Дело №а-8656/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>...
Советский районный суд <адрес>, РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Урумова С.М.,
с участием помощника прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2,
адвоката ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> к административному ответчику -ФИО1 об отстранении от участия в работе члена Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 277 <адрес>,
установил:
Председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 277 ( далее-УИК №) ФИО12 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику -ФИО1 об отстранении от участия в работе члена УИК N 277 <адрес>. В обоснование своего требования указала, что ... в 11 часов в помещении для голосования УИК № по адресу: <адрес> членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии КПРФ ФИО1 допущено нарушение законодательства о выборах, выразившееся в следующем:
1) Заглядывала в паспорта, тем самым нарушала персональные данные;
2) Препятствовала волеизъявлению избирателей, нарушая процесс голосования;
3) Мешала работе членов комиссии с правом решающего голоса, не давала выдавать бюллетени, тем самым парализовала работу.
В судебном заседании представитель УИК №-ФИО5, действующий на основании доверенности от ..., требование председателя УИК № поддержал, сославшись на обстоятельства и доводы указанные в административном иске. На этих основаниях, просил члена УИК №, с правом решающего голоса от партии КПРФ ФИО1 отстранить от участия в работе УИК№, а исполнение решения о немедленном отстранении от участия в работе УИК №ФИО1 возложить на ОП № УМВД России по <адрес> РСО-Алания.
Административный ответчик ФИО13 в судебном заседании требования административного истца не признала и пояснила, что она как член с правом совещательного голоса никак не нарушала избирательные выборы, а напротив действовала принципиально и честно. Кроме того, добавила, что документально факт её нарушения указаные в административном иске ничем административным истцом не подтверждены, а те документы, которые в нём имеются, не имеют силы, поскольку написаны односторонне. На основании изложенного, просила в удовлетворении административного искового заявления административному истцу отказать.
Выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление председателя УИК № подлежит удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требование председателя УИК №ФИО12 к ФИО1 об отстранении от участия в работе УИК N 277 <адрес>, подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из содержания административного искового заявления, административный истец просит отстранить от участия в работе УИК № члена УИК № от партии КПРФ, с правом совещательного голоса ФИО1 обратив решение суда к немедленному исполнению.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3, ч. 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32, ч. 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (ст.1, ч. 1; ст. 2; ст. 15, ч. 1 и 2; ст. 17, ч. 1; ст. 19, части 1 и 2).
В силу ч. 5 ст. 239 КАС РФ, избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления является Федеральный закон от ... N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее-ФЗ №).
Из постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ...№ «О проведении на выборах, референдумах, назначенных на ..., в течении нескольких дней» следует, что в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, руководствуясь ст. 63.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 80.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: .
Провести голосование, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на ..., в течение нескольких дней подряд -17, 18 и ....
17 и ... провести на выборах и референдумах, указанных в пункте 1 настоящего постановления, голосование с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено
В силу ст. 7 ФЗ №, голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Пунктом 4 ст. 64 ФЗ №, каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (п. 5 ст. 64 ФЗ №).
Согласно п. 7 ст. 64 ФЗ №, голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с п. 35 ст. 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в п. 10 настоящей статьи (п.8 ст. 64 ФЗ №).
Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с п.4 ст. 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования (п. 11 ст. 64 ФЗ №).
Таким образом, не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии.
В соответствии с ч. 12 ст. 64 ФЗ №, член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Факт нарушения ФИО1... в 11 часов при реализации избирательной комиссией возложенных на неё законодательством полномочий, выразились в том, что последняя: заглядывала в паспорта избирателей, тем самым нарушая персональные данные; препятствовала волеизъявлению избирателей; нарушала процесс голосования; мешала работе членов комиссии с правом решающего голоса, не давала выдавать бюллетени, подтверждается Актом от ..., подписанным председателем УИК №ФИО12, членами этого избирательного участка: заместителем- ФИО6, секретарём ФИО7, членами УИК №ФИО8, ФИО9, а также объяснениями председателя УИК №ФИО12 и секретаря УИК №ФИО10 Из объяснений ФИО12 следует, что ... на территории УИК№, расположеннму по адресу: <адрес>, член УИК от партии КПРФ ФИО13 с правом совещательного голоса, превысила свои полномочия, как член УИК № выразившееся в том, что проверяла персональные данные без позволения на то избирателя, знакомилась и вела видеосъёмку персональных данных в списке избирателей, вступала в беседы с избирателями, давая им консультации. На замечания и призывы действовать в рамках правового поля не реагировала. Из объяснений ФИО10 видно, что ... на территории УИК №, по адресу: <адрес>, член избирательной комиссии от партии КПРФ ФИО13 вела себя вызывающе, при этом, заглядывала в паспорта избирателей, которые были категорически против того, чтобы незнакомая женщина знакомилась с их персональными данными, изучала несмотря на многочисленные предупреждения и запреты, списки избирателей, вступала в беседы и консультировала граждан пришедших на выборы. Мешала всячески работе избирательной комиссии, препятствовала выдаче избирательных бюллетеней. Сведения о членах и председателя УИК №, а также то, что ФИО13 является членом от КПРФ УИК № с правом совещательного голоса подтверждается документально и сторонами не оспаривается.
Таким образом, учитывая, что поведение членов избирательной комиссии не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на неё законодательством полномочий, то суд считает необходимым о немедленном устранении ФИО1 от участия в работе УИК №, что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с ч. 12 ст. 64 ФЗ №.
Согласно ч. 11.1 ст. 64 ФЗ № председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Согласно ч. 5 ст. 239 КАС РФ, избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума. Избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что член УИК №<адрес> от партии КПРФ с правом совещательного голоса ФИО13... в 11 часов на территории УИК№, расположенному по адресу: РСО-Алания <адрес>, в нарушение действующего законодательства, превысила свои полномочия, а именно, своими действиями препятствовала реализации избирательной комиссией возложенных на неё законодательством полномочий, Восстановление нарушенного права административного истца в рассматриваемом случае возможно путём немедленного отстранения административного ответчика от участия в работе УИК №<адрес>.
В силу ст.176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.11 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ... «О судебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 239КАС РФ, Федерального закона от ... N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд
решил:
Административное исковое заявление Участковой избирательной комиссии №<адрес> к административному ответчику -ФИО1 об отстранении от участия в работе Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 277 <адрес> –удовлетворить.
Члена Участковой избирательной комиссии N 277 <адрес> от партии КПРФ с правом совещательного голоса ФИО1, ... года рождения, немедленно отстранить от участия в работе Участковой избирательной комиссии N 277 <адрес>.
Исполнение решения о немедленном отстранении от участия в работе Участковой избирательной комиссии N 277 <адрес> члена Участковой избирательной комиссии N 277 <адрес> от партии КПРФ с правом совещательного голоса ФИО1 возложить на ОП № УМВД России по <адрес> РСО-Алания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания в течение пяти дней, в этот же срок на него может быть принесено представление в том же порядке.
Судья Урумов С.М.