ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-825/2021 от 29.04.2021 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-825/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об организации водоотведения,

Заинтересованные лица: исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Общество с ограниченной ответственностью «Нижневязовской жилкомсервис», Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,

установил:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, с учетом последующего уточнения исковых требований (л.д.78) о признании незаконным бездействие исполкома Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не определении гарантирующей организации и не установлении зоны ее действия; об обязании исполкома Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно, организовать водоотведение в пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района РТ путем определения для централизованной системы водоотведения поселения гарантирующей организации.

В обоснование исковых требований указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка реализации мероприятий Национального проекта «Экология» в Нижневязовском городском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в результате которой установлено, что в соответствии с государственным контрактом /СМР от 20.11.2019 построены биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером :2, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 29.05.2020. При этом органами местного самоуправления до настоящего времени не определена организация, эксплуатирующая указанные очистные сооружения, отсутствует акт о передаче сооружений специализированной организации в эксплуатацию. В связи с тем, что требование законодательства об определении гарантирующей организации органами местного самоуправления поселения не исполнено, отсутствие организации, эксплуатирующей биологические очистные сооружения в пгт. <адрес> Республики Татарстан, может привести к негативным последствиям для окружающей среды. По итогам проверки в адрес органов местного самоуправления Нижневязовского городского поселения направлено представление об устранении нарушений закона (27.11.2020). Однако, в ходе проверки исполнения акта прокурорского реагирования установлено, что нарушения не устранены, поэтому такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке. В связи с непринятием своевременных действий исполнительным комитетом Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации в области охраны окружающей среды, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку отсутствие организации, эксплуатирующей биологические очистные сооружения в пгт. <адрес> Республики Татарстан, может привести к негативным последствиям для окружающей среды, в том числе загрязнению водного объекта – Куйбышевского водохранилища (р. Волга), а также к перебоям в работе системы водоотведения в населенном пункте. В связи с изложенным Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным иском в суд.

Протокольным определением от 25.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ (л.д.70-72).

Определением суда от 10.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Нижневязовской жилкомсервис» (л.д.108-110).

Определением суда от 08.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет РТ по тарифам (л.д.131-133).

В судебном заседании представитель административного истца - заместитель Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мельник О.В., действующая по доверенности, на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что у исполкома пгт. Нижние Вязовые на сегодняшний день нет никаких препятствий для определения гарантирующей организации, в дальнейшем предусмотрена процедура передачи очистных сооружений либо концессией, либо в аренду организации, которая будет ее эксплуатировать. Поэтому заявлены требования о бездействии.

Представитель административного ответчика - руководитель исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ ФИО1, действующий на основании решения Совета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района от 26.10.2020, в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснил, что принять решение о гарантирующей организации в сфере водоотведения можно после всех процедур согласно закону о концессионном соглашении, и передать в аренду очистные сооружения той организации, которая заявится. Начатые в 2020 году работы по сбору документов для проведения конкурса после полученных замечаний приостановлены.

Представитель заинтересованного лица - исполком Зеленодольского муниципального района РТ ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не поддержала на том основании, что определение гарантирующей организации без передачи ей объекта эксплуатации невозможно. Органы местного самоуправления должны принять постановление, предварительно оформив все документы на сооружение, и получив тарифы. Потом проводится процедура конкурса, по результатам которого будет принято решение о гарантирующей организации. На территории Зеленодольского муниципального района РТ заявиться на конкурс может не только одна организация осуществляющая данную деятельность.

Представитель заинтересованного лица – директор общества с ограниченной ответственностью «Нижневязовской жилкомсервис» ФИО3, действующий на основании протокола №1 общего собрания ООО «Нижневязовской жилкомсервис» от 18.04.2016 об избрании на должность, в судебном заседании требования не поддержал, пояснил, что основная цель общества - получение прибыли, после объявления конкурса, если ООО «Нижневязовской жилкомсервис» будет заинтересовано, то оно заявится в данном конкурсе.

