Дело №а-837/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 03 августа 2020 года
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Петренко А.П.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> к ГУ ФССП по <адрес>, <адрес> РОСП Управление ФССП по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> обратилось в ГУ ФССП по <адрес>, <адрес> РОСП Управление ФССП по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определением о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В обоснование административного иска указано, что решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворен иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к УФСИН России по <адрес> (далее - Управление) и федеральному казенному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее - Учреждение) об обязании обеспечить осужденных, содержащихся в Учреждении санитарно-техническими средствами из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных, за счет средств федерального бюджета по мере их поступления, в очередном финансовом году.
На основании Исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серия ФС № выданного <адрес> районным судом по делу №, <адрес> РОСП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения за входящим №/д из <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> поступило Постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному решению <адрес> районного суда.
Постановление <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ мотивировано тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу - исполнителю должником не предоставлено.
Полагают, что данное Постановление о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным и обоснованным, в силу следующего:
Согласно Устава Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств предусмотренных в федеральном бюджете.
Поскольку Учреждение является некоммерческой организацией, источником финансирования которого служат средства федерального бюджета данный процесс находится вне его контроля.
В соответствии ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ запрещено нецелевое расходование денежных средств, при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на данные цели.
Обеспечить осужденных, содержащихся в Учреждении, санитарно-техническими средствами из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных, без привлечения бюджетных средств не представляется возможным, поскольку Учреждение, является казенным учреждением и не имеет возможность расходовать, поступающие в рамках лимитов бюджетных обязательств денежные средства, а вправе их расходовать только по прямому назначению.
В целях исполнения данного решения суда руководством Учреждения предпринимаются все возможные меры для обеспечения осужденных, содержащихся в Учреждении, санитарно-техническими средствами из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных.
В Управление согласно расчета потребности в период с 2012 года по текущий период 2020 года неоднократно направлялись запросы с составленным дефектным актом на ремонт санузлов Общежитий №, №, №, №, план-схемой реконструкции жилой зоны Учреждения и локальным ресурсным сметным расчетом с целью выделения денежных средств на общую сумму 3 349 905 рублей 00 копеек для обеспечения осужденных необходимым количеством санитарно-технических приборов.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № от из Управления поступила телефонограмма, в которой указано, что в связи с рассмотрением ФСИН России вопросов строительства реконструкции), капитального ремонта объектов учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, требуемых для исполнения решений судов РФ, потребовали представить (нарочно) в ОКСиР Управления копии всех имеющихся материалов по казанным решениям, включая переписку с ФСИН, органами исполнительной власти субъекта РФ, иными органами и организациями, для анализа информации о потребности в денежных средствах, необходимых для реализации такого строительства (реконструкции), капитального ремонта.
В Управление за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ с целью обеспечения осужденных необходимым количеством санитарно-технических приборов была направлена документация для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта санитарных узлов общежитий Учреждения: дефектный акт на ремонт санузлов, локальный ресурсный сметный расчет и план-схема реконструкции жилой зоны Учреждения.
За исх.№/ТО/25-4499 от ДД.ММ.ГГГГ из Управления в адрес Учреждения поступило письмо, в котором разъяснено, что денежные средства на проведение капитального и текущего ремонта в настоящее время в Управлении отсутствуют и данная заявка на проведение капитального ремонта санитарных узлов Учреждения будет рассмотрена при наличии дополнительного финансирования из ФСИН России.
Для исполнения данного решения <адрес> районного суда Учреждению необходимо приобрести: унитазы - 79 штук; лотковые писсуары по 0,4 м. - 88 штук; ножные ванны - 108 штук; умывальники - 65 штук.
Для обеспечения Учреждения необходимым количеством санитарно-технических приборов и ремонта санузлов Общежитий №, №, №, № необходимо выделение Управлением денежных средств из федерального бюджета на общую сумму 3 349 905 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд <адрес> районным судом Учреждению было отказано в предоставлении отсрочки исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 2012 года и текущий период 2020 года Управлением бюджетного финансирования в отношении Учреждения произведено не было, денежных средств, для приобретения санитарно-технических средств и ремонта санузлов Общежитий №, №, №, № из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных до настоящего времени Учреждению не выделялось.
Для исполнения в полном объеме данного решения суда Учреждению необходимо выделение Управлением денежных средств из Федерального бюджета на общую сумму 3 349 905 рублей 00 копеек.
Учреждение исполняло и исполняет вышеуказанное решение суда на протяжении всего времени, что подтверждается вышеизложенным, следовательно не бездействовало.
Кроме того, в вышеуказанном решении суда четко прописано: обязать УФСИН России по <адрес> и ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> обеспечить осужденных, содержащихся в Учреждении, необходимым набором помещений, мебели, инвентаря и оборудования, а также необходимым количеством комнат для проведения длительных свиданий, в количестве 46 штук, за счет средств федерального бюджета по мере их поступления, в очередном финансовом году.
В виду отсутствия должного финансирования Учреждения из федерального бюджета Управлением, исполнить в настоящий момент решение <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и устранить в полном объеме выявленные нарушения в Учреждении, не представляется возможным.
Таким образом, считают, что неисполнение должником (ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>) требований исполнительного документа было связано с наличием объективно непреодолимых обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению требований исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок.
Просит суд освободить ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК - № УФСИН России по <адрес> не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в срок, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика ГУ ФССП по <адрес> в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика <адрес> РОСП УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, в суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия.
На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворен иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к УФСИН России по <адрес> (далее - Управление) и федеральному казенному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее - Учреждение) об обязании обеспечить осужденных, содержащихся в Учреждении санитарно-техническими средствами из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных, за счет средств федерального бюджета по мере их поступления, в очередном финансовом году.
На основании Исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серия ФС № выданного <адрес> районным судом по делу №, <адрес> РОСП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения за входящим №/д из <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> поступило Постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному решению <адрес> районного суда.
Постановление <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ мотивировано тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу - исполнителю должником не предоставлено.
Полагают, что данное Постановление о взыскании исполнительского сбора нельзя признать законным и обоснованным, в силу следующего:
Согласно Устава Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств предусмотренных в федеральном бюджете.
Поскольку Учреждение является некоммерческой организацией, источником финансирования которого служат средства федерального бюджета данный процесс находится вне его контроля.
В соответствии ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ запрещено нецелевое расходование денежных средств, при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на данные цели.
Обеспечить осужденных, содержащихся в Учреждении, санитарно-техническими средствами из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных, без привлечения бюджетных средств не представляется возможным, поскольку Учреждение, является казенным учреждением и не имеет возможность расходовать, поступающие в рамках лимитов бюджетных обязательств денежные средства, а вправе их расходовать только по прямому назначению.
В целях исполнения данного решения суда руководством Учреждения предпринимаются все возможные меры для обеспечения осужденных, содержащихся в Учреждении, санитарно-техническими средствами из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных.
В Управление согласно расчета потребности в период с 2012 года по текущий период 2020 года неоднократно направлялись запросы с составленным дефектным актом на ремонт санузлов Общежитий №, №, №, №, план-схемой реконструкции жилой зоны Учреждения и локальным ресурсным сметным расчетом с целью выделения денежных средств на общую сумму 3 349 905 рублей 00 копеек для обеспечения осужденных необходимым количеством санитарно-технических приборов.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № от из Управления поступила телефонограмма, в которой указано, что в связи с рассмотрением ФСИН России вопросов строительства реконструкции), капитального ремонта объектов учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, требуемых для исполнения решений судов РФ, потребовали представить (нарочно) в ОКСиР Управления копии всех имеющихся материалов по казанным решениям, включая переписку с ФСИН, органами исполнительной власти субъекта РФ, иными органами и организациями, для анализа информации о потребности в денежных средствах, необходимых для реализации такого строительства (реконструкции), капитального ремонта.
В Управление за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ с целью обеспечения осужденных необходимым количеством санитарно-технических приборов была направлена документация для рассмотрения вопроса о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта санитарных узлов общежитий Учреждения: дефектный акт на ремонт санузлов, локальный ресурсный сметный расчет и план-схема реконструкции жилой зоны Учреждения.
За исх.№/ТО/25-4499 от ДД.ММ.ГГГГ из Управления в адрес Учреждения поступило письмо, в котором разъяснено, что денежные средства на проведение капитального и текущего ремонта в настоящее время в Управлении отсутствуют и данная заявка на проведение капитального ремонта санитарных узлов Учреждения будет рассмотрена при наличии дополнительного финансирования из ФСИН России.
Для исполнения данного решения Приморско-Ахтарского районного суда Учреждению необходимо приобрести: унитазы - 79 штук; лотковые писсуары по 0,4 м. - 88 штук; ножные ванны - 108 штук; умывальники - 65 штук.
Для обеспечения Учреждения необходимым количеством санитарно-технических приборов и ремонта санузлов Общежитий №, №, №, № необходимо выделение Управлением денежных средств из федерального бюджета на общую сумму 3 349 905 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждение обратилось в <адрес> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда, по рассмотрению которого ДД.ММ.ГГГГ суд Приморско-Ахтарским районным судом Учреждению было отказано в предоставлении отсрочки исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 2012 года и текущий период 2020 года Управлением бюджетного финансирования в отношении Учреждения произведено не было, денежных средств, для приобретения санитарно-технических средств и ремонта санузлов Общежитий №, №, №, № из расчета 1 умывальник, ножная ванна, унитаз, а также 0,4 м. лоткового писсуара на 15 осужденных до настоящего времени Учреждению не выделялось.
Для исполнения в полном объеме данного решения суда Учреждению необходимо выделение Управлением денежных средств из Федерального бюджета на общую сумму 3 349 905 рублей 00 копеек.
Учреждение исполняет вышеуказанное решение суда на протяжении всего времени, что подтверждается вышеизложенным.
В виду отсутствия должного финансирования Учреждения из федерального бюджета Управлением, исполнить в настоящий момент решение Приморско-Ахтарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и устранить в полном объеме выявленные нарушения в Учреждении, не представляется возможным.
Таким образом, суд считает, что неисполнение должником требований исполнительного документа было связано с наличием объективно непреодолимых обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению требований исполнительного документа в указанный судебным приставом-исполнителем срок.
Общим основанием освобождения от ответственности должника, является отсутствие вины в ненадлежащем исполнении обязательств.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины ФКУ ИК – № УФСИН России по <адрес> в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> к ГУ ФССП по <адрес>, <адрес> РОСП Управление ФССП по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> районный суд в течение месяца.
Судья <адрес>
районного суда: А.П. Петренко