ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-82/19 от 04.02.2019 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

Дело а-82/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 04.02.2019г.

Гурьевский городской суд <адрес> в составе председательствующего Дорошенко И.И.

при секретаре Юдиной У.Ю.

с участием

представителя административного ответчика, администрации Гурьевского муниципального района, Ходыкиной Т.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2019г. ,,

заинтересованного лица СЕВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Министерства образования <адрес> к администрации Гурьевского муниципального района об оспаривании распоряжения отдела (органа) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района от 27.07.2017г. «Об установлении факта невозможности проживания»,

УСТАНОВИЛ:

Министерство образования <адрес> (далее - административный истец, министерство) обратилось в суд с административным иском к администрации Гурьевского муниципального района об оспаривании распоряжения начальника отдела (органа) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района от 27.07.2017г. «Об установлении факта невозможности проживания», мотивировав тем, что 10.10.2017 в министерство поступили документы из Управления образования администрации закрытого административно-территориального образования <адрес> края в интересах СВС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Административный истец ссылается на ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав ребенка», в соответствии с которой органы местного самоуправления формируют учетные дела детей-сирот согласно установленному перечню и направляют заверенные должностным лицом органа местного самоуправления копии документов, необходимых для определения жилых помещений, в министерство образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.

Поступившие учетные дела рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, созданной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Министерство образования принимает решение о включении в список (об отказе во включении в список) детей-сирот с учетом предложений комиссии.

По результатам рассмотрения документов комиссией было установлено, что у СВС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать - СЕВ, отец - отсутствует, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, СВС, на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м.

Согласно акту обследования жилого помещения, устанавливающему наличие или отсутствие обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого они являются от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. проживает один человек - Синев Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Учетная норма площади жилого помещения на одного человека, согласно решению <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы площади жилого помещения для постановки на учет для улучшения жилищных условий и нормы предоставления жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде», составляет в размере 8 кв.м. общей площади на одного человека.

Распоряжением отдела (орган) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания» установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего СВС, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. собственником 1/12 доли в праве общей долевой собственности которого он является, что составляет 5,17 кв.м., в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо проживающего в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории Гурьевского муниципального района <адрес>.

Административный истец ссылается на подпункт 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором, по мнению административного истца, указано о наличии общей площади на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, а не о площади, которая находится в собственности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Административный истец полагает, что площадь, приходящаяся на одно лицо в данном жилом помещении, составляет 31 кв.м., что соответствует размеру учетной нормы (8 кв.м. на одного человека) предоставления жилой площади установленной на территории Гурьевского муниципального района <адрес>.

Административный истец ссылается на п.3 ст. <адрес> «О защите прав ребенка», согласно которой исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Формы контроля, периодичность, сроки и порядок осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений определяет <адрес>.

Документы, подтверждающие эффективность принятых мер по защите жилищных прав сироты, органами местного самоуправления <адрес> не представлены.

На основании изложенного, согласно протоколу заседания комиссии решение об отказе во включении в список СВС, ДД.ММ.ГГГГ г.р., принято единогласно. С учетом предложений комиссии министерством было принято аналогичное решение, в форме приказа министерства образования от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ссылается на то обстоятельство, что <адрес> во втором квартале 2018 года в министерстве была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

По результатам проверки министерству образования внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего защиту жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», в котором указано неправомерность отказа во включении СВС, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с установлением факта невозможности проживания в занимаемом им жилом помещении.

Министерству стало известно о нарушенных правах СВС со дня внесения в министерство представления <адрес>.

Административный истец ссылается на то обстоятельство, что в случае включения СВС в указанный список, будут нарушены права и интересы других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет в министерстве образования ранее, соответственно, требование прокуратуры о включении СВС в список министерством быть не может.

На основании административный истец просил суд:

восстановить пропущенный процессуальный срок оспаривания распоряжения отдела (орган) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания»;

признать распоряжение отдела (орган) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания» незаконным.

Представитель, административного истца, Министерства образования <адрес>, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель, административного ответчика, администрации Гурьевского муниципального района, Ходыкина Т.А., исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что распоряжение начальника отдела администрации Гурьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания» является законным, направленным на защиту прав несвершеннолетнего СВС, т.к. последний имеет статус ребенка-сироты. В собственности у СВС имеется только <данные изъяты> доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м., что соответствует 5,17 кв.м., в связи с чем общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю СВС, менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, предоставляемой по договору социального найма,, которая составляет 8 кв.м. установленной на территории Гурьевского муниципального района <адрес> решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы площади жилого помещения для постановки на учет для улучшения жилищных условий и нормы предоставления жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде». Остальная часть указанного жилого помещения (<данные изъяты> доли) принадлежит по праву собственности СВЕ –брату СВЕ. Следовательно, СВС каким-либо правом, за исключением <данные изъяты> доли, на указанное жилое помещение не обладает, и является ребенком-сиротой, имеющим право на предоставление жилого помещения.

Заинтересованное лицо, Синев Е.В. в судебном заседании позицию представителя административного ответчика поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо, СВС, его законный представитель, Касымова С.В. в судебное заседание, не явились, были извещены о дате времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд направили письменные ходатайства о рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражали.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит исковые требование необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Так, из материалов дела следует, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. принадлежала по праву собственности СЗТ, СВН, СЕВ, действующей за себя и за Синева Е.В., 1990 г.р., на основании договора о приватизации квартиры (л.д.20).

Из свидетельства о рождении от 30.12.2002г. справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что СЕВ приходится матерью СВСДД.ММ.ГГГГ г.р., отец записан со слов матери (л.д.16, 47).