Представитель заинтересованного лица Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала, ссылаясь на представленный ранее отзыв на административное исковое заявление (л.д.141-142), пояснила, что проведение работ по передаче имущества организации является обязанностью органов местного самоуправления. Гарантирующий поставщик - это организация, к которой присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющая услуги холодного водоснабжения или водоотведения. Услуги водоотведения в пгт.<адрес> ЗМР РТ оказывает ООО «Нижневязовской жилкомсервис», и является единственной регулируемой организацией, для которой установлены тарифы на водоотведение для потребителей указанного муниципального образования. Соответственно, в отсутствие других ресурсоснабжающих организаций ООО «Нижневязовской жилкомсервис» подпадает под критерий определения гарантирующей организации.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела усматривается, что 20.11.2019 по результатам подведения итогов электронного аукциона, проведенного на электронной торговой площадке ....ru на основании протокола от 07.11.2019 (идентификационный код закупки ) между Государственным казенным учреждением «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» (ГКУ «Главинвестстрой РТ»), именуемым в дальнейшем «Государственный заказчик», и акционерным обществом «Управление капитального строительства инженерных сетей и развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан», именуемое в дальнейшем «Исполнитель» (АО «УКС»), заключен государственный контракт /смр, согласно которому Исполнитель обязуется в срок до 01.06.2020 выполнить по заданию Государственного заказчика работы по строительству объектов, указанных в Приложении , которое является неотъемлемой частью настоящего контракта, в том числе строительно-монтажные и прочие работы, в том числе установка и монтаж оборудования в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги», в соответствии с условиями настоящего контракта и утвержденной проектной документацией, а Государственный заказчик обязуется принять их результат и оплатить в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом (л.д.19-43).

В пункте 2 Приложения к государственному контракту /смр от 20.11.2019 указан объект «Строительство биологических очистных сооружений в пгт. <адрес><адрес> Республики Татарстан», цена контракта с НДС в рублях 193 223 397,95, срок выполнения работ – 01.06.2020 (л.д.44).

Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, указанных в Приложении .3 к государственному контракту /смр от 20.11.2019, строительство биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> Республики Татарстан должно быть осуществлено в период с 10.12.2019 по 01.06.2020, в срок не позднее 01.06.2020 необходимо подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией и подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства объекта (л.д.47).

29.05.2020 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения ЗМР РТ выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенных биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами: :200 (:52), :235 (:14), :2, :223901, :020111. Разрешение на строительство в отношении объекта было выдано исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 25.10.2019. Строительный объем вводимого в эксплуатацию объекта 310 куб. м, в том числе надземной части 310 куб. м, общая площадь 1180 кв. м, количество зданий, сооружений - 1 (л.д.9-13).

17.08.2020 между исполкомом пгт. <адрес> ЗМР РТ и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» заключен договор о сотрудничестве, согласно которому в целях содействия друг другу в решении задач в интересах населения стороны договорились предоставлять друг другу взаимную помощь в сфере обеспечения работоспособности биологических очистных сооружений в пгт. <адрес>, кадастровый номер :4031. Путем подписания данного договора стороны подтверждают, что интересам каждой из них соответствует совместное и согласованное сотрудничество. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключен до передачи объекта в эксплуатацию организации, определенной в соответствии с действующим законодательством (л.д.96-97).

01.09.2020 между исполкомом пгт. <адрес> ЗМР РТ и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» заключен Договор безвозмездного пользования имуществом (л.д.79-81), согласно которому исполком пгт. <адрес> ЗМР РТ (Ссудодатель) передает ООО «Нижневязовской жилкомсервис» (Ссудополучатель) имущество, указанное в приложении (л.д.82), по акту приема-передачи (л.д.83) – административное здание (пгт. <адрес>, <адрес>), гараж (пгт. <адрес>, <адрес>) – во временное безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев одновременно с передачей принадлежностей и документации.

