Дело №а-880/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2018 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Овсянникова М.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 3 268 руб., пени в размере 150,08 руб., штрафа в размере 826,80 руб.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является плательщиком НДФЛ. 05.05.2014 в МИФНС России №15 по АК административным ответчиком представлена налоговая декларация за 2014 год, в которой заявил доход от продажи земельного участка в сумме 470 000 руб. и имущественный налоговый вычет в связи с продажей земельного участка. Сумма налога к уплате составила 0, 00 руб. Проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт №3670 от 19.08.2015 и принято решение №2395 от 29.01.2015 о привлечении к ответственности.
В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по НДФЛ, начислена пеня и штраф. Требование об уплате ответчиком не исполнены, сумма задолженности по налогам, пени и штрафу на сегодняшний день не погашена.
Административное дело на основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).
Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
На основании ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 225 НК РФ порядок исчисления налога установлен в зависимости от установленных правил определения налоговой базы.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ).
Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 52 и пи. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ производят физические лица - физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 52 и п. 2 ст. 228 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 НК РФ).
Актом камеральной налоговой проверки № 3670 от 19.08.2015. предложено привлечь ФИО1 к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц.
Согласно решению МИФНС России № 15 по АК № 2395 от 29.12.2015 ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ, сумма штрафа составляет 826,80 руб.
В соответствии с решением № 491 от 18.08.2016 с административного ответчика взыскана недоимка на доход физического лица в размере 3 268 руб., пени в размере 150, 08 руб., штраф в размере 826,80 руб.
В адрес налогоплательщика 11.03.2016 направлено требование № 890, согласно которому ФИО1 предложено оплатить задолженность по налогу в размере 3 268 руб., пени в размере 150, 08 руб., штраф в размере 826,80 руб. в срок до 29.03.2016.
В силу п.3 ст.48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был не позднее шести месяцев с момента истечения срока, установленного в соответствующем требовании.
В суд административное исковое заявление поступило 13.12.2017.
Таким образом, налоговым органом пропущен срок на обращение в суд как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с административным иском.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока для предъявления требования о взыскании задолженности, поскольку период на обращение в суд с иском установлен законодательством и является достаточным для совершения необходимых действий по подготовке административного иска, его подписания и предъявления в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Ненадлежащее исполнение налоговым органом прав и обязанностей не может являться основанием ограничения установленных законом гарантий для налогоплательщиков, в том числе в виде ограничения срока на обращение в суд.
По мнению суда, доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для его восстановления не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, поскольку срок для обращения в суд пропущен, а в его восстановлении судом отказано, то правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 и 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.ФИО2
ВЕРНО
Судья_______________________М. ФИО2
Секретарь____________________А.ФИО3