Дело №а-89/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 июня 2019 года <адрес>
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи ФИО3.,
при секретаре судебного заседания ФИО4.,
с участием административного истца, и.о.прокурора <адрес>ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Тыва в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия,
установлено:
И.о.прокурора <адрес> Республики Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия по не включению в перечень программных мероприятий комплекса мер по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, а также мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия на территории сельского поселения сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна Республики Тыва, указав, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№А утверждена муниципальная программа мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна. В ходе проверки установлено, что на реализацию мероприятий программы предусмотрено 3 000 рублей, в 2020 году объем средств на соответствующий финансовый год и на плановый период не заложен. Изучение мероприятий муниципальной программы показало, что в программе отсутствуют комплексные мероприятия, направленные на профилактику экстремистской и террористической деятельности, повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера, предупреждение агрессивного поведения, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, а также мероприятий, направленных на предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма, в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов. Таким образом, ненадлежащая работа не обеспечивает своевременную информированность о состоянии режима охраны и антитеррористической защищенности социально-важных объектов муниципального района, объектов почтовой связи, здравоохранения, образования, культуры, подготовке сил и средств органов местного самоуправления, а также принятия мер по минимизации последствий террористических актов. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ за №в/2019 председателю Администрации внесено представление об устранении обозначенных выше нарушений федерального законодательства. Данное представление не рассмотрено до настоящего времени, что подтверждается пояснительной запиской заместителя председателя Администрации. Таким образом, со стороны Администрации не обеспечено исполнение пункта 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии экстремистской деятельности» ( далее Федеральный закон № 179-ФЗ). Факт бездействия со стороны Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ№в/2019, подтверждается представлением от ДД.ММ.ГГГГ№в/2019, и пояснительной запиской. Бездействие Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора района, влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения сумонаЧаа-Суурский Овюрского кожууна, на защиту от угроз террористического и экстремистского характера. Административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации по не принятию мер для устранения нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№в/2019, а также обязать Администрацию в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить в перечень программных мероприятий, утвержденный постановлением председателя Администрации №А от ДД.ММ.ГГГГ, комплексные мероприятия, направленные на профилактику экстремистской и террористической деятельности, повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера, предупреждение агрессивного поведения, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, а также мероприятий, направленных на предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма, воспитательного характера, профилактике экстремизма, в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.
В судебном заседании административный истец – и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО2 заявленные требования поддержала по указанным в административном иске основаниям и просила удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика отсутствовал, о дне и времени рассмотрения дела извещен, но не явился, ходатайств об отложении не направлял, суд полагает возможным о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав доводы административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу ст.5.2 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремизму), органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Согласно ст.5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст.2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ «О профилактике экстремистской деятельности в <адрес>» (далее – Закон №-ЗРТ), профилактика экстремистской деятельности – это меры социального, воспитательного и иного характера, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений, направленные на устранение причин и условий проявления экстремистской деятельности. Субъектами профилактики экстремистской деятельности, помимо прочих, являются органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> (далее - органы местного самоуправления), реализующие полномочия в сфере профилактики экстремистской деятельности (п. 2 ст. 2 Закона №-ЗРТ).
В силу ст.9 Закона №-ЗРТ, органы местного самоуправления в пределах установленных законодательством полномочий участвуют в профилактике экстремистской деятельности и иных противоправных проявлений: организуют информирование и консультирование населения муниципальных образований в <адрес> по вопросам профилактики экстремистской деятельности; утверждают программы по профилактике экстремистской деятельности на территории муниципальных образований в <адрес>; принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих распространению экстремистской идеологии, осуществляют мероприятия по недопущению агитации и пропаганды экстремистской идеологии, организуют информационное сопровождение проводимых мероприятий в средствах массовой информации.
В соответствии с п. 7 Концепции, утвержденной Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Концепция), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.29 Концепции).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка нормативно-правового обеспечения органами местного самоуправления реализации программных мероприятий в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму. Прокурорская проверка показала, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№А утверждена муниципальная программа мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна. Изучение мероприятий муниципальной программы показало, что в программе отсутствуют комплексные мероприятия, перечисленные в административном иске.
Таким образом, Администрацией допущены нарушения требований ст.ст. 1, 3, 5 и 5.2Закона о противодействии терроризму, ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. ст. 2 и 9 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ «О профилактике экстремистской деятельности в <адрес>», п. п.7 и 29 Концепции.
В этой связи на имя председателя Администрации внесено представление об устранении указанного нарушения федерального законодательства в месячный срок.
Данное представление получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается уведомлением о вручении.
Из пояснительной записки заместителя председателя Администрации Монгуш Б-С.И. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора на текущую дату не рассмотрено в связи с тем, что председатель Администрации ФИО1 находится в очередном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ с последующим увольнением, нарушения будут устраняться.
Таким образом, до настоящего времени представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ№в/2019 Администрацией не рассмотрено и не исполнено.
Следовательно, бездействие ответчика по не принятию мер по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца о том, что бездействие Администрации влечет нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, проживающих на территории сельского поселения сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна Республики Тыва, на защиту от угроз террористического и экстремистского характера.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона <адрес> о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения сумона <адрес> Республики Тыва по не включению в перечень программных мероприятий комплекса мер по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, а также мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия на территории сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна Республики Тыва.
Обязать Администрацию сельского поселения сумона <адрес> в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силувключить в перечень программных мероприятий, утвержденный постановлением председателя Администрации сумона Чаа-Суурский Овюрского кожууна Республики Тыва №А от ДД.ММ.ГГГГ, следующий комплекс мероприятий:
профилактика экстремистской и террористической деятельности;
повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;
усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан;
организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера;
предупреждение агрессивного поведения;
минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;
предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма;
укрепление межнационального и межконфессионального согласия;
сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования;
реализация прав национальных меньшинств;
обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.
Обязать Администрацию сельского поселения сумон <адрес> сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Овюрский районный суд.
Судья Ю.З. Банзай