01.09.2020 между исполкомом пгт. <адрес> ЗМР РТ и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» заключен Договор безвозмездного пользования имуществом (л.д.85-87), согласно которому исполком пгт. Нижние Вязовые ЗМР РТ (Ссудодатель) передает ООО «Нижневязовской жилкомсервис» (Ссудополучатель) имущество, указанное в Приложении (л.д.88), по акту приема-передачи (л.д.89) – ВНБ <адрес>, ВНБ <адрес>, ВНБ <адрес>, ВНБ д.<адрес>, ВНБ д.<адрес>, ВНБ д.<адрес><адрес>, ВНБ д.<адрес><адрес>, ВНБ д.<адрес><адрес>, водопроводная сеть, канализационная сеть, канализационная насосная станция, очистные сооружения с кадастровым номером :4031 – во временное безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев одновременно с передачей принадлежностей и документации. В соответствии с пунктом 2.1 указанного Договора, Ссудодатель обязан за свой счет производить текущий ремонт Имущества, нести все расходы по его содержанию, при необходимости производить улучшения Имущества. Ссудополучатель обязан использовать Имущество исключительно по его назначению; обеспечить сохранность Имущества; за свой счет производить текущий и капитальный ремонт Имущества, нести все расходы по его содержанию, при необходимости производить улучшения Имущества, после письменного согласования с Ссудодателем; по окончании срока Договора возвратить Имущество Ссудодателю. Ссудодатель вправе в любое время проверять порядок использования Имущества Ссудополучателем, не вмешиваясь в деятельность последнего; произвести отчуждение Имущества или передать его в возмездное пользование третьему лицу, при этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному настоящему договору, а его права в отношении Имущества обременяются правами Ссудополучателя. Ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от настоящего договора, предупредив об этом Ссудодателя не менее, чем за 60 дней; претендовать на заключение договора на новый срок, или при отсутствии возражений со стороны Ссудодателя, на продолжение пользования Имуществом после истечения срока договора в течение неопределенного срока. Пунктом 4 Договора предусмотрено, что Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора в случаях, когда Ссудополучатель использует Имущество не в соответствии с договором или назначением имущества; не выполняет обязанностей по поддержанию имущества в исправном состоянии или его содержанию; существенно ухудшает состояние имущества; без согласия Ссудодателя передал имущество третьему лицу. Ссудополучатель вправе потребовать досрочного расторжения договора при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование Имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора; если Имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования; если при заключении договора Ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое Имущество; при неисполнении Ссудодателем обязанности передать Имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы в течение 10 дней после подписания настоящего договора.

Дополнительным соглашением от 23.10.2020 к договору безвозмездного пользования имуществом от 01.09.2020 объект «очистные сооружения» с кадастровым номером :4031 с 01.11.2020 исключен из приложения договора (л.д.93), и возвращен по акту приема-передачи (л.д.94) Ссудодателю.

15.10.2020 заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО9 проведено совещание по вопросу реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», на повестке дня были поставлены следующие вопросы: о ходе строительства объектов; о вводе в эксплуатацию очистных сооружений канализации, завершенных строительством в 2020 году; об исполнении плана кассовых выплат за октябрь 2020 года; о завершении строительства первой очереди ОСК пгт. <адрес> Зеленодольского муниципального района. В соответствии с Дополнительным соглашением от 04.09.2020 к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019 установлена необходимость согласования с Минстроем России задания на корректировку проектной документации в случае необходимости корректировки проектно-сметной документации по объектам, реализуемым в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». В связи с чем, решено, в том числе: исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района заключить договор аренды на биологические очистные сооружения в пгт. <адрес> Зеленодольского муниципального района с АО «ЗВКС»; ГКУ «ГУИС РТ» в срок до 01.11.2020 завершить пуско-наладочные работы на построенных объектах, обеспечить своевременное завершение строительно-монтажных работ на объектах в рамках ФП «Оздоровление Волги» (л.д.55-56)

В представлении Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 27.11.2020 об устранении нарушений закона, адресованном Главе Нижневязовского городского поселения ЗМР РТ, сообщается о проведенной проверке реализации мероприятий Национального проекта «Экология» в Нижневязовском городском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в результате которой установлено, что в соответствии с государственным контрактом /СМР от 20.11.2019 построены биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, земельный участок с кадастровым номером :2. Исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения ЗМР РТ Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан 29.05.2020 выдано заключение о соответствии построенных биологических очистных сооружений требованиям проектной документации. При этом органами местного самоуправления до настоящего времени не определена организация, эксплуатирующая указанные очистные сооружения, отсутствует акт о передаче сооружений специализированной организации в эксплуатацию. Данные нарушения требований законодательства допущены в результате ненадлежащего исполнения ответственными лицами органа местного самоуправления своих должностных обязанностей, а также ослабления со стороны руководителя контроля за работой подчиненных сотрудников, что явилось причиной и условием, способствующим нарушениям федерального законодательства. Руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и.о. прокурора, младший советник юстиции ФИО10 требует: рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры и принять конкретные меры по устранению указанных фактов нарушений законодательства, и по недопущению их впредь; в связи с выявленными фактами нарушений закона рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (копию приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности приложить к ответу на представление) (л.д.14-16).

