ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-884/17 от 23.10.2017 Полевской городского суда (Свердловская область)

Дело а –884/2017

Изготовлено 23.10.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2017 года г. Полевской Свердловской области

Полевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Бубновой Галины Владимировны,

при секретаре Обориной О.Г.,

с участием представителя административного истца ст. помощника прокурора г. Полевского Забродиной ЕА действующей в интересах неопределенного круга лиц,

административного ответчика представителя Администрации ПГО - Рябухиной АВ, действующей на основании доверенности от . . .,

заинтересованного лица представителя ОМС «Управление образованием ПГО» Прилуковой АС, действующей на основании доверенности от . . ., ,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску

прокурора г. Полевского действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОМС Администрации ПГО о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Полевского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к ОМС Главе Полевского городского округа о признании нормативно – правового акта недействующим в части.

Определением Полевского городского суда от . . . в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено заинтересованное лицо - ОМС «Управление образованием Полевского городского округа» (л.д.50).

В обоснование своих требований истец указал, что Постановлением Администрации Полевского городского округа от . . .-ПА утверждено Положение о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа. Постановлением Администрации Полевского городского округа от . . .-ПА в Положение внесены изменения. Полагает, что пункт 20 Положения в той части, в которой устанавливает требование о взимании родительской платы в полном объеме в случае отсутствия ребенка в детском саду по неуважительным причинам, противоречит действующему законодательству.В связи с этим истец просит суд пункт 20 Положения о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Полевского городского округа от . . .-ПА,в части слов: " В случаях отсутствия ребенка по иным причинам, в том числе по неподтвержденным уважительным причинам, а также сверх установленного максимальной продолжительности отсутствия по заявлению родителей (законных представителей), за дни такого отсутствия ребенка родительская плата не пересчитывается и взимается в полном объеме» признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца ст. помощник прокурора города Полевского Забродина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОМС Главы Полевского городского округа Рябухина А.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, с указанным административным исковым заявлением не согласна, по следующим основаниям. Родительская плата может взиматься в случае отсутствие ребенка без уважительной причины, за присмотр и уход, но не за питание. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за ребенком, включая так же в себя и организацию питания. Это является комплексом мер по уходу за ребенком в дошкольных учреждениях и разделять эти меры невозможно. Перечень затрат по уходу за ребенком устанавливается уполномоченным органом. Этот комплекс мер осуществляется в полном объеме, эти два понятия присмотр и уход включают в себя организацию питания, этого нельзя разделять, это невозможно, следовательно, просит в удовлетворении административного искового заявление прокурору отказать.

Представитель заинтересованного лица ОМС «Управление образованием ПГО» Прилукова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Прокурора г. Полевского, указала, что причиной разработки и принятия пункта 20 послужило то, что до принятия данного положения дети не посещали дошкольные образовательные учреждения и занимали места. Результатом работы данного положения увеличилось посещение детей дошкольных учреждений. Родители стали более ответственно относиться к посещению образовательного учреждения детьми. Кроме того, данное положение принято на основании ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Суд, выслушав объяснения прокурора г. Полевского, представителя ответчика ОМС Главы ПГО, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что 30.01.2017постановлением администрации Полевского городского округа за № 35-ПА утверждено Положение о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа в целях упорядочения установления платы родителей (законных представителей) на территории Полевского городского округа.

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Диалог" N 11 от 10 февраля 2017 года, размещен на официальном сайте администрации Полевского городского округа в сети «Интернет» 30.01.2017и вступил в законную силу. Распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 21017 года.

Прокурором г. Полевского 15.03.2017 на п.20 указанного Положения принесен протест.

В соответствии с ответом Главы Полевского городского округа от 28.03.2017 №1892, по результатам рассмотрения протеста принято решение о внесении в п. 20 Положения соответствующих изменений.

По требованию прокурора от 24.05.2017 Главой Полевского городского округа 26.05.2017 в прокуратуру г. Полевского направлена информация о подготовке проекта постановления Администрации Полевского городского округа «О внесении изменений в Положение о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа от 30.01.2017 №35-ПА», который проходит согласование (л.д.38-39).

