ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-84/18 от 27.07.2018 Сапожковского районного суда (Рязанская область)

Дело а-84/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2018 года р.<адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе судьи Земскова В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – населения муниципального образования – Сапожковский муниципальный район <адрес> о признании бездействия администрации муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес> по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным и обязании администрации муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес> обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлениемв интересах неопределенного круга лиц – населения муниципального образования – Сапожковский муниципальный район <адрес> о признании бездействия администрации муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес> по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным и обязании администрации муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес> обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг, установив ответчику для совершения указанных действий срок 6 месяцев, указав в обоснование иска, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг. При проверке установлено, что на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) размещена информация об оказании 51 муниципальных услуг, не оказываемых в электронной форме, а также не размещены действующие административные регламенты предоставления таких услуг. Сайт органа местного самоуправления также не содержит функционал для оказания муниципальных услуг в электронной форме. Таким образом, органом местного самоуправления не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательства муниципальных услуг в электронной форме. Данные обстоятельства создают условия для злоупотребления и превышения полномочий должностными лицами органа местного самоуправления и создают угрозу проявления коррупционных правонарушений при личном контакте муниципального служащего с лицами, получающих муниципальные услуги.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.

Пунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ определено понятие муниципальной услуги, в соответствии с которым под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.

Согласно п. 6 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

На основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее –Требования).

Согласно п.2 вышеуказанных Требований при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления заявителю обеспечивается получение информации о порядке и сроках предоставления услуги, а также их непосредственное получение.

В соответствии с п.п. 3, 4 Требований состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.29 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 4 ст.29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Таким образом, органом местного самоуправления не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательства муниципальных услуг в электронной форме.

Из анализа вышеприведенных положений и исследованных доказательств по делу следует, что данные обстоятельства создают условия для злоупотребления и превышения полномочий должностными лицами органа местного самоуправления и создают угрозу проявления коррупционных правонарушений при личном контакте муниципального служащего с лицами, получающих муниципальные услуги, в связи с чем, суд находит, что административный иск прокурора <адрес> обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования -Сапожковский муници­пальный район <адрес> по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Сапожковский муниципальный район <адрес> обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг, установив срок для совершения указанных действий – 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: В.Н.Земсков