24.12.2020 Глава Нижневязовского городского поселения ЗМР РТ ФИО5 в ответе () на представление сообщает об его рассмотрении с участием старшего помощника Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Мельник О.В.: биологические очистные сооружения в пгт. Нижние Вязовые введены в эксплуатацию 29.05.2020 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию за , выданного исполнительным комитетом ЗМР РТ. Право собственности за муниципальным образованием «пгт. <адрес>» оформлено 17.08.2020 (). На основании протокольного поручения Министерства строительства от 15.10.2020, принято решение о передаче биологических очистных сооружений пгт. <адрес> в аренду АО «ЗВКС». 03.11.2020 исполкомом Нижневязовского городского поселения направлена заявка в АО «Центр развития земельных отношений РТ» на подготовку документации и проведение процедуры предоставления биологических очистных сооружений в аренду. Для согласования с тарифным комитетом подготовлены и направлены следующие документы: документация по биологическим очистным сооружениям; руководство по эксплуатации биологических очистных сооружений; схема водоснабжения и водоотведения в пгт. <адрес>; проект договора аренды; производственная программа ООО «Нижневязовской жилкомсервис»; информация по расходованию электроэнергии; паспорта всего электрооборудования на биологических очистных сооружениях; план объекта. В настоящее время АО «ЦРЗО» готовит дорожную карту по передаче биологических очистных сооружений в аренду. 17.08.2020 заключен договор о сотрудничестве между исполкомом поселения и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» с целью обеспечения устойчивой работы биологических очистных сооружений, до момента подписания договора аренды (л.д.17-18).

26.01.2021 исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обратился к председателю Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО12 (исх. ) с заявлением о подготовке конкурсной документации на право заключения договора аренды объекта водоотведения, расположенного на территории Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»), в котором указывается о праве заключения договора аренды объекта водоотведения, указанного в Приложении 1,2 к данному заявлению, эксплуатирующегося с 2020 года, дата начала действия договора аренды – 01 марта 2021г., срок действия договора аренды – 5 лет. Исполнительным комитетом Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в качестве метода долгосрочного регулирования тарифов выбран метод индексации установленных тарифов, который он просит согласовать в силу п.п. «е» п.62 «Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (л.д.59-60).

В ответе на заявление руководителя исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ от 26.01.2021, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 09.02.2021 №ЛХ-29/482/2021, за подписью заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО13, сообщается следующее. Услуги водоотведения в поселке <адрес> Зеленодольского муниципального района оказывает ООО «Нижневязовской жилкомсервис», для которого постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 27.11.2020 /кс-2020 установлены тарифы на водоотведение на 2021 год в следующем размере: с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 16,14 руб./куб. м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 16,73 руб./кв. м. Базовый период в представленной финансовой модели должен соответствовать утвержденным показателям на 2021 год. Исходя из запланированного размера необходимой валовой выручки на 2022 год, рост тарифов для потребителей со второго полугодия 2022 года приведет к превышению прогнозного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Таким образом, необходимо построить Финансовую модель с учетом доступности тарифов для потребителей, либо предусмотреть проведение мероприятий по согласованию предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги с учетом превышения среднего индекса по Республике Татарстан в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 30.04.2017 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Кроме того, при осуществлении расчетов необходимо руководствоваться прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 26.09.2020. В Финансовой модели необходимо разделить затраты на водоотведение с учетом утвержденной базовой модели на 2021 год и затраты на очистку сточных вод с последующей индексацией общих расходов на период действия договора аренды, а также обосновать затраты на содержание очистных сооружений. Также к представленным материалам Госкомитет имеет ряд замечаний: в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах отсутствует информация о правообладателе очистных сооружений; в проекте договора аренды не предоставлен перечень основного и иного имущества, передаваемого в аренду; объекты очистных сооружений, по которым выполнен расчет электрической энергии, отличаются от объектов, перечисленных в акте технического обследования. Для оценки удельного расхода электрической энергии необходимо представить расчет количества электрической энергии, выполненный на основании технических характеристик оборудования, указанного в Приложении к заявлению и в Акте технического обследования (л.д.62-63).

