ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-89/19 от 24.09.2019 Сонковского районного суда (Тверская область)

Дело а-89/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Сонковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО3

с участием представителя административного истца и.о. прокурора <адрес>ФИО3,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда административное дело по административному иску прокурора <адрес> к ФИО3 сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, и возложении обязанности разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора <адрес>ФИО3, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, и возложении обязанности разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования ФИО3 сельское поселение градостроительного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации (ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18, ч.ч. 5, 5.1 ст. 26ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.Реализация генерального плана поселения осуществляется путём выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений. В соответствии с п.п. 6.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений (далее - Требования). Согласно п.п. 3, 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учётом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы. В ходе проведённой прокуратурой <адрес> проверки установлено, что Решением Совета депутатов ФИО3 сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Генеральный план ФИО3 сельского поселения <адрес> применительно к населённым пунктам д. Григорково, д. Зубарево и д. Новые Горицы. В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства органами местного самоуправления ФИО3 сельского поселения программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения до настоящего времени не разработана, что препятствует реализации указанного генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Несоблюдение ФИО3 сельского поселения обязанностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, противоречит установленным ГрК РФ целям обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов неопределённого круга граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и свидетельствует о бездействии ФИО3 сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории ФИО3 сельского поселения установить невозможно, согласно конституционному праву граждан РФ на свободу передвижения и выбору места жительства. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 39, ст. 124, ст. 125 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие ФИО3 сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, и обязать ФИО3 сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца и.о. прокурора <адрес>ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объёме, дополнив, что указанные в иске нарушения до настоящего времени не устранены и дополнительных финансовых затрат для исполнения указанных в административном иске требований градостроительного законодательства муниципальному образованию не требуется.

Представитель административного ответчика ФИО3 сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, ФИО3 сельского поселения <адрес>ФИО3 просит рассмотреть данное дело без участия представителя административного ответчика, административные исковые требования признаёт в полном объёме, просит предоставить срок для устранения выявленных прокурором нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18, ч.ч. 5, 5.1 ст. 26ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.Реализация генерального плана поселения осуществляется путём выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений. В п.п. 3, 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учётом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы.

Как следует из указанных выше норм, обязанность по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес> законом возложена на ФИО3 сельского поселения <адрес> как на орган местного самоуправления.

В соответствии с сообщением ФИО3 сельского поселения <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный план поселения утверждён решением Совета депутатов Гладышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (копия решения прилагается), программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения не разработана.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что органом местного самоуправления – ФИО3 сельского поселения <адрес> в нарушение действующего градостроительного законодательства программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения не разработана, что препятствует реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Обязанность административного ответчика разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения на территории ФИО3 сельского поселения <адрес> отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, исполнительно-распорядительным органом которого является ФИО3 сельского поселения <адрес>. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку непринятие мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения противоречит установленным Градостроительным кодексомРоссийской Федерации целям обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также приводит к нарушению требований федерального законодательства и законных интересов неопределённого круга лиц, проживающих на территории ФИО3 сельского поселения <адрес>. При этом суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в который административному ответчику следует предпринять необходимые меры по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения, и полагает его разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие ФИО3 сельского поселения <адрес> в части непринятия мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, незаконным.

Обязать ФИО3 сельского поселения <адрес> разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий ФИО3