Дело №а-86/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при секретаре Тимофееве А.И.,
с участием прокурора Заболоцкой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии Смоленской области о признании незаконным постановления от 7 августа 2021 г. № 227/1502-6 «О рассмотрении печатного предвыборного агитационного материала кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ФИО1, представленного в избирательную комиссию Смоленской области 31 июля 2021 года»
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 на избирательную комиссию Смоленской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Смоленская область - Смоленский одномандатный избирательный округ №175.
Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июля 2021 г. № 17/145-8 «О заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам» заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» по соответствующим одномандатным избирательным округам. ФИО1 выдвинут по одномандатному избирательному округу Смоленская область -Смоленский одномандатный избирательный округ № 175.
Постановлением избирательной комиссии Смоленской области от 30июля 2021 г. № 223/1478-6 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Смоленская область - Смоленский одномандатный избирательный округ № 175 зарегистрирован ФИО1, выдвинутый политической партией «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Постановлением Избирательной комиссии Смоленской области от 7августа 2021 г. № 227/1502-6 ФИО1 предупрежден о необходимости неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании данного постановления избирательной комиссии Смоленской области незаконным.
По мнению административного истца, статья, размещенная в печатном агитационном материале, не обладает признаками предвыборной агитации, она была размещена до регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты, посвящена его деятельности в качестве депутата Смоленской областной Думы. Ссылается, что уступка права на размещения объекта интеллектуальной собственности, созданного до выдвижения ФИО1 в качестве кандидата, не может квалифицироваться как изготовление, размещение или распространение агитационных материалов.
Судом в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен ФИО2
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, после перерыва удалился из судебного заседания, мотивируя свое отсутствие необходимостью выступления на радио. Суд, совещаясь на месте, определил, продолжить рассмотрение административного дела в отсутствие административного истца, ввиду отсутствия уважительных причин для отложения рассмотрения административного дела с учетом сроков рассмотрения административных дней данной категории, установленных ч.1 ст.241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Смоленской области ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО2 полагал административный иск обоснованным.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, проверив доводы заявленных требований, представленных возражений, исследовав материалы дела, суд полагает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 статьи 43 данного Федерального закона (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона № 20-ФЗ политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, кандидаты вправе беспрепятственно изготавливать и распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, аудиовизуальные и иные предвыборные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных предвыборных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом - в соответствующую окружную избирательную комиссию (пункт 2 части 5 статьи 68 Федерального закона №20?ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 20-ФЗ под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них), за кандидата (кандидатов), в том числе включенного (включенных) в федеральный список кандидатов, или против него (них).
Согласно части 1 статьи 62 вышеуказанного закона в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);
2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона);
3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).
Избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (пункт 5 части 7 статьи 62 Федерального закона № 20-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 68 Федерального закона №20-ФЗ запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, в том числе предусмотренных частями 7, 8.1 статья 62 Федерального закона №20-ФЗ.
19 июля 2021 г. ФИО1 представил в избирательную комиссию Смоленской области все необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва документы.
Агитационный период кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Смоленская область - Смоленский одномандатный избирательный округ № 175 начался с даты его обращения в территориальную избирательную комиссию о выдвижении в качестве кандидата, то есть с 19 июля 2021 г.
В Избирательную комиссию Смоленской области в качестве агитационного материала кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Смоленская область - Смоленский одномандатный избирательный округ № 175 31 июля 2021 г. ФИО1 были представлены: печатный предвыборный агитационный материал: информационный бюллетень «Смоленская правда», июль-август 2021 г., включающий статью с заголовком «ФИО1: «Задача одна-победа!», и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие согласие Т.А.СБ. на использование в агитационном материале его авторских материалов.
Заказчиком агитационного материала является кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ФИО1, который оплатил его изготовление из средств своего избирательного фонда.
Представленный кандидатом агитационный материал был рассмотрен рабочей группой избирательной комиссии Смоленской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, а также на заседании избирательной комиссии 7 августа 2021 г.
Постановлением избирательной комиссии Смоленской области от 7августа 2021 г. № 227/1502-6 статья члена территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Смоленска с правом решающего голоса Т.А.СБ. «ФИО1: «Задача одна-победа!», размещенная в печатном агитационном материале: информационный бюллетень «Смоленская правда», июль-август 2021 г., зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Смоленская область - Смоленский одномандатный избирательный округ № 175, признана агитационной.