28.01.2021 Глава Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ФИО14 в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направил обращение Президенту Республики Татарстан ФИО15 (исх. ), указав, что в рамках реализации программы «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в 2020 году построили и вели в эксплуатацию объект «Строительство биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (БОС), общий лимит финансирования составил ... тыс. рублей (федеральный бюджет – ... тыс. руб., республиканский бюджет – ... тыс. руб.). Прогнозируемые расходы на содержание и эксплуатацию БОС в пгт. <адрес> в 2021 году при фактическом объеме стоков 178000 куб. м в год оцениваются в объеме 19,2 млн. рублей. Фактические финансовые средства на содержание эксплуатацию БОС в 2021 году составляют ... млн. рублей. В целях надежной и эффективной эксплуатации БОС, сдерживания роста тарифов на услуги водоотведения для населения Глава Зеленодольского муниципального района РТ просит изыскать возможность выделения субсидирования в части выпадающих доходов из бюджета Республики Татарстан в объеме ... млн. рублей (л.д.65).

19.02.2021 Вр.и.о. председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО16, рассмотрев по поручению Премьер-министра РТ ФИО17 от 28.01.2021 -АП обращение Главы Зеленодольского муниципального района РТ по вопросу функционирования биологических очистных сооружений в пгт. Нижние Вязовые, в пределах своей компетенции обратился к Министру финансов Республики Татарстан ФИО18, сообщив следующее. Регулируемую деятельность на территории указанного населенного пункта осуществляет ООО «Нижневязовской жилкомсервис», для которого тарифы на водоотведение на 2021 год установлены постановлением Госкомитета от 27.11.2020 /кс-2020 в следующем размере (организация применяет упрощенную систему налогообложения): с января – 16,14 руб./куб. м; с июля – 16,73 руб./кв. м. Величина необходимой валовой выручки на выполнение производственной программы в сфере водоотведения на 2021 год уточнена в размере 2918,07 тыс. руб. Затраты на обслуживание биологических очистных сооружений не приняты ввиду непредставления организацией подтверждения законного права эксплуатации указанного объекта. В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение или пользование возможна только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые могут быть заключены только на конкурсной основе в порядке, предусмотренном отраслевым и антимонопольным законодательством. Заявление исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения о подготовке конкурсной документации на право заключения договора аренды биологических очистных сооружений рассмотрено Госкомитетом в соответствии с законодательством в области тарифного регулирования, заявление возвращено на доработку с замечаниями письмом от 09.02.2021 №ЛХ-29/482/2021. После заключения долгосрочного договора аренды и обращения ресурсоснабжающей организации в Госкомитет с материалами тарифного дела на 2022 год возможно будет оценить тарифные последствия для потребителей от ввода в эксплуатацию биологических очистных сооружений (л.д.101-102).

