Дело №а-8361/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре судебного заседания Кадып-оол А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к мэрии города Кызыла о признании недействующими подпунктов «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 и пункта 6 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику указав, что "01 "февраля 2019 г. Мэрией города Кызыла Республики Тыва было принято Постановление №51 «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее - НПА). Указанный НПА был опубликован "01" февраля 2019г. на официальном сайте мэрии г.Кызыла http://mkyzyl.ru. Административный истец является субъектом отношений, регулируемых вышеуказанным НПА, принятым административным ответчиком, поскольку ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг общественного питания с возможностью реализации алкогольной продукции в магазине-баре. Код по ОКВЭД 56.30. Обжалуемым нормативным актом нарушаются его права на осуществление предпринимательской деятельности. Представители правоохранительных органов <адрес> (полиция, прокуратура), основывая свои действия оспариваемым нормативно-правовым актом, препятствуют административному истцу в осуществлении его законной предпринимательской деятельности. Административный истец считает подпункты «а»; «б»; «в»; «г» абзаца 1 пункта 2; пункт 6 постановления Мэрии <адрес>№ от 01.02.2019г. «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», принятого административным ответчиком, противоречащими как федеральному законодательству, так и нормативно-правовым актам РФ, имеющим большую юридическую силу. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией, должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В соответствии с абз.2 п.9 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ (в ред. № от 27.12.2018г) - органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Указанное законоположение свидетельствует о том, что, во-первых - дополнительные ограничения времени, мест, условий розничной продажи алкогольной продукции могут быть введены органами государственной власти субъекта РФ (то есть Республики Тыва в данном случае, а не органом муниципальной власти), а во вторых - такие дополнительные ограничения не могут распространяться на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Пунктом 12 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" также установлено следующее: «Статья 16 Закона устанавливает ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции. Одновременно абзацем вторым пункта 5 данной статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу названной продукции. Применяя указанную норму, судам необходимо иметь в виду, что применительно к пункту 2 статьи 1 ГК РФ соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. Действия органов власти субъектов Российской Федерации, а также (в частности) муниципальных органов власти в части издания актов, не соответствующих действующему законодательству, а в данном случае противоречащие ФЗ №, могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания, что в соответствии с пунктом 17 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 "О защите конкуренции” (далее - Закон о защите конкуренции) является признаком ограничения конкуренции. Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2); установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3); создание дискриминационных условий (п. 8). Таким образом, установление запретов и ограничений хозяйствующим субъектам, реализующим алкогольную продукцию, при оказании услуг общественного питания, которые не предусмотрены действующим законодательством, безусловно приводит к нарушению ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. В соответствии с нормами действующего законодательства органы местного самоуправления вправе определять границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), допускается установление различных значений расстояния от объектов и организаций, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в зависимости от видов деятельности указанных объектов и организаций. Считает необходимым обратить внимание суда на имеющий место случай неправомерного установления Мэрией <адрес> Республики Тыва различных расстояний от предприятий, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания, исходя из типа данных предприятий (ресторан - все прочие типы организаций общественного питания). В соответствии с п.3 ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения: предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. Ресторан - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров. Кафе - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услугу организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары. Бар - предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары. Буфет - предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания, полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары. Закусочная - предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров. Таким образом, указанные объекты (как рестораны, так и другие предприятия общественного питания) осуществляют один вид деятельности - оказание услуг общественного питания. При установлении различных допустимых расстояний до указанных предприятий им могут создаваться неравные условия осуществления хозяйственной деятельности. Указанный довод подтверждается также и ОКВЭД ОК 029-2014, утв. приказом Госстандарта № от 31.01.2014г., согласно которого виды экономической деятельности 56.10; 56.30 относятся к деятельности предприятий общественного питания, в то время как вид деятельности 47.25.12 относится к розничной торговле пивом в специализированных магазинах. В данном конкретном случае оспаривается подпункты «а»; «б»; «в»; «г» абзаца 1 пункта 2; пункт 6 принятого постановления Мэрии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» акта, в котором, устанавливаются различные расстояния от организаций и(или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (ресторанов и других субъектов, оказывающих услуги общественного питания, то есть осуществляющих один вид деятельности), до границ прилегающих территорий. Такие действия муниципального образования и оспариваемые нормы свидетельствуют о грубом и безосновательном нарушении ст.15 Закона о защите конкуренции. Абзац 10 пункта 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерация мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (вместе с Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции), действовавшего на момент принятия Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. № предусмотрено: «Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную пролажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания». Указанное положение позволяет устанавливать различные значения расстояний до границ, в которых запрещена розничная реализация алкогольной продукции только для двух случаев: 1) для розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах; 2) для розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Дифференциацию по типу, виду или названию предприятия (объекта) общественного питания вышеуказанное Постановление Правительства РФ не предусматривает и не допускает. Пунктом 4 «Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденных постановлением Правительства РФ № от 27.12.2012г. установлено: территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Пунктом 5 «Правил определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утв. Постановлением Правительства РФ № от 27.12.2012г. установлено: Дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект; б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. При этом, в нарушение указанных выше положений, п.6 Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. № устанавливает способ определения таких границ: а)при отсутствии обособленной территории, прилегающей к зданию - от входа для посетителей в здание, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или объект, в котором при оказании услуг общественного питания осуществляется розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу); б)при наличии обособленной территории, прилегающей к зданию — от входа для посетителей на обособленную территорию, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или объект, в котором при оказании услуг общественного питания осуществляется розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу); В данном случае очевидно, что п.6 Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. № незаконно и необоснованно не предполагает определение расстояний до границ объектов и прилегающих территорий с учетом конкретных особенностей местности (рельеф, водные объекты и т.п.) и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 27.12.2012г. Более того входы на такие объекты могут и вовсе не соединяться прямыми линиями, так как эти входы могут быть расположены на объектах не только фасадами друг к другу, но и развернуты в противоположных направлениях относительно фасадов. Согласно ст.3 Федерального закона №171-ФЗ об обороте алкогольной продукции, законодательство о государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации. Подпункт "б” пункта 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или), осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации. Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несоответствии подпунктов «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. № «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» пункту 4 абз.10 п.6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; статье 3 абз.3 п.9 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; подпункту «б» п.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; пункту 17 ст.4, пунктам 2, 3, 8, 4.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 "О защите конкуренции"; пункту 2 ст.15 Гражданского кодекса РФ; части 1 ст.8, ч.2 ст.34, ч.3 ст.55 Конституции РФ. Пункт 6 Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» не соответствует пункту 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от 01.02.2019г.) "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
Просит суд признать недействующими подпункты «а», «б». «в», «г» абзаца 1 пункта 2, пункт 6 постановления Мэрии г.Кызыла №51 от 01.02.2019г. «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», как не соответствующий законодательству Российской Федерации.
