ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-87/19 от 30.05.2019 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело а-87/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 мая 2019 года <адрес>

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе: председателсьтвующего судьи ФИО4., при секретаре судебного заседания ФИО5., с участием административного истца – и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Тыва в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора <адрес> Республики Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия по не включению в перечень программных мероприятий комплекса мер по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, а также мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия на территории муниципального района, указав, что прокурорской проверкой установлено, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена муниципальная программа «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы», где к основным мероприятиям муниципальной программы включены мероприятия «Профилактика правонарушений терроризма и экстремизма на 2018-2020 гг.»: осуществление мер информационного противодействия распространению экстремисткой идеологии в информационной сети «Интернет», в том числе социальных сетях, на осуществление которых финансирование не предусмотрено; изготовление буклетов, проведения конкурсов на наилучший логотип или сочинение/статью и прочее антитеррористической направленности, на осуществление которых предусмотрено всего 12 000 рублей, из них в 2018 году 5 000 рублей, в 2019 году 5 000 рублей, и в 2020 году 2000 рублей. Изучением программных мероприятий "Профилактика терроризма и экстремизма на 2018-2020 гг." установлено, что отсутствует комплексные мероприятия, имеющие своей направленностью профилактику экстремистской и террористической деятельности, повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера, предупреждение агрессивного поведения, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, а также мероприятий, направленных на предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма, в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов. Таким образом, включенные в муниципальную программу«Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы» мероприятия, целям и задачам предупреждения проявлений экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма не соответствуют. Кроме того, администрацией специальная муниципальная программа на территории муниципального образования на 2019 год не разработана и не принята. Основными целями данной Программы должны быть исполнение государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации, формирование у населения внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, формирование толерантности и межэтнической культуры, укрепление межнационального согласия в молодежной среде, защита жизни граждан, которые проживают на территории муниципального образования от террористических и экстремистских актов и т.д. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ за в/2019 председателю Администрации ФИО3 внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства. Рассмотрение данного представления состоялось ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения, установлено, что указанные в представлении нарушения не устранены, получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что внесение программы в сфере профилактики экстремизма и терроризма в перечень муниципальных программ будет инициировано до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просили продлить срок рассмотрения представления. Таким образом, со стороны администрации действия, направленные на устранение нарушений требования п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии экстремистской деятельности" (далее Федеральный закон №179-ФЗ) не осуществлены. Факт бездействия со стороны Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГв/2019, подтверждается представлением от ДД.ММ.ГГГГв/2019, ответом на представление. Бездействие Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГв/2019, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории <адрес> на защиту от угроз террористического и экстремистского характера. Просит признать незаконным бездействие Администрации по не принятию мер для устранения нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГв/2019, а также обязать Администрацию в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия, указанные в просительной части административного искового заявления.

В судебном заседании административный истец – и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО2 заявленные требования поддержала по указанным в административном иске основаниям и просила удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащем порядке, ходатайств об отложении дела не подавали, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Выслушав доводы сторон и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст.5.2 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремизму), органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.Согласно ст. 5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О профилактике экстремистской деятельности в <адрес>» (далее – Закон -ЗРТ), профилактика экстремистской деятельности – это меры социального, воспитательного и иного характера, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений, направленные на устранение причин и условий проявления экстремистской деятельности. Субъектами профилактики экстремистской деятельности, помимо прочих, являются органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> (далее - органы местного самоуправления), реализующие полномочия в сфере профилактики экстремистской деятельности (п. 2 ст. 2 Закона -ЗРТ).

В силу ст.9 Закона -ЗРТ, органы местного самоуправления в пределах установленных законодательством полномочий участвуют в профилактике экстремистской деятельности и иных противоправных проявлений: организуют информирование и консультирование населения муниципальных образований в <адрес> по вопросам профилактики экстремистской деятельности; утверждают программы по профилактике экстремистской деятельности на территории муниципальных образований в <адрес>; принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих распространению экстремистской идеологии, осуществляют мероприятия по недопущению агитации и пропаганды экстремистской идеологии, организуют информационное сопровождение проводимых мероприятий в средствах массовой информации.