20.02.2021 Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ФИО19 во исполнение поручения Премьер-министра РТ ФИО17 от 28.01.2021 -АП по обращению Главы Зеленодольского муниципального района РТ о выделении субсидии на возмещение расходов организации, эксплуатирующей очистные сооружения, в пределах своей компетенции обратился к Министру финансов Республики Татарстан ФИО18 (исх. ), сообщив следующее. На территории пгт. Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района услуги водоотведения населению, бюджетным и прочим потребителям оказывает ООО «Нижневязовской жилкомсервис». При утверждении тарифов на 2021 год в состав имущества, участвующего в процессе оказания услуг по водоотведению вошли канализационно-насосная станция и канализационные сети, которые эксплуатируются ООО «Нижневязовской жилкомсервис» на основании договоров безвозмездного пользования имуществом от 01.09.2020 №,60, заключенных с исполнительным комитетом Нижневязовского городского поселения сроком на 11 месяцев. Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан от 27.11.2020 /кс-2020 для ООО «Нижневязовской жилкомсервис» утверждены тарифы на услуги водоотведения на 2021 год: с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 16,14 руб./куб. м; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года -16,73 руб./куб. м (среднегодовой рост тарифа составил 103,7%). Затраты по эксплуатации БОС в тарифы не включены. В целях обеспечения безубыточной работы ООО «Нижневязовской жилкомсервис», эксплуатирующему БОС, необходимо заявиться в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с предложениями по пересмотру тарифов на услуги водоотведения. В рамках проектной документации были просчитаны тарифные последствия функционирования БОС с ростом тарифа на услуги водоотведения с 16,14 рублей до 67,39 рублей за куб. м. Рост тарифов более, чем в четыре раза, приведет к превышению утверждаемых ежегодно предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги и может вызвать рост социальной напряженности пгт. <адрес>. С учетом вышеизложенного, Министерство считает необходимым обеспечить передачу БОС в пгт. <адрес> эксплуатирующей организации в соответствии с нормами Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении»; установить тариф на водоотведение для эксплуатирующей организации в размере, достаточном для обслуживания и эксплуатации БОС в пгт. Нижние Вязовые; предусмотреть в бюджете Республики Татарстан субсидию Зеленодольскому муниципальному району на выплату меры дополнительной социальной поддержки, направленной на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей (л.д.98-99).

15.03.2021 Министерство финансов Республики Татарстан, рассмотрев по поручению Премьер-министра РТ ФИО17 от 28.01.2021 -АП совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обращение Зеленодольского муниципального района РТ о выделении субсидии на возмещение затрат при предоставлении услуг водоотведения в связи с вводом в эксплуатацию биологических очистных сооружений в пгт. <адрес>, в пределах компетенции сообщает следующее. При том, что в 2020 году введены в эксплуатацию биологические очистные сооружения в пгт. Нижние Вязовые, Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам при установлении тарифов на 2021 год на водоотведение для осуществляющей регулируемую деятельность на территории пгт. Нижние Вязовые организации (ООО «Нижневязовской жилкомсервис») не учтены затраты на обслуживание указанных биологических очистных сооружений в связи с непредставлением организацией документов, подтверждающих право на объект. В связи с тем, что Зеленодольским муниципальным районом не представлены документы, подтверждающие заявленные объемы расходов, подтвердить объемы потребности на запрашиваемые цели не представляется возможным. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предлагается обеспечить передачу биологических очистных сооружений в пгт. Нижние Вязовые эксплуатирующей организации в соответствии с нормами Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». По информации Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам оценка тарифных последствий на 2022 год для потребителей от ввода в эксплуатацию биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> может быть осуществлена после передачи объекта эксплуатирующей организации и обращения в установленном порядке с предложениями по пересмотру тарифов на услуги водоотведения. С учетом изложенного, предлагают вернуться к рассмотрению данного вопроса по итогам деятельности эксплуатирующей биологические очистные сооружения в пгт. Нижние Вязовые организации за 2021 год и представления необходимых документов в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (л.д.121).

17.03.2021 Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам по итогам совещания по вопросу оценки стоимости эксплуатации новых БОС, состоявшегося 16.03.2021, обратился в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (исх. №ЛХ-26/1143/2021) с письмом к руководителям регулируемых организаций сообщив, что в рамках проведения работы по оценке стоимости эксплуатации БОС Госкомитетом проведено рабочее совещание и сделан запрос в организации о необходимости представления пояснений и обоснований по каждой заявленной статье затрат. Однако запрашиваемая информация направлена не всеми организациями, а к отдельным документам имеются замечания. Учитывая необходимость подготовки дополнительной информации по данному вопросу, необходимо в срок до 24 марта представить в адрес Госкомитета следующие документы: анализ объемов пропущенных сточных вод с учетом объемов вывоза ЖБО, оказываемого на территории муниципального образования; расчет численности и фонда оплаты труда заявленного персонала на обслуживание БОС (необходимо произвести расчет исходя из нормативной численности и среднемесячной заработной платы, не ниже МРОТ, и с указанием всех надбавок); расчет стоимости и объема электрической энергии на технологические нужды (с учетом затрат на отопление БОС); расчет стоимости и количества химических реагентов, используемых на технологический цикл (необходимо указать удельную норму расхода, а также наименование химических реагентов, с приложением подтверждающих документов (проектная документация); подтверждение балансовой стоимости БОС и расчет амортизационных отчислений с учетом максимального полезного срока использования (25 лет); расчет налогов (с детализацией по видам); расчет расходов на услуги по утилизации осадка, в том числе оказываемые сторонними организациями (необходимо указать объем осадка, переданного на утилизацию, и поставщика данной услуги (копия договора на оказание услуг) (л.д.124).

