Дело №а-859/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хадисовой С.И., с участием представителя административного ответчика УФК по РД ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. №, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о признании незаконным содержание уведомления о возврате исполнительного документа и последующих действий по направлению ему исполнительного листа с приложенными документами,
Установил:
ФИО1 обратился в Хасавюртовский городской суд с административными исковыми требованиями к Управлению Федерального казначейства по <адрес> (далее УФК по РД) и просит признать незаконными содержание уведомления о возврате исполнительного документа № УВЛ-18-3432 от ДД.ММ.ГГГГ и последующие действия УФК по РД по направлению исполнительного листа сери ФС № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами ФИО1
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что, он является взыскателем по исполнительному листу ФС №от ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения от 16.06.2016г. По заявлению его суд направил исполнительный лист в УФК по <адрес> (далее Казначейство), с приложением необходимых документов.
Казначейство направило исполнительный лист и приложенные документы взыскателю с уведомлением о возврате исполнительного документа № УВЛ-18-3432 от ДД.ММ.ГГГГ (далее Уведомление) исполнительный лист с приложенными документами был возвращен ему и им получен ДД.ММ.ГГГГг. С содержанием уведомления УФК по РД он не согласен, считает его нарушающим его права. Так из уведомления следует, что в нарушение требований ст. 207 ГПК РФ, в резолютивной части определения суда о взыскании в пользу взыскателя денежной суммы, на основании которого выдан представленный исполнительный лист, не указано, в какой доле каждый из трех ответчиков должен исполнить определение суда. Считает утверждение Казначейства ошибочным, не соответствующим содержимому ст. 207 ГПК РФ. Также считает незаконным направление УФК по РД исполнительного листа и приложенных документов взыскателю незаконным, так как исполнительный лист в УФК по РД направлял суд, а не взыскатель.
Административный истец в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, поддержав свой иск в полном объеме, просил рассмотреть дело и в случае его отсутствия.
В силу пункта 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Признавая явку ФИО1 необязательной, судом определено рассмотреть данное административное дело в отсутствие надлежаще извещенного истца.
Представитель административного ответчика УФК по РД ФИО3 административный иск ФИО1 не признал и пояснил, что в нарушение требований ст. 207 ГПК РФ, в резолютивной части определения суда о взыскании в пользу взыскателя денежной суммы, на основании которого выдан представленный исполнительный лист, не указано, в какой доле каждый из трех ответчиков должен исполнить определение суда.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата, а не в суд.
Суд, заслушав пояснение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему выводу.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
В соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений», утвержденным приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее Административный регламент), под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно данного Административного регламента процесс организации исполнения государственной функции осуществляет орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности (далее – лицевой счет).
Организация исполнения судебных актов органом Федерального казначейства осуществляется с использованием программного обеспечения, отвечающего требованиям, установленным настоящим Регламентом (далее – информационная система).
Так, исходя из положений Административного регламента орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов:
- принимает и регистрирует исполнительный документ;
- осуществляет правовую экспертизу исполнительного документа, поступивших приложений к исполнительному документу, а также документа, отменяющего или приостанавливающего (приостановление, отсрочка, рассрочка, отложение) исполнение требований судебного акта (далее – приостанавливающего исполнение требований судебного акта), на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;
- уведомляет должника о поступлении исполнительного документа;
- получает от должника информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации (далее – информация должника), а также платежный документ на оплату требований исполнительного документа;
- обеспечивает перечисление должником, подведомственным учреждением денежных средств в пользу взыскателя в порядке, установленном настоящим Регламентом;
- ведет учет и осуществляет хранение всех представляемых взыскателем, должником, подведомственным учреждением и судом в ходе исполнения судебного акта документов;
- приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, за исключением операций, направленных на исполнение требований исполнительных документов, до момента устранения нарушения при неисполнении должником или подведомственным учреждением требований исполнительного документа в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- уведомляет должника или подведомственное учреждение, их структурные (обособленные) подразделения, главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, структурных (обособленных) подразделениях;
- уведомляет должника или подведомственное учреждение о поступлении судебного акта, предусматривающего возобновление исполнения исполнительного документа;
- уведомляет должника или подведомственное учреждение, структурное (обособленное) подразделение о возобновлении операций на лицевых счетах;
- уведомляет взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного документа;
- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника;
- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения (за исключением заявления взыскателя) взыскателю без исполнения в случае несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;
- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае непредставления, судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (за исключением случаев предъявления судебного приказа), или заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю (за исключением заявления взыскателя), в случае его отзыва взыскателем;
- возвращает исполнительный документ в суд, выдавший исполнительный документ, в случае отзыва его судом, а также в случае поступления в орган Федерального казначейства судебного акта, отменяющего находящийся на исполнении судебный акт;
- возвращает поступившие приложения к исполнительному документу взыскателю (за исключением заявления взыскателя) в случае отзыва исполнительного документа судом, а также в случае поступления в орган Федерального казначейства судебного акта, отменяющего находящийся на исполнении судебный акт;
- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения, в связи с невозможностью перечисления средств банком на счет взыскателя по реквизитам, указанным в его заявлении;
- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения в суд, выдавший исполнительный документ, без исполнения в связи с невозможностью возврата документов взыскателю;
- возвращает исполненный исполнительный документ в суд в случае фактического исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом действия УФК по РД соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и приведенного Административного регламента по следующим основаниям.
Результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником или подведомственным учреждением денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу определением Хасавюртовского городского суда РД от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: взыскать с ответчиков Министерства труда и социального развития РД, Министерства финансов РД и Министерства здравоохранения РД штраф за несоблюдение в добровольном порядке его требований в размере 2298,00 рублей. Указанное определение вступило в законную силу и на его основании судом вынесены три исполнительных листа в отношении каждого должника, которые с приложением необходимых документов, по заявлению взыскателя судом направлены УФК по РД для исполнения.
Однако, после проведения правовой экспертизы данного комплекта документов УФК по РД возвратил исполнительный документ серии ФС №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Хасавюртовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с его несоответствием требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее ГПК РФ), в частности, ст.207 ГПК РФ, согласно которой при принятии решения против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.
Как следует из материалов дела в определении суда от ДД.ММ.ГГГГ, и выданных на его основании трех исполнительных листах, в отношении каждого должника, не указано, в каком порядке производить с них взыскание присужденного судом штрафа в размере 2298,00 рублей.
Между тем в силу пп. 1 и 2 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании п. 1 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье – лицевые счета должника).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В рассматриваемом случае исполнительный лист серия ФС №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Хасавюртовским городским судом не содержит требования п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию каждого ответчика.
В соответствии со статьей 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной (п. 2).
По мнению суда, разъяснения, содержащиеся в письме УФК по РД от ДД.ММ.ГГГГ № УВЛ-18-3432 относительно того, что исполнительный документ, обязывающий получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину или организации, по своему смыслу должен содержать сведения о том, в какой доле либо в каком размере должны производиться удержания с должника получателя бюджетных средств в пользу взыскателя, в данном случае применимы.
Указанное письмо УФК по РД, не являясь нормативным правовым актом, содержит основания для обращения взыскателя в суд с заявлением о разъяснении по исполнению исполнительных документов, обязывающих получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину, так как УФК по РД такими полномочиями не наделено.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством РФ. То есть, орган Федерального казначейства выступает в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах.
Что касается административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным действий УФК по РД по возврату исполнительного листа взыскателю, а не в направивший их суд, согласно приведенных выше правовых норм, указанное требование удовлетворению не подлежит.
Управление Федерального казначейства на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ возвращает исполнительный лист взыскателю. Административный регламент предусматривает возвращение исполнительных документов в суд, в случае невозможности их возврата взыскателю, что в данном случае не имело место.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для признания указанных действий УФК по РД незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы ФИО1
В связи с изложенным, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исполнительный лист серии ФС №, выданный ДД.ММ.ГГГГ соответствии с Бюджетным кодексом РФ не подлежал принятию к исполнению УФК по РД.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что после поступления от Хасавюртовского городского суда РД комплекта документов, содержащего заявление, копию судебного акта, исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, УФК по РД действовало законно, поскольку исполнительный лист не содержит указания суммы подлежащий взысканию с каждого ответчика, и должен был быть возвращен взыскателю как не соответствующий п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, у суда не имеются основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о признании незаконным содержание уведомления о возврате исполнительного документа и последующих действий по направлению ему исполнительного листа с приложенными документами, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения через Хасавюртовский городской суд РД.
Судья подпись С.И. Хадисова