ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-83/20 от 24.12.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело а-83/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Гуляевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации Смоленской области об установлении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ..., равной его рыночной стоимости в размере 1734112 рублей и земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ..., равной его рыночной стоимости в размере 1094 867 рублей. Также просил восстановить процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Указал, что результаты государственной кадастровой оценки жилого дома и земельного участка завышены, не соответствуют рыночной стоимости, определенной ООО «Центр оценок и экспертиз» в отчете по состоянию на 01 января 2012 года и на 1 января 2018 года. Полагал, что установлением кадастровой стоимости земельного участка и жилого дома в размере выше их рыночной стоимости нарушено его право на экономическую обоснованность налогообложения.

Впоследствии, административный истец административный иск уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 1420800 рублей, установить кадастровую стоимость жилого дома равной его рыночной стоимости в размере 2026 928 рублей, то есть в соответствии с заключением судебной экспертизы.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в Смоленский областной суд не явились, уведомлены надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области ФИО3 указала, что Управление не имеет заинтересованности при разрешении вопросов, касающихся как самой возможности пересмотра кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, так и непосредственно величины рыночной стоимости данных объектов недвижимости, которая может быть установлена судебным актом. Также пояснила, что не возражает против восстановления процессуального срока на обращение в суд относительно установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , поскольку до настоящего времени в ЕГРН не внесены результаты очередной государственной кадастровой оценки.

Представитель Администрации Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения административного дела, в суд не явился. В предыдущем судебном заседании представитель ФИО4 пояснил, что против удовлетворения уточненного административного иска не возражает. Вопрос восстановления процессуального срока на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером оставляет на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ч.1 ст.245 КАС РФ Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Из содержания положений ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, административный истец как собственник земельного участка вправе в силу вышеприведенных требований закона обратиться в суд с административным иском об установлении его кадастровой стоимости, соответствующей рыночной.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона № 135-ФЗ).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 10 октября 2005г. ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 1850 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ... (л.д.9 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 июля 2020 г., кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером составляет 2 422 334,5 руб. Датой, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, является 1 января 2012 г. (л.д.7 т.1).

Кадастровая стоимость данного земельного участка определена в ходе очередного тура работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области.

Заказчиком данных работ являлась Администрация Смоленской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений.

Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены постановлением Администрации Смоленской области от 16 января 2013г. №2 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области», и вступили в силу с 1 января 2014г.

С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области не обращался.

В Смоленский областной суд административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 12 августа 2020 г., то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока обращения в суд, при этом им заявлено ходатайство о восстановлении срока для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, поскольку на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

При разрешении вопроса о возможности восстановления срока обращения в суд, следует учитывать мнение участников процесса, которые не возражали против восстановления административному истцу пропущенного срока обращения в суд, а также вышеприведенные разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и, поскольку административный истец реализует предоставленное ему законом право в суде оспорить результаты определения кадастровой стоимости, при этом злоупотребления данным правом судом не установлено, и по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, пропущенный административным истцом срок обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит восстановлению.

Также, административный истец на основании кадастрового паспорта здания от 6 июня 2011г. является собственником жилого дома, с кадастровым номером , общей площадью 258,9 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ... (л.д. 9 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 июля 2020 г., кадастровая стоимость жилого дома, с кадастровым номером составляет 3277132,9 руб. Датой, по состоянию на которую определена данная кадастровая стоимость, является 1 января 2018 г. (л.д.8 т.1).

Постановлением Администрации Смоленской области от 10 августа 2017г. №511 «Об установлении даты перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области» проведение государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области с 1 августа 2017г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно ст.6 вышеуказанного закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в свою очередь наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

На территории Смоленской области органом, уполномоченным на принятие решения о проведении ГКО является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, а бюджетным учреждением, уполномоченным на проведение работ по государственной кадастровой оценке- ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области».

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» по состоянию на 1 января 2018г. в рамках проведения работ по ГКО.

Результаты работ сформированы в отчет от 5 октября 2018г. №01/2018 и утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 2 ноября 2018г. №744.

В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, административным истцом представлен отчет № 138/20 от 27 апреля 2020 г., выполненный ООО «Центр оценок и экспертиз», в соответствии с которым рыночная стоимость жилого дома, с кадастровым номером , по состоянию на 1 января 2018г. составляет 1734 112 руб. )л.д.13-152 т.1).

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 1 января 2012г. составляет 1094 867 руб. (отчет ООО «Центр оценок и экспертиз» №139/20 от 27 апреля 2020г.) (л.д.153-233 т.1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Согласно частям 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ и п. 8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

В силу статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона №237-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 237-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая существенное отличие рыночной стоимости объектов недвижимости, указанной в отчете об оценке от их кадастровой стоимости, судом назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «ГосСтандартОценка» ФИО13, ФИО14

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 9 ноября 2020г., рыночная стоимость безотносительно налога на добавленную стоимость жилого дома, с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018г. составляет 2026 928 руб. Рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером с , по состоянию на 1 января 2012г. составляет 1420 800 руб. (л.д.64-112 т.1).

Стороны согласились с выводами проведенной по делу судебной экспертизы.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицами, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперты обладают достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, имеют квалификационный аттестат в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», являются членами саморегулируемой организация оценщиков, что подтверждено соответствующими документами.

Заключение экспертов ФИО15 и ФИО16 мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

Данный отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи не допускают их неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объекта оценки.

В названном отчете об оценке проведен анализ рынка и других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость, дано описание объектов оценки, изложены допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты, проведен анализ наиболее эффективного использования.

При определении рыночной стоимости объектов недвижимости оценщики применили сравнительный подход. В ходе применения сравнительного подхода был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости, для расчета оценщиком были отобраны только те объекты, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому имуществу. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Федеральных законов № 237-ФЗ, № 135-ФЗ, суд признает названное выше заключение экспертов надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости жилого дома по состоянию на 1 января 2018 г. и земельного участка по состоянию на 1 января 2012г.

Доказательств иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административные ответчики не представили.

Суд не находит оснований для определения рыночной стоимости объекта в размере, определенном в отчетах ООО «Центр оценок и экспертиз»

поскольку данные отчеты не соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки. Указанные выводы судебной оценочной экспертизы (л.д.99-101 т.2) административным истцом не оспариваются.

С учетом изложенного, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость жилого дома и земельного участка, принадлежащего административному истцу, в размере, определенном в заключении судебной экспертизы от 9 ноября 2020г.

В силу статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ суд считает необходимым указать дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Административный истец обратился с административным иском в суд 12 августа 2020 года, соответственно, данная дата подлежит указанию в резолютивной части решения с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – жилого дома, общей площадью 258,9 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г., в размере 2026928 (два миллиона двадцать шесть тысяч девятьсот двадцать восемь) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 1850 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г., в размере 1420 800 (один миллион четыреста двадцать тысяч восемьсот) рублей.

Датой подачи административного искового заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости названных объектов недвижимости считать 12 августа 2020 г.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 29 декабря 2020 года.

Судья: М.В. Туникене

Дело № 3а-83/2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Гуляевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд, решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – жилого дома, общей площадью 258,9 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г., в размере 2026928 (два миллиона двадцать шесть тысяч девятьсот двадцать восемь) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 1850 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: Смоленская область, Глинковский район, ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 г., в размере 1420 800 (один миллион четыреста двадцать тысяч восемьсот) рублей.

Датой подачи административного искового заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости названных объектов недвижимости считать 12 августа 2020 г.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: М.В. Туникене