Дело №а-849/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ленинский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего Копаева А.А., при секретаре Огородникове А.В., с участием: помощника прокурора Ленинского района Республики Крым – Монастырской И.Н., представителя административного ответчика администрации Ленинского района Республики Крым – Ким Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом серии СК № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия,- УСТАНОВИЛ: Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района Э.Ф. Бекиров обратился в Ленинский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Ленинского района Республики Крым проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должностными лицами администрации Ленинского района Республики Крым в части осуществления деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района Республики Крым (далее - Комиссия), в ходе которой установлено следующее. Постановлением главы администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района Республики Крым (далее Комиссия), а также утверждено Положение об указанной комиссии и ее состав. Постановлением администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района Республики Крым внесены изменения, согласно которому заместителем председателя Комиссии является начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района, а ответственным секретарем Комиссии - заведующий сектором социальной защиты детей отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района Республики Крым. В соответствии с п.1 Положения об отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района Республики Крым, утвержденного распоряжением главы Администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района является структурным подразделением администрации Ленинского района Республики Крым, обеспечивающим реализацию отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по созданию и организации деятельности Комиссии. Согласно п.7 раздела Положения «Задачи одела» об отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района Республики Крым, утвержденного распоряжением главы Администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, основными задачами отдела, в том числе, является обеспечение деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, что противоречит нормам действующего законодательства. При этом отдельного структурного подразделения администрации Ленинского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административным ответчиком не создано. Отсутствие самостоятельного структурного подразделения администрации Ленинского района Республики Крым, обеспечивающего деятельность Комиссии, может привести к возникновению конфликта интересов, ввиду того, что Комиссия координационный орган, аппарат которого в настоящее время входит в структуру отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, в связи с чем, административный истец вынужден в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратиться в суд с данным административным исковым заявлением. На основании изложенного, административный истец просит суд: - признать бездействие администрации Ленинского района Республики Крым, связанное с не созданием отдельного структурного подразделения Администрации Ленинского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Ленинский район Республики Крым, незаконным. - обязать администрацию Ленинского района Республики Крым в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать отдельное структурное подразделение Администрации Ленинского района Республики Крым, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Ленинский район Республики Крым. Помощник прокурора Ленинского района Республики Крым – Монастырская И.Н. в судебном заседании заявленные административным истцом требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить. Представитель административного ответчика администрации Ленинского района Республики Крым – Ким Н.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. При этом суду пояснила, что в ближайшее время для целей создания отдельного структурного подразделения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района будет выделено две единицы на Ленинский район, о чем есть проект приказ Министерства образования Республики Крым. Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен. В соответствии с п.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд, руководствуясь указанными положениями ст.226, 150 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица на стороне ответчика, извещенного надлежащим образом. Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав предоставленные доказательства и оценивая их с позиции полноты, достоверности и объективности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в виду следующего. Поручением Главы Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.43/ главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено создать и комплектовать кадрами в пределах штатной численности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым структурное подразделение для обеспечения деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Законом Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» (далее Закона № 58-ЗРК). В данном поручении указан срок до 01.06.2016. Постановлением администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района Республики Крым, а также утверждено Положение об указанной комиссии и ее состав /л.д.10-20/. Постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д.36/ в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района Республики Крым внесены изменения, согласно которому заместителем председателя Комиссии является начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района, а ответственным секретарем Комиссии - заведующий сектором социальной защиты детей отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района Республики Крым. В соответствии с п.1 Положения об отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района Республики Крым, утвержденного распоряжением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р /л.д.21/, отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района является структурным подразделением администрации Ленинского района Республики Крым, обеспечивающим реализацию отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по созданию и организации деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно п.7 раздела - «Задачи отдела» вышеуказанного Положения, основными задачами отдела, в том числе, является обеспечение деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав /л.д.22/. В соответствии с ч.5 ст.7 Закона № 58-ЗРК, деятельность муниципальной комиссии обеспечивается структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального образования, действующим на основании положения, утвержденного главой местной администрации. С учетом правового статуса муниципальных комиссий и межведомственного характера их деятельности, в соответствии с частью 7 указанной статьи, не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью. Частью 1 статьи 19.2 Закона № 58-ЗРК предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Республики Крым в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. В судебном заседании установлено, что 23.01.2017 между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией Ленинского района заключено соглашение № /л.