В соответствии с п. 7 Концепции, утвержденной Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Концепция), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.29 Концепции).

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка нормативно-правового обеспечения органами местного самоуправления реализации программных мероприятий в сфере противодействия экстремизму и терроризму, а также межнациональных отношений. Прокурорской проверкой установлено, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена муниципальная программа «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы» (далее – муниципальная программа), где основными мероприятиями в программе «Профилактика правонарушений терроризма и экстремизма на 2018-2020г.г.» муниципальной программы являются: осуществление мер информационного противодействия распространению экстремисткой идеологии в информационной сети «Интернет», в том числе, в социальных сетях (на осуществление указанного финансирование не предусмотрено); изготовление буклетов, проведение конкурсов на наилучший логотип или сочинение/статью и прочее антитеррористической направленности (на осуществление указанного предусмотрено всего 12 000 рублей, из них: в 2018 году - 5 000 рублей; в 2019 - 5 000 рублей; в 2020 – 2000 рублей.

Изучение программы «Профилактики терроризма и экстремизма на 2018-2020 г.г.» муниципальной программы показало, что в нем отсутствует мероприятия, направленные на профилактику экстремистской и террористической деятельности; повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организацию воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера; предупреждение агрессивного поведения; минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма; укрепление межнационального и межконфессионального согласия; сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района; реализацию прав национальных меньшинств; обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.

Таким образом, Администрацией допущены нарушения требований ст. ст. 1, 3, 5 и 5.2 Закона о противодействии терроризму, ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. ст. 2 и 9 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ. -ЗРТ «О профилактике экстремистской деятельности в <адрес>», п. п. 7 и 29 Концепции, поскольку включенные в программу «Профилактика терроризма и экстремизма на 2018-2020 г.г.» муниципальной программы «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 г.г.», не соответствуют целям и задачам предупреждения проявлений терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.

Помимо этого, Администрацией не разработана и не принята специальная муниципальная программа на 2019 год, основными целями которой должны являться исполнение государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации; формирование у населения внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека; формирование толерантности и межэтнической культуры; укрепление межнационального согласия в молодежной среде; защита жизни граждан, которые проживают на территории муниципального образования от террористических и экстремистских актов и т.д.

В этой связи на имя председателя Администрации внесено представление об устранении указанного нарушения федерального законодательства в месячный срок.

Данное представление получено Администрацией, что подтверждается ответом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответа Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, принятие решения об утверждении перечня программ, а также о внесении в него изменений, осуществляется в установленном порядке до 01 октября текущего года. В связи с чем, внесение программы в сфере профилактики экстремизма и терроризма в перечень муниципальных программ будет инициировано до ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи просили продлить срок рассмотрения представления.

Таким образом, до настоящего времени представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГв/2019 Администрацией не исполнено.

Следовательно, бездействие ответчика, выраженное в не принятии мер по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца о том, что бездействие Администрации влечет нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, проживающих на территории муниципального района, на защиту от угроз террористического и экстремистского характера.

При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» по не включению в муниципальную программу «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы» комплекса мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, а также мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия на территории муниципального района.

Обязать Администрацию муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу:

Разработать и принять специальную муниципальную программу на 2019 год со следующими основными целями:

исполнение государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации;

формирование у населения внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека;

формирование толерантности и межэтнической культуры;

укрепление межнационального согласия в молодежной среде;

защита жизни граждан, которые проживают на территории муниципального образования от террористических и экстремистских актов.

Включить в программу «Профилактика правонарушений терроризма и экстремизма на 2018-2020г.г.» муниципальной программы «Безопасность Овюрского кожууна на 2018-2020 годы», утвержденной Администрацией от ДД.ММ.ГГГГ, следующий комплекс мероприятий:

профилактика экстремистской и террористической деятельности;

повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;

усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан;

организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера;

предупреждение агрессивного поведения;

минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;

предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма;

укрепление межнационального и межконфессионального согласия;

сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района;

реализация прав национальных меньшинств;

обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.

Обязать Администрацию муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Овюрский районный суд.

Судья Ю.З. Банзай