменения в сведения об адресе организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ и не проинформировала управление об изменении адреса организации, по которому осуществляется связь, в трехдневный срок с момента изменения адреса и не представила в управление соответствующие документы.

В соответствии с Положением «Об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 №26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

На момент рассмотрения дела нарушения требований законодательства Организацией не устранены.

На основании пп.6 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч.4 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Однако допущенные нарушения не устранены, запрашиваемая информация к установленному сроку не представлена. Доказательств обратного, в том числе и доказательств о предпринимаемых мерах к устранению выявленных нарушений суду не представлено.

Кроме того, из материалов дела видно, что указанное общественное объединение фактически не ведет деятельность в качестве юридического лица в настоящее время.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд полагает, что организацией допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественного объединения, которые следует признать грубыми нарушениями закона, влекущими признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Детской общественной организации «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Признать Детскую общественную организацию «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Детскую общественную организацию «Саратовская областная федерация традиционного Шотокан Каратедо» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья