ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-850/2021 от 08.06.2021 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело а-850/2021

УИД 23RS0-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> 08 июня 2021 года

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи ФИО5

при секретаре ФИО2,

с участием:

административного истца – помощника прокурора <адрес>ФИО4,

представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования <адрес>ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере профилактики правонарушений,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере профилактики правонарушений, указав в нем, что прокуратурой <адрес> в деятельности администрации Муниципального образования <адрес> выявлены нарушения федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений.

В ходе настоящей проверки установлено, что за 2020 год произошел рост преступлений, совершенных в общественных местах, – совершено 129 преступлений, что на 20 преступлений больше аналогичного периода прошлого года (далее – АППГ), из которых 88 преступлений совершено на улицах, 41 в других общественных местах, 46 в сельской местности.

Кроме того, установлено, что за анализируемый период совершено 68 преступлений в состоянии алкогольного опьянения, гражданами, ранее совершавшими преступления - 282 преступления, из них потребителями наркотических средств и психотропных веществ – 37 преступлений.

Также в 2020 году значительное количество лиц, привлечено к административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст.ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ) – 42 человека.

Анализ реализации администрацией муниципального образования <адрес> муниципальных программ в сфере профилактики преступности на территории района в 2019-2020 годах, показал недостаточную активность органа местного самоуправления по исполнению предусмотренных ими мероприятий, освоению бюджетных средств, а также формальный подход к их разработке.

При этом постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение безопасности населения», подпрограммами которой являются в том числе «Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в <адрес>», «Система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности <адрес>», «Повышение безопасности дорожного движения в <адрес>».

На реализацию мероприятий муниципальной программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактике правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес>» в 2018-2019 годах денежные средства не выделялись, на 2020 и 2021 годы указанная программа не пролонгировалась.

При этом органом местного самоуправления на реализацию программных мероприятий в сфере развития культуры ежегодно выделяется более 60 млн. руб., на информационное обслуживание деятельности администрации района - более 3 млн.руб., что свидетельствует о наличии возможности использования бюджетных средств на мероприятия по профилактике правонарушений, в том числе связанных с оборотом наркотических средств.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление главе администрации МО <адрес>, которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены.

Бездействие администрации МО <адрес> в части не принятия мер по принятию муниципальной программы, направленной на профилактику правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес> нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории <адрес>, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Участвующая в судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4, доводы изложенные в административном исковом заявлении поддержала и просила суд признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы, направленной на профилактику правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес>.

Обязать администрацию МО <адрес> принять муниципальную программу, направленную на профилактику правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес>

Участвующий в судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации муниципального образования <адрес>ФИО3, просил суд принять решение на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> в деятельности администрации МО <адрес> выявлены нарушения федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений.

В ходе настоящей проверки установлено, что за 2020 год произошел рост преступлений, совершенных в общественных местах, – совершено 129 преступлений, что на 20 преступлений больше аналогичного периода прошлого года, из которых 88 преступлений совершено на улицах, 41 в других общественных местах, 46 в сельской местности.

Кроме того, установлено, что за анализируемый период совершено 68 преступлений в состоянии алкогольного опьянения, гражданами, ранее совершавшими преступления - 282 преступления, из них потребителями наркотических средств и психотропных веществ – 37 преступлений.

Также в 2020 году значительное количество лиц, привлечено к административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст.ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ) – 42 человека.

Анализ реализации администрацией муниципального образования <адрес> муниципальных программ в сфере профилактики преступности на территории района в 2019-2020 годах, показал недостаточную активность органа местного самоуправления по исполнению предусмотренных ими мероприятий, освоению бюджетных средств, а также формальный подход к их разработке.

При этом постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение безопасности населения», подпрограммами которой являются в том числе «Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в <адрес>», «Система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности <адрес>», «Повышение безопасности дорожного движения в <адрес>».

На реализацию мероприятий муниципальной программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактике правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес>» в 2018-2019 годах денежные средства не выделялись, на 2020 и 2021 годы указанная программа не пролонгировалась.

При этом органом местного самоуправления на реализацию программных мероприятий в сфере развития культуры ежегодно выделяется более 60 млн. руб., на информационное обслуживание деятельности администрации района - более 3 млн.руб., что свидетельствует о наличии возможности использования бюджетных средств на мероприятия по профилактике правонарушений, в том числе связанных с оборотом наркотических средств.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.

В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. Финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ч.ч. 1,3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Статьями 171, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что администрации муниципальных образований, относятся к органам, осуществляющим составление проектов бюджетов, которые в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов основываются на муниципальных программах, проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ.

Частью 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; результативности и эффективности использования бюджетных средств и иных.

Согласно ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление главе администрации МО <адрес>, которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены.

Бездействие администрации МО <адрес> в части не принятия мер по принятию муниципальной программы, направленной на профилактику правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес> нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории <адрес>, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере профилактики правонарушений, законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ к Администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере профилактики правонарушений – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы, направленной на профилактику правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес>.

Обязать администрацию МО <адрес> принять муниципальную программу, направленную на профилактику правонарушений и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья <адрес>

районного суда: ФИО6

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.