Письмо Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по итогам указанного совещания направлено руководителям исполнительных комитетов муниципального района Республики Татарстан 18.03.2021 в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (исх. №ЛХ-26/1143/2021) (л.д.123).

26.03.2021 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в ответ на запрос от 18.03.2021 №ЛХ-26/1149/2021 направлена дополнительная информация по каждой заявленной статье затрат (л.д.125).

Согласно ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; согласование инвестиционных программ.

Таким образом, в силу приведенной нормы права органы местного самоуправления поселка городского типа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Следовательно, для наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоотведению, данная организация должна соответствовать двум обязательным критериям: 1) эксплуатировать канализационные сети; 2) к данным канализационным сетям должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.

В соответствии с п.7 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

18.04.2016 общим собранием учредителей Общества учреждена коммерческая организация в форме общества с ограниченной ответственностью, деятельность которой будет направлена на решение вопросов местного значения муниципального образования «поселок городского типа <адрес> Республики Татарстан» - общество с ограниченной ответственностью «Нижневязовской жилкомсервис», созданное на неограниченный срок деятельности с определением местонахождения его единоличного исполнительного органа, утвержден Устав общества, сформирован уставный капитал, на должность директора избран ФИО3 (л.д.118-119).

ООО «Нижневязовской жилкомсервис» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования пгт.Нижние Вязовые, к водопроводным и канализационным сетям данной организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст.41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных названным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Как следует из ч.5 ст.41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» концессионное соглашение, объектом которого являются указанные выше системы и (или) объекты, заключается по результатам открытого конкурса. В качестве критериев конкурса устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, в том числе базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации (части 12, 15 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании абз.2 п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п.8 ст.31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на транспортировку сточных вод;

3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Поскольку понятие «водоотведение» определено в законе как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то регулируемый тариф устанавливается на комплекс вышеперечисленных услуг.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (ред. 22.05.2020), в их системной взаимосвязи.

В силу положений пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 , они регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с пунктами 2, 32 Основ ценообразования и пунктами 8, 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» определено, что объектами концессионного соглашения являются, в числе прочих, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О концессионных соглашениях» конкурс на право заключения концессионного соглашения может быть открытым и закрытым. При этом под открытым конкурсом следует понимать процедуру определения концессионера путем размещения предложения об участии в конкурсе неограниченному числу лиц. Следовательно, закрытым конкурсом будет называться процедура определения концессионера среди конкретного числа лиц. Предложение об участии в конкурсе в этом случае направляется заранее определенному кругу лиц.

В соответствии с ч.3 ст.21 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что при проведении открытого конкурса информация и протоколы конкурсной комиссии, предусмотренные статьями 24 - 26, 28, 29, 31, 33 - 35 настоящего Федерального закона, подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Информация о проведении открытого конкурса должна быть доступна для ознакомления любым лицам без взимания платы.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что после размещения информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения концедент обязан предоставлять исчерпывающий перечень сведений и документов участнику конкурса, прошедшему предварительный отбор, об объекте концессионного соглашения в порядке, установленном конкурсной документацией.

Согласно п.4 ч.1 ст.22 Федерального закона «О концессионных соглашениях» орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, которые принадлежат муниципальному образованию на праве собственности.

В силу ст.23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» конкурсная документация должна содержать срок опубликования, размещения сообщения о проведении конкурса или направления этого сообщения лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (пункт 6); срок подписания протокола о результатах проведения конкурса (пункт 21); срок подписания концессионного соглашения (пункт 22); срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (пункт 25).

На основании ч.1 ст. 26 Федерального закона «О концессионных соглашениях» сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети «Интернет» (при проведении открытого конкурса) или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с ч.2 ст.27 Федерального закона «О концессионных соглашениях» срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее, чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса.

