ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-844/2023 от 18.08.2023 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Дело а-844/2023

УИД RS0-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Переяславка 18 августа 2023 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Дубс Н.В.,

при секретаре судебного заседания Аджигуловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к Общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» о признании общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» о признании общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование предъявленных требований указано, что Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 03.08.2015 принято решение о государственной регистрации Общественной организации «СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА К.СИДЕНКО ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ» (далее - Организация). Запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю 10.08.2015 за основным государственным регистрационным номером . Форма отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании утверждена приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» (Приложение № 2, форма № ОН0003). В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение указанных норм отчетность за 2020, 2021, 2022 годы Общественной организацией «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» в уполномоченный орган не представлена. Просит признать Общественную организацию «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, одновременно с иском подал заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Административный ответчик Общественная организация «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом. Направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, предоставил письменное возражение согласно которого «Союз ветеранов военно-морского флота имени адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» ведёт активную работу с 2015 года. За время работы Союза имеются результаты: Организован и активно работает военно-патриотический клуб юных моряков «Шкипер» (на базе МБОУ СОШ № 2 р.п. Хор муниципального района имени Лазо); Участвует и выигрывает гранты на развитие детского движения военно-патриотического направления (муниципальный 2017 год, Президентский 2017 год, муниципальный 2023 год); имеется выступление о работе ветеранской организации на краевом уровне на заседании краевого межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан при Правительстве Хабаровского края; активно сотрудничает с краевыми ветеранскими организациями; Проведение совместных мероприятий со школами, с ветеранскими организациями, с учреждениями дополнительного образования; союз ветеранов за военно-патриотическую работу отмечен благодарственными письмами директора школы, начальника Управления образования, главы поселения, главы муниципального района имени Лазо, председателя Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов».

Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в судебное заседание не явилось, предоставили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (ч. 4 ст. 15, ч.1 ст.30, ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 КАС РФ), п. 3 ст. 61 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).

Согласно пп.2 п.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании прекратившим свою деятельность общественного объединения в качестве юридического лица.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при осуществлении судебного контроля следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели).

Дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.

Так, с требованием о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вправе обратиться Генеральный прокурор Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).

Административное исковое заявление о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения подается прокурором субъекта Российской Федерации или территориальным органом Минюста России (статья 44 Закона об общественных объединениях).

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения.

В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абз. 2 ч.1).

В ходе осуществления федерального государственного надзора за деятельностью общественных объединений Министерство юстиции Российской Федерации по итогам изучения материалов учетного дела общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю», зарегистрированной 10.08.2015 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю, основной государственный регистрационный . Установлено, что деятельность организации осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных объединений.

Согласно статье 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях») орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлено, что общественное объединение представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании утверждена приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» (Приложение , форма № ОН0003).

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение указанных норм отчетность за 2020, 2021, 2022 годы Общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» в уполномоченный орган не представлена.

В соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Однако, в данном конкретном случае, суд не может согласиться с доводами административного истца, исходя из следующего.

Согласно официальному ответу УФНС России по Хабаровскому краю налогоплательщик Общественная организация «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» по состоянию на 12 августа 2023 неисполненной обязанности по уплате налогов не имеет.

Со стороны административного ответчика были представлены иные письменные документы, в подтверждение деятельности организации, а именно: фотоматериалы согласно которым организация сотрудничает с краевыми ветеранскими организациями, празднует исторические даты, посвящённые флоту, проводят тематические занятия, сотрудничает с образовательными организациями района, празднование дня ФИО2-морского флота, районное мероприятие «Посвящение в юнги», участие в краевых военно-патриотических мероприятиях. Таким образом, на день вынесения решения, судом установлено, что имевшееся бездействие административного ответчика в отношении непредставления обязательной ежегодной информации органу, принявшему решение о государственной регистрации общественного объединения не нашли своего подтверждения. Наличие ошибок, выразившихся в ненаправлении отчетности за 2020-2022, о чем указывает административный истец, с учетом установленных судом обстоятельств, не дает суду оснований согласится с позицией административного истца и признать Общественную организацию «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1). С приведенными конституционными установлениями соотносятся составляющие часть правовой системы Российской Федерации положения международного права, согласно которым каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (пункты 1 и 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах); каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Согласно абз. 3 ч.2, ч.3 Определения Конституционного суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

Изложенное следует из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности из Постановления от 6 декабря 2011 года N 26-П и Определения от 10 ноября 2002 года N 270-О. Иное умаляло бы право на судебную защиту, признаваемое статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, и противоречило бы требованию реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П, от 3 ноября 1998 года N 25-П, определения от 24 января 2008 года N 33-О-О, от 8 февраля 2011 года N 130-О-О, от 7 июня 2011 года N 767-О-О, от 8 декабря 2011 года N 1629-О-О и др.).

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» создание общественных объединений, включая общественные организации, осуществляется гражданами и юридическими лицами - общественными объединениями на добровольной основе для защиты общих интересов, достижения общих целей и способствует реализации прав и законных интересов граждан (части первая и вторая статьи 3, статья 5, часть первая статьи 6); общественные объединения, в том числе общественные организации, могут как регистрироваться в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, приобретая права юридического лица, так и функционировать без государственной регистрации и прав юридического лица (часть четвертая статьи 3, часть четвертая статьи 8); правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (часть четвертая статьи 18, статья 21), однако созданным такое объединение считается с момента принятия решений о его создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов; с этого же момента оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные названным Федеральным законом (часть третья статьи 18).

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Предусматривая для общественных организаций порядок исключения из единого государственного реестра юридических лиц при условиях признания их прекратившими деятельность (неоднократное непредставление информации органу, принявшему решение о государственной регистрации общественного объединения: о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, эти законоположения в отношении административного ответчика предполагают - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - возможность его признания недействующими с исключением из указанного реестра только в судебном порядке и только в случае, если установлено фактическое прекращение уставной деятельности данной организации.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик представил сведения о фактической деятельности организации в соответствии с уставной деятельностью, о принятых мерах по устранению выявленных нарушениях, а именно совершении юридически значимых действиях направленных на прекращение ранее имевшегося бездействия по непредставлению отчетов за 2020-2022 года.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление к Общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» не подлежит удовлетворению, т.к. в данном случае прекращение деятельности общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах является несоразмерной допущенным организацией нарушениям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 59, 174-180, 262 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО к Общественной организации «Союз ветеранов военно-морского флота имени Адмирала К.Сиденко по Хабаровскому краю» основной государственный регистрационный , прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий Н.В. Дубс