ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-8361/2023 от 08.12.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело а-8361/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Донгак А.А., при секретаре судебного заседания Кадып-оол А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к мэрии города Кызыла о признании недействующими подпунктов «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 и пункта 6 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику указав, что "01 "февраля 2019 г. Мэрией города Кызыла Республики Тыва было принято Постановление №51 «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее - НПА). Указанный НПА был опубликован "01" февраля 2019г. на официальном сайте мэрии г.Кызыла http://mkyzyl.ru. Административный истец является субъектом отношений, регулируемых вышеуказанным НПА, принятым административным ответчиком, поскольку ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг общественного питания с возможностью реализации алкогольной продукции в магазине-баре. Код по ОКВЭД 56.30. Обжалуемым нормативным актом нарушаются его права на осуществление предпринимательской деятельности. Представители правоохранительных органов <адрес> (полиция, прокуратура), основывая свои действия оспариваемым нормативно-правовым актом, препятствуют административному истцу в осуществлении его законной предпринимательской деятельности. Административный истец считает подпункты «а»; «б»; «в»; «г» абзаца 1 пункта 2; пункт 6 постановления Мэрии <адрес> от 01.02.2019г. «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», принятого административным ответчиком, противоречащими как федеральному законодательству, так и нормативно-правовым актам РФ, имеющим большую юридическую силу. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией, должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В соответствии с абз.2 п.9 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ (в ред. от 27.12.2018г) - органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Указанное законоположение свидетельствует о том, что, во-первых - дополнительные ограничения времени, мест, условий розничной продажи алкогольной продукции могут быть введены органами государственной власти субъекта РФ (то есть Республики Тыва в данном случае, а не органом муниципальной власти), а во вторых - такие дополнительные ограничения не могут распространяться на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Пунктом 12 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" также установлено следующее: «Статья 16 Закона устанавливает ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции. Одновременно абзацем вторым пункта 5 данной статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу названной продукции. Применяя указанную норму, судам необходимо иметь в виду, что применительно к пункту 2 статьи 1 ГК РФ соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. Действия органов власти субъектов Российской Федерации, а также (в частности) муниципальных органов власти в части издания актов, не соответствующих действующему законодательству, а в данном случае противоречащие ФЗ , могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания, что в соответствии с пунктом 17 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "О защите конкуренции” (далее - Закон о защите конкуренции) является признаком ограничения конкуренции. Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2); установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3); создание дискриминационных условий (п. 8). Таким образом, установление запретов и ограничений хозяйствующим субъектам, реализующим алкогольную продукцию, при оказании услуг общественного питания, которые не предусмотрены действующим законодательством, безусловно приводит к нарушению ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. В соответствии с нормами действующего законодательства органы местного самоуправления вправе определять границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), допускается установление различных значений расстояния от объектов и организаций, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в зависимости от видов деятельности указанных объектов и организаций. Считает необходимым обратить внимание суда на имеющий место случай неправомерного установления Мэрией <адрес> Республики Тыва различных расстояний от предприятий, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания, исходя из типа данных предприятий (ресторан - все прочие типы организаций общественного питания). В соответствии с п.3 ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения: предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания) - имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. Ресторан - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров. Кафе - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услугу организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары. Бар - предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары. Буфет - предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания, полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары. Закусочная - предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров. Таким образом, указанные объекты (как рестораны, так и другие предприятия общественного питания) осуществляют один вид деятельности - оказание услуг общественного питания. При установлении различных допустимых расстояний до указанных предприятий им могут создаваться неравные условия осуществления хозяйственной деятельности. Указанный довод подтверждается также и ОКВЭД ОК 029-2014, утв. приказом Госстандарта от 31.01.2014г., согласно которого виды экономической деятельности 56.10; 56.30 относятся к деятельности предприятий общественного питания, в то время как вид деятельности 47.25.12 относится к розничной торговле пивом в специализированных магазинах. В данном конкретном случае оспаривается подпункты «а»; «б»; «в»; «г» абзаца 1 пункта 2; пункт 6 принятого постановления Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» акта, в котором, устанавливаются различные расстояния от организаций и(или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (ресторанов и других субъектов, оказывающих услуги общественного питания, то есть осуществляющих один вид деятельности), до границ прилегающих территорий. Такие действия муниципального образования и оспариваемые нормы свидетельствуют о грубом и безосновательном нарушении ст.15 Закона о защите конкуренции. Абзац 10 пункта 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерация мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (вместе с Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции), действовавшего на момент принятия Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. предусмотрено: «Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную пролажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания». Указанное положение позволяет устанавливать различные значения расстояний до границ, в которых запрещена розничная реализация алкогольной продукции только для двух случаев: 1) для розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах; 2) для розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Дифференциацию по типу, виду или названию предприятия (объекта) общественного питания вышеуказанное Постановление Правительства РФ не предусматривает и не допускает. Пунктом 4 «Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. установлено: территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Пунктом 5 «Правил определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. установлено: Дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект; б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект. При этом, в нарушение указанных выше положений, п.6 Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. устанавливает способ определения таких границ: а)при отсутствии обособленной территории, прилегающей к зданию - от входа для посетителей в здание, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или объект, в котором при оказании услуг общественного питания осуществляется розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу); б)при наличии обособленной территории, прилегающей к зданию — от входа для посетителей на обособленную территорию, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или объект, в котором при оказании услуг общественного питания осуществляется розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу); В данном случае очевидно, что п.6 Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. незаконно и необоснованно не предполагает определение расстояний до границ объектов и прилегающих территорий с учетом конкретных особенностей местности (рельеф, водные объекты и т.п.) и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. Более того входы на такие объекты могут и вовсе не соединяться прямыми линиями, так как эти входы могут быть расположены на объектах не только фасадами друг к другу, но и развернуты в противоположных направлениях относительно фасадов. Согласно ст.3 Федерального закона №171-ФЗ об обороте алкогольной продукции, законодательство о государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации. Подпункт "б” пункта 4 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или), осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации. Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о несоответствии подпунктов «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от 01.02.2019г. «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» пункту 4 абз.10 п.6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции на ДД.ММ.ГГГГ) "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"; статье 3 абз.3 п.9 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; подпункту «б» п.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; пункту 17 ст.4, пунктам 2, 3, 8, 4.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "О защите конкуренции"; пункту 2 ст.15 Гражданского кодекса РФ; части 1 ст.8, ч.2 ст.34, ч.3 ст.55 Конституции РФ. Пункт 6 Постановления Мэрии <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» не соответствует пункту 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от 01.02.2019г.) "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".