В отзыве на административное исковое заявление представитель мэрии <адрес> просит отказать в удовлетворении административных исковых требований по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО4 просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель мэрии <адрес>ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административным истцом оспариваются подпункты «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2, пункт 6 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» (далее – постановление №).
Согласно подпунктам «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 постановления № установлены минимальные значения расстояния на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
- при оказании услуг общественного питания (за исключением ресторанов), прилегающих:
а) к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, при наличии обособленной территории - 500 метров, при отсутствии обособленной территории - 600 метров;
б) к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке (на период детско-юношеских спортивных мероприятий), к местам вокзала или аэропорта при наличии обособленной территории - 500 метров, при отсутствии обособленной территории - 600 метров;
в) к местам боевых позиций войск, полигонов, узлов связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, при наличии обособленной территории - 800 метров, при отсутствии обособленной территории - 900 метров;
г) к местам нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии обособленной территории - 800 метров, при отсутствии обособленной территории - 900 метров;
Из п. 6 постановления № следует, что для определения границ прилегающих территорий расчет расстояния вышеуказанных объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, производится:
а) при отсутствии обособленной территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором размещены организации и объекты, - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект или объект, в котором при оказании услуг общественного питания осуществляется розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу);
б) при наличии обособленной территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором размещены организации и объекты, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, - от входа для посетителей на обособленную территорию по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу).
В случае наличия нескольких входов для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором размещены организации и объекты, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, - от каждого входа для посетителей по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу).
Как установлено судом, ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, код по ОКВЭД 56.30 – подача напитков, в связи с чем оспариваемым постановлением затрагиваются законные права и интересы административного истца.
Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 этого Закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, мэрия г. Кызыла наделена полномочиями по определению границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, действовавших до 01.01.2021 (далее - Правила № 1425).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам ииным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.
Согласно пункту 2 Правил №1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.
В силу пункта 4 Правил №1425 территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил(далее - дополнительная территория).
Согласно подпункту "б" пункта 3 Правил №1425 "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Дополнительная территория определяется при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект, а при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект, при этом максимальное значение расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов (пункты 5 и 6 Правил N 1425).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 1425 от 27.12.2012 г. способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Границы прилегающих территорий определяются в решениях органами местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (пункт 8 Правил №1425).
Таким образом, органы местного самоуправления не ограничены в выборе способа расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 16 ноября 2018 года№ 1337 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений, организуемых мэрией города Кызыла.
Как следует из материалов дела и установлено судом, информация о публичных слушаниях по проекту оспариваемого постановления была опубликована на сайте мэрии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлен протокол проведения общественных обсуждений, размещенный также на сайте мэрии.
Проект оспариваемого постановления прошел процедуру публичных обсуждений. Предложений и замечаний на стадии обсуждения от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, физических лиц, государственных и иных учреждений на Перечень объектов территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная торговля алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания (приложение № постановления №) не поступало.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В статьях 35, 52, 64.2 Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва" указано, что правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.
Постановления мэра г. Кызыла, затрагивающие права граждан, обязательно публикуются в средствах массовой информации.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением нормативных правовых актов Хурала представителей г. Кызыла о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, действующим законодательством не установлено специального порядка вступления в силу муниципального правового акта, принятого во исполнение Федерального закона № 171-ФЗ, порядок опубликования оспариваемого административным истцом постановления мэрии г. Кызыла не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец оспаривает п.п «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 и пункта 6 постановления мэрии города Кызыла от 1 февраля 2019 года №51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что мэрией г. Кызыла соблюден порядок принятия указанного постановления: нормативный акт издан в установленном законом порядке, в надлежащей форме, управомоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением правил введения нормативных актов в действие, что подтверждено материалами дела.
Таким образом, поскольку оспариваемое постановление мэрии города не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принят надлежащим органом и в пределах наделенной компетенции, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан городского округа, во исполнение предписаний Федерального закона о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к мэрии города Кызыла о признании недействующими подпунктов «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 и пункта 6 постановления мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 22 декабря 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья А.А. Донгак