Решением Гурьевского городского суда <адрес> от 08.12.2003г. СЕВ была лишена родительских прав в отношении своих детей СВС, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Синева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., СДС, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.17-18).

СЕВ умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19).

Из свидетельства о праве по наследству по закону от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что после смерти СЕВ, СВС является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) и него объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 23, 26).

Из свидетельства о праве по наследству по закону от ДД.ММ.ГГГГ следует, что СЗТ является, после смерти СВН, собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. (л.д.31).

Из свидетельства о праве по наследству по закону от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что после смерти СЕВ, Синев Евгений Валерьевич и СЗТ являются собственниками по <данные изъяты> доли каждый <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. (л.д. 30).

Из договора дарения <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что СЗТ передала в дар Синева Евгения Валерьевича <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м (л.д. 24).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе права собственности на объект недвижимого имущества следует, что Синев Е.В. является собственником 11/12 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. (л.д.21-22).

Как следует из акта обследования жилого помещения, устанавливающего наличие либо отсутствие обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого они являются от 26.07.2017г. установлено, что СВС является собственником 1/12 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м., что на его долю приходится 5,17 кв.м. указанного жилого помещения, в связи с чем установлена невозможность проживания в данном жилом помещении несовершеннолетнего СВС (л.д.32).

Из акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м., проживают Синев Е.В., КОИ (будущая супруга СЕВ) и КЕА, 2000 г.р. (дочь КОИ). На долю СВС приходится 5,17 кв.м<данные изъяты> доля в праве собственности) указанного жилого помещения, в связи с чем данная площадь менее учетной нормы, которая составляет 8 кв.м. (л.д.58).

Распоряжением начальника отдела (орган) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания» установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего СВС, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности которого он является, что составляет 5,17 кв.м., в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающего в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории Гурьевского муниципального района <адрес> (л.д. 37).

Учетная норма площади жилого помещения территории Гурьевского муниципального района <адрес> на одного человека, предоставляемого по договору социального найма, составляет 8 кв.м., что установлено решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы площади жилого помещения для постановки на учет для улучшения жилищных условий и нормы предоставления жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде» (л.д.38).

Согласно частям 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На уровне актов федерального законодательства право детей-сирот и лиц из их числа на бесплатное получение жилого помещения в пользование, закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Таким образом, для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем.

В силу ч.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016г., местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства. (пункт 2 статьи 36 ГК РФ, подпункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об опеке и попечительстве").

Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания , СВС в настоящее время проживает по адресу: <адрес>29, зарегистрирован по данному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36). По вышеуказанному адресу проживает попечитель СВС- Касымова С.В., назначенная распоряжением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ. -р, что сторонами не оспаривается (л.д.39).

В материалы дела административным истцом не представлено доказательств того обстоятельство, что СВС владеет на праве собственности жилым помещение (его частью) на праве собственности либо договору социального найма площадью более 8 кв.м.

Как установлено судом при рассмотрении дела, СВС в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м. является собственником 1/12 доли в праве общей долевой собственности, что составляет 5,17 кв.м., т.е. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на его долю менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории Гурьевского муниципального района <адрес>.

СВС лишен возможности без согласия другого собственника –СЕВ приобрести в собственность большую долю данного жилого помещения, а возможность заключить договор социального найма в отношении данного помещения у СВС вообще исключена.

Таким образом, площадь принадлежащей СВС доли в жилом помещении меньше учетной нормы площади жилого помещения, что свидетельствует о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основания, свидетельствующего о невозможности проживания СВС в указанном жилом помещении.

Следовательно, оспариваемое административным истцом распоряжение органа опеки является законным, направленным на защиту жилищных прав ребенка-сироты СВС

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч 1.1 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

В соответствии с п.9 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следовательно, Администрация Гурьевского муниципального района является надлежащим административным ответчиком по настоящему иску.

В соответствии с частями 5-8 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. 8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд не усматривает оснований для признания уважительными причин пропуска срока обращения в суд.

Так, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействий), решений государственных органов и местного самоуправления, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административный истец узнал об оспариваемом постановлении не позднее 24.10.2017г., что следует из письма начальника отдела по взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства, усыновлению Министерства образования <адрес>ДГИ от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главного специалиста по опеке и попечительству Управления образования администрации <адрес> края БНА, в котором сообщается о том, что распоряжением начальника отдела орган опеки и попечительства Администрации Гурьевского муниципального района установлен факт невозможности проживания СВС в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 62 кв. м., т.к. он является собственником 1/12 доли в праве общей долевой собственности, что составляет 5,17 кв.м., т.е. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на его долю менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории Гурьевского муниципального района (л.д.35)

Административный истец сдал административное исковое заявление в отделение связи 21.12.2018г. (л.д.48).

Таким образом, административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ.

Уважительность причин пропуска срок для обращения отсутствует.

Суд полагает, что проведение <адрес> во втором квартале 2018 года в министерстве проверки соблюдения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, внесение 21.08.2018г. министерству представления от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего защиту жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» (л.д.9-12) не может являться уважительной причиной пропуска процессуального срока, т.к. министерство само является правоприменительным органом и должно самостоятельно отлеживать соблюдение действующего законодательства.

Следовательно, срок для обращения в суд пропущен административным истцом без уважительной причины, а оснований для его восстановления не имеется.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Министерству образования <адрес> в удовлетворении требований о признании распоряжения отдела (орган) опеки и попечительства администрации Гурьевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания» незаконным.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: /подпись/ И.И.Дорошенко