Член территориальной избирательной комиссии Промышленного района г.Смоленска с правом решающего голоса ФИО2 признан участвующим в предвыборной агитации зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1
Печатный агитационный материал: информационный бюллетень «Смоленская правда» признан печатным агитационным материалом, изготовленным с нарушением части 7 статьи 68 Федерального закона № 20-ФЗ.
ФИО1 предупрежден о необходимости неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
В Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области направлено представление о пресечении противоправной агитационной деятельности зарегистрированного кандидата в депутаты К.О.ВБ., об изъятии незаконного агитационного материала, а также о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ст. 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 в г. Смоленске от 27 августа 2021 г., не вступившим в законную силу, член территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Смоленска с правом решающего голоса ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.11 КоАП РФ.
Анализируя установленные по административному делу обстоятельства, суд исходит из следующего.
Статья ФИО2 «ФИО1: «Задача одна-победа!» написана в стиле интервью и полностью посвящена деятельности одного кандидата - ФИО1 В тексте отмечается, что «19 сентября 2021 г. состоятся выборы в Государственную Думу восьмого созыва, в которых наш собеседник участвует как кандидат от КПРФ по одномандатному избирательному округу №175». В статье с положительной стороны раскрывается личность респондента, содержатся сведения о ФИО1, формирующие позитивное отношение избирателей к нему. Из объяснений ФИО2, данных им рабочей группе, следует, что статья инициирована ее автором с задачей «дать портрет политического деятеля Олега Копыла».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что статья Т.А.СБ. «ФИО1: «Задача одна-победа!» содержится в агитационном материале, рассчитанном для массового распространения среди определенного круга лиц - избирателей одномандатного избирательного округа Смоленская область - Смоленский одномандатный избирательный округ № 175 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, является агитационной, имеет агитационную цель, направленность на достижение определенного результата на предстоящих выборах.
Между тем, являющийся членом территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Смоленска с правом решающего голоса ФИО2, давший согласие на размещение статьи в агитационном материале и ее массовое распространение, в которой даны комментарии о ФИО1, направленные на создание положительного образа о нем как о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, имеющие целью склонить избирателей голосовать за данного кандидата, относится к категории лиц, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ФИО1 требований части 7 статьи 68 Федерального закона № 20-ФЗ и незаконности агитационного материала.
При таких обстоятельствах, суд находит, что оспариваемое административным истцом постановление Избирательной комиссии принято в пределах своих полномочий, правильно основано на нормах материального права, выводы произведены на исследованных доказательствах.
Довод о том, что впервые интервью было опубликовано 5 июля 2021 г. в сетевом издании «Smolnarod.ru» под заголовком «Всегда придерживался коммунистических убеждений» до регистрации ФИО1 в качестве кандидата в Государственную Думу, правового значение не имеет, поскольку предметом изучения административного ответчика является статья ФИО2 «ФИО1: «Задача одна-победа!», размещенная в агитационном материале, а не в упомянутом средстве массовой информации.
Доводы административного истца о том, что ФИО2 является постоянным автором сетевого средства массовой информации «Smolnarod.ru» и данное интервью является частью его регулярной публицистической деятельности, указанные обстоятельства не опровергают и основаниями для удовлетворения иска не являются, как основанные на ином толковании норм материального права.
Представленная заинтересованным лицом ФИО2 копия согласия на использование произведения «ФИО1: «Всегда придерживался коммунистических убеждений» от 19 июля 2021 г. также не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку данное согласие относится к произведению с иным названием, в избирательную комиссию Смоленской области в установленном порядке не представлялось и адресовано главному редактору СМИ «Смоленская правда» Шапошникову А.Б.
Оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы административного иска о незаконности оспариваемого постановления не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Избирательной комиссии Смоленской области о признании незаконным постановления от 7 августа 2021 г. № 227/1502-6 «О рассмотрении печатного предвыборного агитационного материала кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ФИО1, представленного в избирательную комиссию Смоленской области 31 июля 2021 года» отказать.
В течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме оно может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 1 сентября 2021 года.
Судья М.В.Туникене