ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-84/2021 от 18.03.2021 Советского районного суда (Курская область)

Дело а-84/2021

(УИД 46RS0-11)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Кшенский 18 марта 2021 г.

Советский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазаловой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратилась в Советский районный суд с административным иском к Управлению Росреестра по Курской области, в котором просит признать отказ государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области ФИО3 в государственном кадастровом учете изменений сведений об основных характеристиках (площади) объекта недвижимости с кадастровым номером – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; незаконным и обязать государственного регистратора внести изменения в ЕГРН в части площади вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии с представленным ими заявлением.

Заявленные требования административные истцы мотивируют тем, что решением Советского районного суда Курской области от 11.12.2019 г. за ними было признано право общей совместной собственности на квартиру общей площадью 71,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>; которая была реконструирована ими на основании выданного 23.05.2017 г. Администрацией поселка Кшенский Советского района Курской области разрешения на реконструкцию квартиры № , поименованного как разрешение на строительство (истцы осуществили пристройку к своей квартире на принадлежащем им земельном участке), что повлекло изменение площади квартиры

При обращении в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о внесении изменений в сведения об основных характеристиках (площади) вышеуказанного объекта недвижимости в ЕГРН, государственным регистратором им было отказано, что, по их мнению, нарушает их права как собственников.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО4 извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились, в представленном в суд заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, и удовлетворить заявленные административные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика, Управления Росреестра по Курской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска. Считает, что государственным регистратором было законно и обоснованно отказано административным истцам С-вым во внесении изменений в сведения об основных характеристиках (площади) объекта недвижимости с кадастровым номером – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; так как указанный объект недвижимости входит в состав многоквартирного дома, а изменение в ЕГРН основных характеристик помещения возможно только с учетом изменений характеристик всего здания, в котором оно расположено. Кроме того, представитель Управления Росреестра по Курской области ссылается на несоблюдение административными истцами досудебного порядка разрешения спора, поскольку они не обжаловали решение государственного регистратора о приостановлении регистрационных действий, что влечёт за собой прекращение производства по делу.

Должностное лицо, действия которого обжалуются, государственный регистратор ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

Так как лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, явка лиц, участвующих в деле в судебное заседание не признана судом обязательной, то на основании статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.1, 3 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости).

Статьей 14 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленных законом порядке.

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ). Пунктом 5 части 1 статьи 26 данного Федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В судебном заседании установлено, что административные истцы: ФИО2 и ФИО1 на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками объекта недвижимости с кадастровым номером – квартиры, площадью 40,50 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Право общей совместной собственности С-вых зарегистрировано в ЕГРН 27.09.2011 г, запись о регистрации (л.д.14).

Административными истцами указанная квартира была реконструирована на основании выданного 23.05.2017 г. Администрацией поселка Кшенский Советского района Курской области разрешения на реконструкцию квартиры №, истцы осуществили пристройку к своей квартире на принадлежащем им земельном участке, что повлекло увеличение её площади, которая согласно технического плана стала равной 71,5 кв.м. (л.д.27-31).

Решением Советского районного суда Курской области от 11.12.2019 г. за ФИО1 и ФИО2 было признано право общей совместной собственности на реконструированную квартиру площадью 71,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.17-21).

Определением Советского районного суда Курской области от 03.07 2020 г. административным истцам было разъяснено, что решение Советского районного суда Курской области от 11.12.2019 г. является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения об основных характеристиках вышеуказанной квартиры (л.д.22-25).

ФИО4, действуя по доверенности от ФИО2 и ФИО1, обратилась через Советский филиал АУКО «Многофункцианальный центр» в Управление Россреестра по Курской области с заявлением о внесении изменений в сведения об основных характеристиках объекта недвижимости – квартиры №5 с кадастровым номером ), расположенной по адресу: <адрес>; в части увеличения её площади после проведенной реконструкции.

Уведомлением государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области ФИО3 от 14.08.2020 г. осуществление государственного кадастрового учета в отношении квартиры был приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Как указано в уведомлении, из представленных документов усматривается, что изменение площади вышеуказанной квартиры №5 с кадастровым номером , входящей в состав здания с кадастровым номером , повлекло изменение характеристик всего здания, что требует внесения изменений в характеристики этого здания. Для устранения причин приостановления заявителю и иным собственникам многоквартирного дома рекомендовано обратиться к исполнителю кадастровых работ для подготовки технического плана здания, в котором расположено помещение с кадастровым номером с последующей регистрацией изменений площади объекта недвижимости – многоквартирного дома, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д.32).

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

В силу положений части 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона №218-ФЗ.

В соответствии с частью 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, является реконструкцией объекта.

В Ведомственных строительных нормах (ВСН) 61-89 (р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования", утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 26 декабря 1989 года N 250, дано понятие реконструкции жилого дома, которая представляет собой комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количество и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований, в том числе может включать и изменение планировки помещений, произведенных надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания.

Частью 6 статьи 40 Закона №218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

Таким образом, изменение основных характеристик помещения возможно после учета изменений характеристик здания, в котором оно расположено.

Административные истцы в установленный законом срок не устранили недостатки, на которые указал государственный регистратор – не подготовили технический план здания, в котором расположено помещение с кадастровым номером – принадлежащая им на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>; с последующей регистрацией изменений площади объекта недвижимости – многоквартирного дома, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; в связи с чем решением того же органа от 16.11.2020 г. в осуществлении государственного кадастрового учета им было отказано (л.д.33).

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе, государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона №218-ФЗ). В техническом плане указываются, в том числе, новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона №218-ФЗ).

При этом решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением №1 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. №953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета названные в статье 26 указанного федерального закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

В данном случае основанием для приостановления государственной регистрации послужили положения пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что подтверждается материалами дела.

Исходя из того, что проведенные административными истцами работы по реконструкции принадлежащего им помещения очевидно повлекли изменение характеристик всего здания, конструктивным элементом которого является данное помещение. Осуществление же кадастрового учета отдельных помещений допускается законодательством, но не выводит соответствующие помещения из состава здания, и, если в результате произведенной реконструкции отдельного помещения в здании увеличивается его площадь или иные подлежащие учету характеристики, то осуществление кадастрового учета такого помещения не может осуществляться без внесения соответствующих изменений в сведения о здании в целом.

Следовательно, осуществление кадастрового учета спорного помещения без внесения соответствующих изменений в сведения о здании в целом в такой ситуации является недопустимым.

Отсюда, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2 к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175–180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 и ФИО2 к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости.

Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет изготовлено 23.03.2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.Н.Стрельцов