№а-825/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Буйнакск 29 июня 2022 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего Омарова А.О., при секретаре судебного заседания Атаковой А.О., с участием административного истца ФИО1 его представителя по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» действующего по доверенности ФИО8, помощника прокурора г.Буйнакска Гамидова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» об отмене решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы МР «» и допуске к участию в конкурсе,
установил: ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просит отменить решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы МР «» и допустить его к участию в конкурсе по отбору кандидатур» на должность главы муниципального образования МР «, мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он представил в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы МР «» документы для участия в данном конкурсе. ДД.ММ.ГГГГ административный истец был приглашен в администрацию «» РД, где заместитель председателя конкурсной комиссии ФИО6 вручил ему уведомление о том, что на основании пп.3 п.14 Условий проведения конкурса на должность главы МР «» он не допущен к участию в конкурсе по причине непредставления установленного перечня документов, а именно: нет письменного уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; отсутствует справка на супругу, себя и несовершеннолетних детей права на недвижимое имущество, расположенное за пределами территории РФ; неправильно заполнена справка о недвижимости; нет сведений о доходах супруги за границей. С данным решением конкурсной комиссии административный истец не согласен в связи с тем, что все документы, предусмотренные Условиями проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы администрации МР «», утвержденные решением собрания депутатов МР «» за № от 26.04.20г. им представлены в конкурсную комиссию, в том числе и документы, указанные в уведомлении как непредставленные. Документы у него приняла ответственный работник районной администрации ФИО7 Все 13 пунктов предусмотренные вышеуказанными Условиями, со слов ФИО7, соответствуют Условиям проведения конкурса (приложение № к Положению о порядке проведения конкурса). Если он не представил требуемые документы или допустил бы при заполнении бланков какую-либо неточность, почему не сказали об этом сразу. В п.4 решения о конкурсе указан срок подачи документов с 04.05.2022г. по 25.05.2022г., однако только 26.05.2022г., административный истец получает уведомление о предоставлении документов. Полагает, что конкурсная комиссия умышлено создала ситуацию по лишению его права участия в конкурсе. Административный истец имеет высшее образование, является ветераном органов внутренних дел, подполковником милиции в отставке, за безупречную службу в МВД, участие в боевых событиях награжден правительственными наградами, в том числе «Орденом мужества», работал первым заместителем главы администрации РД, неоднократно избирался депутатом МР «». Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленного иска, пояснил, что им дополнительно были поданы недостающие документы, однако они не были приняты во внимание конкурсной комиссией, в связи с чем считает данное решение незаконным. Представитель административного истца – ФИО2 поддержал доводы административного иска в полном объеме, просил отменить незаконное решение конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы МР «». В судебном заседании административный ответчик – представитель конкурсной комиссии ФИО8 административный иск не признал, возражал против доводов административного истца, считает, что оснований для удовлетворения требований не имеется, пояснил, что ФИО1 были представлены сведения (документы) не в полном объеме, в связи с чем ему было отказано. Прокурор ФИО9 просил отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основания. В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурс. Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Представленному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов. В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 5 Закона Республики Дагестан от 08 декабря 2015 №-117 «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в РД», статьей 28 Устава муниципального района «» и Положением «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «», утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального района за № от 28.03.2022г., глава муниципального образования муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Решением Собрания муниципального района «» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования . Решением Собрания муниципального района «» за № от ДД.ММ.ГГГГ назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «» (далее- конкурс ), определены дата, время и место проведения конкурса, даты и время начала и окончания прием документов от кандидатов, назначено три члена конкурсной комиссии. Решение «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального района «» за № от 28.03.2022г. было опубликовано в газете «Буйнакские известия» и размещено на официальном сайте Собрания депутатов и администрации муниципального района в сети «Интернет». Порядок и условия проведения конкурса, порядок выдвижения участников конкурса, работы конкурсной комиссии, принятия ею решения регламентируется Положением «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МР «» за № от 28.03.2022г. В соответствии с разделом 2 пунктом 4 Положения, конкурс организуется и проводится конкурсной комиссией. С 04 мая по ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссией осуществлялся прием документов от кандидатов на должность главы МР «». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в конкурсную комиссию было подано заявление о регистрации его в качестве кандидата на должность Главы МР «» с приложением необходимого перечня документов, всего на 24 листах. Документы, кандидатом были поданы в порядке и сроки, установленные решением Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ и Положением. Конкурс проводился в 2 этапа ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1 Положения на первом этапе конкурса проводится проверка достоверности сведений, представленных кандидатами, проверка соответствия кандидата установленным требованиям. Проведение первого этапа конкурса осуществлялось в отсутствие участников конкурса. Уведомлением конкурсной комиссии ФИО1 было отказано в допуске ко второму этапу конкурса. Основанием для принятия такого решения явилось не предоставление в конкурсную комиссию перечня документов, предусмотренных Положением. Данные основания изложены в протоколе № от 26.05.2022г. заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на должность главы МР «». Комиссией признаны существенными нарушения, допущенные ФИО1 в части неполноты и недостоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера. Из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидата на должность МР «» за № от 26.05.2022г. следует, что по результатам рассмотрения представленных кандидатом ФИО1 документов выявлены нарушения пп.3 п.14 (непредставление установленного перечня документов) предусмотренные Условиями проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МР «», а именно сведений о принадлежащем гражданину, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество. Об обязательствах имущественного характера за пределами РФ, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов) не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках расположенных за пределами территории РФ, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Недостоверность предоставленных кандидатом сведений послужила основанием для принятия решения конкурсной комиссией о не допуске его ко второму этапу конкурса. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заседания конкурсной комиссии, принятия и подписания комиссией протокола №, ФИО1 был ознакомлен с отказом в регистрации в качестве кандидата на должность главы МР «. Направление каких-либо уведомлений участникам конкурса до принятия решения конкурсной комиссией по итогам первого этапа конкурса Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МР «» не предусмотрено. С учетом норм части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №№ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". В соответствии с частью 9 статьи 8, пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" предоставление заведомо недостоверных или неполных сведения лицом, предоставляющим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение лица от должности. При таких обстоятельствах, факт предоставления недостоверных и неточных сведений кандидатом ФИО1 при подаче заявления нашел свое подтверждение при анализе представленных кандидатом документов, в связи с чем, конкурсной комиссией принято обоснованное решение о недопуске его ко второму этапу конкурса. В ходе рассмотрения дела ФИО1, в подтверждение доводов о повторном обращении в конкурсную комиссию с дополнительными документами представлено подтверждение о принятии документов от 12.05.2022г., за подписью члена комиссии ФИО10 Допрошенный по ходатайству административного истца член конкурсной комиссии ФИО3 Г.Б. пояснил, что 12.05.2022г. им были приняты от ФИО1 дополнительные документы, однако при вынесении комиссией решения их не оказалось, о чем он говорил членам комиссии, но было ими оставлено без внимания. Допрошенная по ходатайству административного лица ФИО7, пояснила, что ФИО1 дважды сдавал документы и они должны быть в сейфе администрации в папке среди документов. Однако суд критически оценивает доводы административного истца и показания свидетелей о повторном обращении ФИО1 в конкурсную комиссию, поскольку из первичного административного искового заявления от 30.05.2022г. следует, что при обращении в конкурсную комиссию он не был проинформирован о каких-либо недостатках представленных документов, уведомление о непредставлении документов получил лишь - 26.04.2022г., после истечения срока на их представление. Соответственно из содержания указанного иска следует, что каких-либо дополнительных документов в конкурсную комиссию ФИО1 представлено не было. Суд также не может согласиться с доводами административного истца о том, что при принятии документов ответственным лицом не были выявлены недостатки в предоставляемых документах, поскольку ответственное лицо не вправе самостоятельно устанавливать наличие или отсутствие предоставляемых кандидатом документов. Так, главой 2 Положения о порядке проведения конкурса установлен порядок работы и статус конкурсной комиссии, пунктом 11 в частности, установлены полномочия секретаря комиссии, который осуществляет организационное обеспечение деятельности конкурсной комиссии, ведет и подписывает протоколы заседаний конкурсной комиссии, оформляет принятые конкурсной комиссией решения, оформляет принятые комиссией решения ; оповещает членов конкурсной комиссии о дате, времени и месте заседания; осуществляет иные обязанности в соответствии с настоящим Положением. Как следует из протокола заседания комиссии №, на котором присутствовали шесть членов комиссии о наличии нарушений и недостоверности сведений о кандидатах, в том числе и ФИО1 стало известно после тщательного анализа и изучения предоставленных кандидатами документов. В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление ; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд ; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования только в случае, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Из смысла приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившееся в суд. То обстоятельство, что конкурсная комиссия приняла иное решение, отличное от желаемого результата для административного истца не свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией норм действующего законодательства, не свидетельствует о нарушении порядка принятия решения. В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Таким образом, признание незаконным решения комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» возможно только при его несоответствии нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца. Вместе с тем, совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что решение комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» было принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, суд приходит к выводу, что правовые основания для признания его незаконным, отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении административного иска ФИО1 к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» об отмене решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» и допущении его к участию в конкурсе следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд решил: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МР «» об отмене решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы МР «» и допуске к участию в конкурсе, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Резолютивная часть решения суда оглашена ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий А.О.Омаров Отпечатано в совещательной комнате. |