Конкурсная комиссия в течение трех рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола проведения предварительного отбора участников конкурса, но не позднее чем за шестьдесят рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений в конкурсную комиссию направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения (часть 4 статьи 29 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

В случае, если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона «О концессионных соглашениях», концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном настоящей статьей, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся. В случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации. Срок представления заявителем этого предложения составляет не более чем шестьдесят рабочих дней со дня получения заявителем предложения концедента. Срок рассмотрения концедентом представленного таким заявителем предложения устанавливается решением концедента, но не может составлять более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления таким заявителем предложения. По результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем (часть 6 статьи 29 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона «О концессионных соглашениях» конкурсная комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса или принятия концедентом решения об объявлении конкурса несостоявшимся обязана опубликовать сообщение о результатах проведения конкурса с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для индивидуального предпринимателя) победителя конкурса или решение об объявлении конкурса несостоявшимся с обоснованием этого решения в официальном издании, в котором было опубликовано сообщение о проведении конкурса, и разместить такое сообщение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Часть 3 статьи 36 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусматривает, что в случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 7 статьи 32 указанного Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, включающий в себя его условия, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, указанный в сообщении о проведении конкурса и исчисляемый со дня направления такому заявителю или такому участнику конкурса проекта концессионного соглашения. В случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения такой заявитель или такой участник конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким заявителем или таким участником конкурса.

Таким образом, общий срок со дня размещения информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения до принятия решения о его заключении составляет не менее 6 месяцев.

В отзыве Госкомитета Республики Татарстан по тарифам на административное исковое заявление указывается, что в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, а также Федеральным законом о 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», передача объектов водоснабжения и водотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение или пользование ресурсоснабжающей организации возможна только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые могут быть заключены только на конкурсной основе в порядке, предусмотренном отраслевым и антимонопольным законодательством. После определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа (подпункт «а» пункт 6 Основ ценообразования). ООО «Нижневязовской жилкомсервис» является единственной регулируемой организацией, которая оказывает услуги по водоотведению в пгт. Нижние Вязовые, и для которой установлены тарифы на водоотведение для потребителей муниципального образования. Установление тарифов на водоотведение носит заявительный характер, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация обращается в Госкомитет с предложением об установлении тарифов с приложением обосновывающих материалов. Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности. В случае отсутствия подтверждения организацией возможности осуществления регулируемой деятельности на законных основаниях (непредставления правоустанавливающих документов), у Госкомитета отсутствуют основания для установления в отношении такой организации тарифов. Затраты ООО «Нижневязовской жилкомсервис» на эксплуатацию биологических очистных сооружений могут быть учтены в тарифе на водоотведение только после представления организацией правоустанавливающих документов на биологические очистные сооружения. Проведение работы по передаче имущества организации является обязанностью органа местного самоуправления (л.д.141-142).

Из вышеизложенного следует, что тарифы на водоотведение потребителям пгт. Нижние Вязовые в установленном законом порядке компетентным органом в области тарифного регулирования установлены, между тем конкурс на право заключения договора аренды или концессионного соглашения исполком Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ не объявлен, гарантирующая организация не определена, биологические очистные сооружения без которых технологически невозможно предоставление услуги водоотведения во владение или пользование ресурсоснабжающей организации, не переданы. Своими действиями исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ поставил под угрозу обеспечение водоотведения на территории муниципального образования, нарушив принцип технологического и организационного единства и целостности централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив в порядке ст.84 КАС РФ фактические обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком нарушаются нормы Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О водоснабжении и водоотведении», а также права и законные интересы жителей пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района РТ, так как отсутствие в указанном населенном пункте организации эксплуатирующей биологические очистные сооружения может привести к перебоям в работе системы водоотведения и неблагоприятным последствиям для окружающей среды.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района, выразившееся в не определении гарантирующей организации по эксплуатации очистных сооружений в пгт.Нижние Вязовые и не установления зоны ее деятельности.

Обязать исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение в пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан путем проведения мероприятий для определения гарантирующей организации по эксплуатации очистных сооружений в пгт.Нижние Вязовые.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 12.05.2021.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись