ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-83/19 от 21.05.2019 Лакского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а –83/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 г. <адрес>

Судья Лакского районного суда Республики Дагестан Максудов М.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД и администрации муниципального района «<адрес>» РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>ФИО2 (далее ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД (далее администрация СП МО «<адрес>») и администрации муниципального района «<адрес>» РД (далее администрация МР «<адрес>») об устранении нарушений требований санитарного законодательства.

Исковые требования мотивированы тем, что Согласно ст.25 п.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – ФЗ ) и п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой, горячей воды» (далее по тексту Постановления ) проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Программа производственного контроля проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами на 2017 – 2021г.г., разработанная администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД была согласована с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>. Однако, администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД в нарушении п. п. 7, 22 Постановления п. 7.7 и 9 Программы производственного контроля сведения по результатам лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, не направляются в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>.

В нарушении ст. 40, ст.23 ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не разработана, не утверждена инвестиционная программа, касающегося качества питьевой воды и не представлена на согласования в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>.

В соответствии ст.43 «Водный кодекс Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ (ред. От 27.12.2018г.) использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускаются при наличии согласования условий использования водного объекта (спецводопользования) органами Минприроды.

В соответствии п.10 ст.23 ФЗ органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, вместе с тем при мониторировании официального сайта администрации МР «<адрес>» и иных СМИ в т.ч. Республиканской газеты «Илчи» (Вестник) Отсутствуют данные о размещении указанной информации.

Также в соответствии п. 11 ст.23 ФЗ в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»), однако указанную работу в силу отсутствия результатов производственного контроля качества и безопасности питьевой воды или по каким-то иным причинам со стороны администрации МР «<адрес>» не проводится.

Согласно п. 2.5 «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001г. ) при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр Госсанэпиднадзора, однако администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД не обеспечивается представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях.

Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о грубом нарушении администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацией МР «<адрес>» законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение потребителей сельского населения осуществляется с недопустимыми нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательство о защите прав потребителей.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацией МР «<адрес>» своих функциональных обязанностей в части обеспечения постоянной доброкачественной питьевой водой населения администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД и чреваты возникновением и распространением инфекционных и паразитарных заболеваний водного характера.

В соответствии с ч.2 ст.40 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

В силу ст.46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными, в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В соответствии с ч.2 ст.17 Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца.

В соответствии с ч.3 указанной <адрес>, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

По изложенным основаниям в целях недопущения нарушении действующего законодательства, просил суд признать незаконным бездействие администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст.19, ст.21 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, ст.25, ст.40, ст.41 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Обязать администрацию СП МО «<адрес>-2» <адрес> РД и администрацию МР «<адрес>» в течение трех месяцев принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения администрации СП МО «<адрес>-2» <адрес> РД, а именно:

- осуществлять лабораторно-производственный контроль за качеством и безопасностью питьевой воды подаваемой населению в полном объеме и в соответствии с ППК;

- представлять сведения по результатам производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направлять в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> (срок – ежемесячно и при несоответствии качества воды в течении 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний);

- разработать и утвердить инвестиционную программу, касающуюся качества питьевой воды и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>;

- обеспечить использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии согласования условий использования водного объекта (спецводопользования) органами Минприроды;

- разработать планы мероприятий по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и до 1 июля представить для согласования в ТО Роспотребнадзора (ст.37, 39 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах использования этих планов (срок ежегодно);

- обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» соответствующую информацию в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе производственного контроля качества питьевой воды (по мере возникновения ситуации);

- обеспечить представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях со сроками их устранения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> (еженедельно);

- обеспечить промывку и дезинфекцию участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование.

Обязать администрацию СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацию МР «<адрес>» довести решение суда до потребителя через СМИ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Административный истец в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик администрация СП МО «<адрес>» <адрес> РД в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> признал полностью, против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал.

Административный ответчик администрация МР «<адрес>» в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> признал полностью, против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал.

На основании ст. 291, 292 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.4, п.31 ст.14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжение населения и водоотведения, осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования

В соответствии со ст.43 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ (ред. От 27.12.2018г.) использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускаются при наличии согласования условий использования водного объекта (спецводопользования) органами Минприроды.

В соответствии с п.10 ст.23 ФЗ - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В соответствии п. 11 ст.23 ФЗ в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

Согласно п. 2.5 «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2001г. ) при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр Госсанэпиднадзора.

Из приложенной к материалам дела докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в <адрес>» при проведении анализа статистической отчетной формы за I квартал 2019 года по водоснабжению, установлено: Ни одна из подконтрольных территорий <адрес>-1, <адрес>-2, <адрес>) не представлены результаты производственного контроля качества питьевой воды, не представлены также инвестиционные программы и сведения о порывах и утечек на водопроводных линиях.

Таким образом, судом установлено, что вышеизложенные факты свидетельствуют о грубом нарушении администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацией МР «<адрес>» законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение потребителей сельского населения осуществляется с недопустимыми нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательство о защите прав потребителей.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о незаконном бездействии административных ответчиков выразившееся в ненадлежащем исполнении администрацией СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацией МР «<адрес>» своих функциональных обязанностей в части обеспечения постоянной доброкачественной питьевой водой населения администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД и чреваты возникновением и распространением инфекционных и паразитарных заболеваний водного характера, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц. Обязанность административных ответчиков по организации на территории СП МО «<адрес>» <адрес> РД должна исполняться своевременно, на установленной законом основе, нарушений прав граждан в области защиты их прав на обеспечение постоянной доброкачественной питьевой водой населения администрации допущено быть не должно.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательно предусмотренной обязанности ответственность несёт именно орган местного самоуправления.

В соответствии со ст.40 Кодекса административного судопроизводства РФ ТО Роспотребнадзора вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствие с ч. 2 ст. 62 КАС РФ по административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено, что истцом требования ч. 2 ст. 62 КАС РФ, при подаче иска соблюдены.

В связи с изложенным, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> в рамках полномочий, представленных ст. 40 КАС РФ, а также Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>».

Несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования истца отвечают законным интересам неопределенного круга лиц и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок, в который ответчикам следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить ответчикам срок исполнения решения суда. При этом, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 292-293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД и администрации муниципального района «<адрес>» РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства.

Признать бездействие администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18, ст.19, ст.21 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23, ст.25, ст.40, ст.41 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» незаконным.

Обязать администрацию СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацию МР «<адрес>» в течение трех месяцев принять меры по устранению нарушений санитарного законодательства в части организации питьевого водоснабжения населения администрации СП МО «<адрес>» <адрес> РД, а именно:

- осуществлять лабораторно-производственный контроль за качеством и безопасностью питьевой воды подаваемой населению в полном объеме и в соответствии с ППК;

- представлять сведения по результатам производственного контроля лабораторных исследований и испытаний, в том числе, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направлять в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> (срок – ежемесячно и при несоответствии качества воды в течении 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний);

- разработать и утвердить инвестиционную программу, касающуюся качества питьевой воды и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>;

- обеспечить использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии согласования условий использования водного объекта (спецводопользования) органами Минприроды;

- разработать планы мероприятий по привидению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и до 1 июля представить для согласования в ТО Роспотребнадзора (ст.37, 39 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах использования этих планов (срок ежегодно);

- обеспечить размещения в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» соответствующую информацию в случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе производственного контроля качества питьевой воды (по мере возникновения ситуации);

- обеспечить представления информации по авариям и утечкам на водопроводных и канализационных сетях со сроками их устранения в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> (еженедельно);

- обеспечить промывку и дезинфекцию участков аварий (порывов) на водопроводных сетях, с контрольным отбором проб воды на лабораторное исследование.

Обязать администрацию СП МО «<адрес>» <адрес> РД и администрацию МР «<адрес>» довести решение суда до потребителя через СМИ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Лакский районный суд РД в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.М. Максудов