ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-859/18 от 15.10.2018 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-859/18

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хадисовой С.И., с участием представителя административного ответчика УФК по РД ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. , при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о признании незаконным содержание уведомления о возврате исполнительного документа и последующих действий по направлению ему исполнительного листа с приложенными документами,

Установил:

ФИО1 обратился в Хасавюртовский городской суд с административными исковыми требованиями к Управлению Федерального казначейства по <адрес> (далее УФК по РД) и просит признать незаконными содержание уведомления о возврате исполнительного документа № УВЛ-18-3432 от ДД.ММ.ГГГГ и последующие действия УФК по РД по направлению исполнительного листа сери ФС от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами ФИО1

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что, он является взыскателем по исполнительному листу ФС от ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения от 16.06.2016г. По заявлению его суд направил исполнительный лист в УФК по <адрес> (далее Казначейство), с приложением необходимых документов.

Казначейство направило исполнительный лист и приложенные документы взыскателю с уведомлением о возврате исполнительного документа № УВЛ-18-3432 от ДД.ММ.ГГГГ (далее Уведомление) исполнительный лист с приложенными документами был возвращен ему и им получен ДД.ММ.ГГГГг. С содержанием уведомления УФК по РД он не согласен, считает его нарушающим его права. Так из уведомления следует, что в нарушение требований ст. 207 ГПК РФ, в резолютивной части определения суда о взыскании в пользу взыскателя денежной суммы, на основании которого выдан представленный исполнительный лист, не указано, в какой доле каждый из трех ответчиков должен исполнить определение суда. Считает утверждение Казначейства ошибочным, не соответствующим содержимому ст. 207 ГПК РФ. Также считает незаконным направление УФК по РД исполнительного листа и приложенных документов взыскателю незаконным, так как исполнительный лист в УФК по РД направлял суд, а не взыскатель.

Административный истец в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, поддержав свой иск в полном объеме, просил рассмотреть дело и в случае его отсутствия.

В силу пункта 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Признавая явку ФИО1 необязательной, судом определено рассмотреть данное административное дело в отсутствие надлежаще извещенного истца.

Представитель административного ответчика УФК по РД ФИО3 административный иск ФИО1 не признал и пояснил, что в нарушение требований ст. 207 ГПК РФ, в резолютивной части определения суда о взыскании в пользу взыскателя денежной суммы, на основании которого выдан представленный исполнительный лист, не указано, в какой доле каждый из трех ответчиков должен исполнить определение суда.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата, а не в суд.

Суд, заслушав пояснение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему выводу.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.

В соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений», утвержденным приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн (далее Административный регламент), под государственной функцией исполнения судебных актов понимается процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно данного Административного регламента процесс организации исполнения государственной функции осуществляет орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности (далее – лицевой счет).

Организация исполнения судебных актов органом Федерального казначейства осуществляется с использованием программного обеспечения, отвечающего требованиям, установленным настоящим Регламентом (далее – информационная система).

Так, исходя из положений Административного регламента орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов:

- принимает и регистрирует исполнительный документ;

- осуществляет правовую экспертизу исполнительного документа, поступивших приложений к исполнительному документу, а также документа, отменяющего или приостанавливающего (приостановление, отсрочка, рассрочка, отложение) исполнение требований судебного акта (далее – приостанавливающего исполнение требований судебного акта), на соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;

- уведомляет должника о поступлении исполнительного документа;

- получает от должника информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации (далее – информация должника), а также платежный документ на оплату требований исполнительного документа;

- обеспечивает перечисление должником, подведомственным учреждением денежных средств в пользу взыскателя в порядке, установленном настоящим Регламентом;

- ведет учет и осуществляет хранение всех представляемых взыскателем, должником, подведомственным учреждением и судом в ходе исполнения судебного акта документов;

- приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, за исключением операций, направленных на исполнение требований исполнительных документов, до момента устранения нарушения при неисполнении должником или подведомственным учреждением требований исполнительного документа в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- уведомляет должника или подведомственное учреждение, их структурные (обособленные) подразделения, главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, подведомственного учреждения, структурных (обособленных) подразделениях;

- уведомляет должника или подведомственное учреждение о поступлении судебного акта, предусматривающего возобновление исполнения исполнительного документа;

- уведомляет должника или подведомственное учреждение, структурное (обособленное) подразделение о возобновлении операций на лицевых счетах;

- уведомляет взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного документа;

- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника;

- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения (за исключением заявления взыскателя) взыскателю без исполнения в случае несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;

- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в случае непредставления, судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (за исключением случаев предъявления судебного приказа), или заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю (за исключением заявления взыскателя), в случае его отзыва взыскателем;

- возвращает исполнительный документ в суд, выдавший исполнительный документ, в случае отзыва его судом, а также в случае поступления в орган Федерального казначейства судебного акта, отменяющего находящийся на исполнении судебный акт;

- возвращает поступившие приложения к исполнительному документу взыскателю (за исключением заявления взыскателя) в случае отзыва исполнительного документа судом, а также в случае поступления в орган Федерального казначейства судебного акта, отменяющего находящийся на исполнении судебный акт;

- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения, в связи с невозможностью перечисления средств банком на счет взыскателя по реквизитам, указанным в его заявлении;

- возвращает исполнительный документ и поступившие приложения в суд, выдавший исполнительный документ, без исполнения в связи с невозможностью возврата документов взыскателю;

- возвращает исполненный исполнительный документ в суд в случае фактического исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом действия УФК по РД соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и приведенного Административного регламента по следующим основаниям.

Результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником или подведомственным учреждением денежных средств в пользу взыскателя, в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу определением Хасавюртовского городского суда РД от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: взыскать с ответчиков Министерства труда и социального развития РД, Министерства финансов РД и Министерства здравоохранения РД штраф за несоблюдение в добровольном порядке его требований в размере 2298,00 рублей. Указанное определение вступило в законную силу и на его основании судом вынесены три исполнительных листа в отношении каждого должника, которые с приложением необходимых документов, по заявлению взыскателя судом направлены УФК по РД для исполнения.

Однако, после проведения правовой экспертизы данного комплекта документов УФК по РД возвратил исполнительный документ серии ФС , выданный ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Хасавюртовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с его несоответствием требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее ГПК РФ), в частности, ст.207 ГПК РФ, согласно которой при принятии решения против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.

Как следует из материалов дела в определении суда от ДД.ММ.ГГГГ, и выданных на его основании трех исполнительных листах, в отношении каждого должника, не указано, в каком порядке производить с них взыскание присужденного судом штрафа в размере 2298,00 рублей.

Между тем в силу пп. 1 и 2 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

На основании п. 1 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье – лицевые счета должника).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

В рассматриваемом случае исполнительный лист серия ФС , выданный ДД.ММ.ГГГГ Хасавюртовским городским судом не содержит требования п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию каждого ответчика.

В соответствии со статьей 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной (п. 2).

По мнению суда, разъяснения, содержащиеся в письме УФК по РД от ДД.ММ.ГГГГ № УВЛ-18-3432 относительно того, что исполнительный документ, обязывающий получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину или организации, по своему смыслу должен содержать сведения о том, в какой доле либо в каком размере должны производиться удержания с должника получателя бюджетных средств в пользу взыскателя, в данном случае применимы.

Указанное письмо УФК по РД, не являясь нормативным правовым актом, содержит основания для обращения взыскателя в суд с заявлением о разъяснении по исполнению исполнительных документов, обязывающих получателя бюджетных средств выплатить денежные средства гражданину, так как УФК по РД такими полномочиями не наделено.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством РФ. То есть, орган Федерального казначейства выступает в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах.

Что касается административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным действий УФК по РД по возврату исполнительного листа взыскателю, а не в направивший их суд, согласно приведенных выше правовых норм, указанное требование удовлетворению не подлежит.

Управление Федерального казначейства на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ возвращает исполнительный лист взыскателю. Административный регламент предусматривает возвращение исполнительных документов в суд, в случае невозможности их возврата взыскателю, что в данном случае не имело место.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для признания указанных действий УФК по РД незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы ФИО1

В связи с изложенным, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исполнительный лист серии ФС , выданный ДД.ММ.ГГГГ соответствии с Бюджетным кодексом РФ не подлежал принятию к исполнению УФК по РД.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что после поступления от Хасавюртовского городского суда РД комплекта документов, содержащего заявление, копию судебного акта, исполнительный лист серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, УФК по РД действовало законно, поскольку исполнительный лист не содержит указания суммы подлежащий взысканию с каждого ответчика, и должен был быть возвращен взыскателю как не соответствующий п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, у суда не имеются основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о признании незаконным содержание уведомления о возврате исполнительного документа и последующих действий по направлению ему исполнительного листа с приложенными документами, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения через Хасавюртовский городской суд РД.

Судья подпись С.И. Хадисова