В соответствии с постановлением Администрации Полевского городского округа от 07.06.2017 №219-ПА, в пункт 20 Положения внесены изменения, положение о взимании родительской платы в полном объеме в случае отсутствия ребенка в детском саду по неуважительным причинам оставлено без изменений.Требования прокурора г. Полевского, изложенные в протесте от 15.03.2017, оставлены администрацией Полевского городского округа без удовлетворения.

Согласно 20 вышеуказанного Положенияродительская плата вносится за текущий месяц не позднее 10-го числа каждого месяца в объеме, рассчитываемом в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения.

За дни непосещения муниципальной образовательной организации по уважительной причине (болезнь, санаторное лечение, карантин, ремонт учреждения, приостановление деятельности учреждения), без ограничения по количеству дней отсутствия ребенка, а также по заявлению родителей (законных представителей), поданному в муниципальную образовательную организацию не позднее, чем за 10 рабочих дней до предполагаемого отсутствия ребенка, родительская плата не взимается. Общее количество дней отсутствия ребенка по заявлению родителей (законных представителей), за которое не взимается плата, не должно превышать 28 календарных дней в год.

В случаях отсутствия ребенка по иным причинам, в том числе по неподтвержденным уважительным причинам, а также сверх установленного максимальной продолжительности отсутствия по заявлению родителей (законных представителей), за дни такого отсутствия ребенка родительская плата не пересчитывается и взимается в полном объеме.

Постановлением Администрации Полевского городского округа от 07.06.2017 № 219-ПА в п.20 Положения внесены изменения.

Прокурор г. Полевского действующий в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать не действующим 20Положенияо порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа в части слов: "В случаях отсутствия ребенка по иным причинам, в том числе по неподтвержденным уважительным причинам, а также сверх установленного максимальной продолжительности отсутствия по заявлению родителей (законных представителей), за дни такого отсутствия ребенка родительская плата не пересчитывается и взимается в полном объеме».

Правоотношения в сфере образования, в том числе и дошкольного, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными актами. Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, помимо перечисленных законодательных актов установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона N 273-ФЗ за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено данным Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и в порядке.

Постановлениемадминистрации Полевского городского округаN 35-па от 30.01.2017 утверждено Положение о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Полевского городского округа принято на основанииФедерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет право учредителя организации осуществляющей образовательную деятельность устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер за присмотр и уход за ребенком.

Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Из анализа приведенных нормативных актов усматривается, что пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении разделяется на образование, которое предоставляется бесплатно, а уход и присмотр за ребенком - это платная услуга, которую оказывает дошкольное учреждение в помощь родителям.

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Исходя из изложенного, услуга, предоставляемая дошкольным образовательным учреждением по уходу и присмотру за детьми и взимание родительской платы на основании возмездного договора, регулируются нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг и соответствующими нормами Закона "О защите прав потребителей".

Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

В силу ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Из анализа приведенных норм гражданского законодательства следует, что оплате подлежат фактически оказанные услуги. При этом потребитель услуг вправе отказаться от оказания услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

При таких обстоятельствах установление положения о взимании родительской платы за присмотр и уход за ребенком в полном объеме в случае непосещения ребенком образовательного учреждения без уважительных причин, не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку на родителях лежит обязанность возместить дошкольному образовательному учреждению фактически понесенные расходы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый п.20 положения о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа в целях упорядочения установления платы родителей (законных представителей) на территории Полевского городского округа, по начислению и взысканию родительской платы за присмотр и уход за ребенком в случае непосещение им образовательного учреждения без уважительных причин, не противоречит законодательству и их установление связано с необходимостью обеспечить баланс между самостоятельностью местного самоуправления и социальным правом граждан на доступ к дошкольному образованию. Начисление и взыскание родительской платы за присмотр и уход за ребенком, являющийся платной услугой, в случае непосещения ребенком образовательного учреждения без уважительных причин обусловлено необходимостью обеспечения финансовой стабильности дошкольного учреждения, которое объективно несет расходы вне зависимости от посещения его воспитанниками.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Полевского действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОМС Администрации ПГО о признании не действующим в частиположения о порядке установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Полевского городского округа, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Полевской городской суд.

Судья Г.В. Бубнова

Мотивированная часть решения изготовлена . . ..

Судья: Г.В. Бубнова