ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-878/2023 от 28.09.2023 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

Дело а-878/2023

УИД: 62RS0-28

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 28 сентября 2023 года

Рыбновский районный суд в составе судьи Е.Н.ФИО5

при секретаре Ю.В.ФИО6

с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО7 Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности создать маневренный фонд,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Проведенной проверкой установлено, что обеспечение жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся граждан является обязанностью органов местного самоуправления. Однако на территории Муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> отсутствует маневренный фонд, что нарушает гарантированное ст.40 Конституции Российской Федерации право на предоставление маневренного жилья гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в результате чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, выполнение администрацией муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени, а также отсутствия финансовых обязательств.

Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом муниципальном образовании и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> создать маневренный фонд.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО8 Д.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Полагает, что срок совершения действий может быть увеличен судом до 2 лет. Против увеличения срока не возражает.

Представитель административного ответчика Администрации МО - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суду представлен отзыв на административное исковое заявление о полном признании исковых требований.

Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с пунктами 6, 8, статьи 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения» названные полномочия закреплены за сельскими поселениями.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью.

В соответствии со ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

-граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

-граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

-граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

-граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

-иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся граждан является обязанностью органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения жилищного законодательства, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера выявлено, что на территории Муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> отсутствует маневренный фонд, что подтверждается письмом главы администрации МО - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письмом главы администрации МО - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления нарушает гарантированное ст.40 Конституции РФ право граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление маневренного жилья, что свидетельствует о несоблюдении п.6, 8 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения»

При таких обстоятельствах суд находит, что требования истца правомерны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

При таких обстоятельствах суд находит, что требования истца правомерны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком заносится в протокол судебного заседания, и подписывается административным ответчиком, его представителем. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным о возложении обязанности создать маневренный фонд удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования - Глебковское сельское поселение Рыбновского муниципального района <адрес> создать маневренный фонд.

Установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 2 (два) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Рыбновский районный суд <адрес>.

Судья Е.Н. ФИО9