Просит суд признать недействующими подпункты «а», «б». «в», «г» абзаца 1 пункта 2, пункт 6 постановления Мэрии г.Кызыла №51 от 01.02.2019г. «Об определении границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

В отзыве на административное исковое заявление представитель мэрии <адрес> просит отказать в удовлетворении административных исковых требований по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1ФИО4 просил удовлетворить административные исковые требования.

Представитель мэрии <адрес>ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административным истцом оспариваются подпункты «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2, пункт 6 постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» (далее – постановление ).

Согласно подпунктам «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 постановления установлены минимальные значения расстояния на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

- при оказании услуг общественного питания (за исключением ресторанов), прилегающих:

а) к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования), организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, при наличии обособленной территории - 500 метров, при отсутствии обособленной территории - 600 метров;

б) к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке (на период детско-юношеских спортивных мероприятий), к местам вокзала или аэропорта при наличии обособленной территории - 500 метров, при отсутствии обособленной территории - 600 метров;

в) к местам боевых позиций войск, полигонов, узлов связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации, при наличии обособленной территории - 800 метров, при отсутствии обособленной территории - 900 метров;

г) к местам нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии обособленной территории - 800 метров, при отсутствии обособленной территории - 900 метров;

Из п. 6 постановления следует, что для определения границ прилегающих территорий расчет расстояния вышеуказанных объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, производится:

а) при отсутствии обособленной территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором размещены организации и объекты, - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект или объект, в котором при оказании услуг общественного питания осуществляется розничная продажа алкогольной продукции по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу);

б) при наличии обособленной территории, прилегающей к зданию (строению, сооружению), в котором размещены организации и объекты, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, - от входа для посетителей на обособленную территорию по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу).

В случае наличия нескольких входов для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором размещены организации и объекты, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, - от каждого входа для посетителей по кратчайшему расстоянию по прямой (радиусу).

Как установлено судом, ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, код по ОКВЭД 56.30 – подача напитков, в связи с чем оспариваемым постановлением затрагиваются законные права и интересы административного истца.

Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 этого Закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.

Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, мэрия г. Кызыла наделена полномочиями по определению границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, действовавших до 01.01.2021 (далее - Правила № 1425).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам ииным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.

Согласно пункту 2 Правил №1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.

В силу пункта 4 Правил №1425 территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил(далее - дополнительная территория).

Согласно подпункту "б" пункта 3 Правил №1425 "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

Дополнительная территория определяется при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект, а при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект, при этом максимальное значение расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов (пункты 5 и 6 Правил N 1425).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 1425 от 27.12.2012 г. способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.

Границы прилегающих территорий определяются в решениях органами местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (пункт 8 Правил №1425).

Таким образом, органы местного самоуправления не ограничены в выборе способа расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 16 ноября 2018 года№ 1337 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений, организуемых мэрией города Кызыла.

Как следует из материалов дела и установлено судом, информация о публичных слушаниях по проекту оспариваемого постановления была опубликована на сайте мэрии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлен протокол проведения общественных обсуждений, размещенный также на сайте мэрии.

Проект оспариваемого постановления прошел процедуру публичных обсуждений. Предложений и замечаний на стадии обсуждения от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, физических лиц, государственных и иных учреждений на Перечень объектов территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная торговля алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания (приложение постановления ) не поступало.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В статьях 35, 52, 64.2 Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва" указано, что правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.

Постановления мэра г. Кызыла, затрагивающие права граждан, обязательно публикуются в средствах массовой информации.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением нормативных правовых актов Хурала представителей г. Кызыла о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, действующим законодательством не установлено специального порядка вступления в силу муниципального правового акта, принятого во исполнение Федерального закона № 171-ФЗ, порядок опубликования оспариваемого административным истцом постановления мэрии г. Кызыла не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец оспаривает п.п «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 и пункта 6 постановления мэрии города Кызыла от 1 февраля 2019 года №51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что мэрией г. Кызыла соблюден порядок принятия указанного постановления: нормативный акт издан в установленном законом порядке, в надлежащей форме, управомоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением правил введения нормативных актов в действие, что подтверждено материалами дела.

Таким образом, поскольку оспариваемое постановление мэрии города не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принят надлежащим органом и в пределах наделенной компетенции, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан городского округа, во исполнение предписаний Федерального закона о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к мэрии города Кызыла о признании недействующими подпунктов «а», «б», «в», «г» абзаца 1 пункта 2 и пункта 6 постановления мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 22 декабря 2023 года (с учетом выходных дней).

Судья А.А. Донгак