д.31-34/ о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Ленинский район Республики Крым на осуществление переданных органам местного самоуправления в Республике Крым отдельных государственных полномочий Республики Крым по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите из прав в рамках Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016 - 2018 годы в 2017 году. Кроме того, в судебном заседании установлено, что Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в письме от 23.05.2016 №01-14/1798 /л.д.41/ было дано разъяснение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований в Республике Крым о порядке создания структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав со ссылкой на ч.6 ст.19.2 Закона № 58-ЗРК, которая предусматривает, право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном письме содержится разъяснения о необходимости административному ответчику рассмотреть вопрос о введении штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий, посредствам перераспределения установленной штатной численности органа местного самоуправления муниципального образования. В силу ч.1 ст.7 Закона № 58-ЗРК муниципальные комиссии образуются главами местных администраций муниципальных районов или городских округов и являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Численный состав муниципальной комиссии определяется с учетом числа органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объема и содержания выполняемой работы и не может быть менее 9 человек. Деятельность муниципальной комиссии обеспечивается структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального образования, действующим на основании положения, утвержденного главой местной администрации (ч.5 ст.7 Закона № 58-ЗРК). Работники структурного подразделения являются муниципальными служащими, замещающими муниципальные должности муниципальной службы в Республике Крым (ч.6 ст.7 Закона № 58-ЗРК). С учетом правового статуса муниципальных комиссий и межведомственного характера их деятельности не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью (ч.7 ст.7 Закона № 58-ЗРК). Согласно ч.1 ст.19.2 Закона № 58-ЗРК финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Республики Крым в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Размеры субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определяются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год (ч.2 ст.19.2 Закона № 58-ЗРК). Количество штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в муниципальных районах, городских округах Республики Крым, определяется в зависимости от численности несовершеннолетних: до 15 тысяч несовершеннолетних - 2 штатные единицы (ч.4 ст.19.2 Закона № 58-ЗРК). Согласно информации администрации Ленинского района от № /л.д.7/ на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым проживает 10098 несовершеннолетних. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что структурное подразделение, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района должно состоять из двух штатных единиц муниципальных служащих. Органы местного самоуправления имеют право перераспределять расходы на содержание работников структурных подразделений в пределах общего объема субвенций, предоставленных им из бюджета Республики Крым, на реализацию переданных в соответствии с настоящим Законом государственных полномочий (ч.5 ст.19.2 Закона № 58-ЗРК). Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) Как следует из ч.8 ст.226 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Как было установлено в ходе судебного разбирательства по делу, сектор, обеспечивающий деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав администрации Ленинского района, в настоящее время входит в структуру отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района, в полномочия которого входят, в частности функции направленные на непосредственное обеспечение деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, что подтверждается п.7, раздела - Задачи отдела, Положения об Отделе по делам несовершеннолетних и защите их прав /л.д.22/. Суд не принимает доводы представителя административного ответчика о том, что введенная в структуру администрации Ленинского района одна единица главного специалиста, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, соответствует вышеперечисленным требованиям закона, так как в соответствии с количеством проживающих на территории Ленинского района несовершеннолетних, данный сектор должен состоять из двух единиц. Кроме того, в настоящее время полномочия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, исполняются должностными лицами Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района, а именно: заместителем председателя Комиссии является начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района, а ответственным секретарем Комиссии - заведующий сектором социальной защиты детей отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района Республики Крым, что подтверждается Постановлением администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д.36/. Таким образом, отдельного структурного подразделения, как то предусмотрено положениями действующего законодательства, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации Ленинского района не создано, деятельность указанного выше сектора который входит в структуру Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района, а также наличие одной вакантной единицы главного специалиста, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, нельзя расценивать как создание полномочного структурного подразделения, обеспечивающего деятельность данной Комиссии, в соответствии с нормами действующего законодательства. На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что административный иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь требованиями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд находит целесообразным установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается административный истец, – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь 175-181, 218, 226, 227 КАС РФ, суд – РЕШИЛ: Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ленинского района Республики Крым, связанное с не созданием отдельного структурного подразделения администрации Ленинского района Республики Крым, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района. Обязать администрацию Ленинского района Республики Крым в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу создать отдельное структурное подразделение администрации Ленинского района Республики Крым, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.А. Копаев |