Дело №а-89/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Сонковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО3
с участием представителя административного истца и.о. прокурора <адрес>ФИО3,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда административное дело по административному иску прокурора <адрес> к ФИО3 сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, и возложении обязанности разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора <адрес>ФИО3, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, и возложении обязанности разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования ФИО3 сельское поселение градостроительного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации (ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18, ч.ч. 5, 5.1 ст. 26ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.Реализация генерального плана поселения осуществляется путём выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений. В соответствии с п.п. 6.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений (далее - Требования). Согласно п.п. 3, 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учётом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы. В ходе проведённой прокуратурой <адрес> проверки установлено, что Решением Совета депутатов ФИО3 сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Генеральный план ФИО3 сельского поселения <адрес> применительно к населённым пунктам д. Григорково, д. Зубарево и д. Новые Горицы. В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства органами местного самоуправления ФИО3 сельского поселения программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения до настоящего времени не разработана, что препятствует реализации указанного генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Несоблюдение ФИО3 сельского поселения обязанностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, противоречит установленным ГрК РФ целям обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов неопределённого круга граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и свидетельствует о бездействии ФИО3 сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории ФИО3 сельского поселения установить невозможно, согласно конституционному праву граждан РФ на свободу передвижения и выбору места жительства. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 39, ст. 124, ст. 125 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие ФИО3 сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, и обязать ФИО3 сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца и.о. прокурора <адрес>ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объёме, дополнив, что указанные в иске нарушения до настоящего времени не устранены и дополнительных финансовых затрат для исполнения указанных в административном иске требований градостроительного законодательства муниципальному образованию не требуется.
Представитель административного ответчика ФИО3 сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, ФИО3 сельского поселения <адрес>ФИО3 просит рассмотреть данное дело без участия представителя административного ответчика, административные исковые требования признаёт в полном объёме, просит предоставить срок для устранения выявленных прокурором нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18, ч.ч. 5, 5.1 ст. 26ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.Реализация генерального плана поселения осуществляется путём выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений. В п.п. 3, 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учётом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы.
Как следует из указанных выше норм, обязанность по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес> законом возложена на ФИО3 сельского поселения <адрес> как на орган местного самоуправления.
В соответствии с сообщением ФИО3 сельского поселения <адрес>ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный план поселения утверждён решением Совета депутатов Гладышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (копия решения прилагается), программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения не разработана.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что органом местного самоуправления – ФИО3 сельского поселения <адрес> в нарушение действующего градостроительного законодательства программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения не разработана, что препятствует реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Обязанность административного ответчика разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения на территории ФИО3 сельского поселения <адрес> отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, исполнительно-распорядительным органом которого является ФИО3 сельского поселения <адрес>. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку непринятие мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения противоречит установленным Градостроительным кодексомРоссийской Федерации целям обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также приводит к нарушению требований федерального законодательства и законных интересов неопределённого круга лиц, проживающих на территории ФИО3 сельского поселения <адрес>. При этом суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в который административному ответчику следует предпринять необходимые меры по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения, и полагает его разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие ФИО3 сельского поселения <адрес> в части непринятия мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес>, незаконным.
Обязать ФИО3 сельского поселения <адрес> разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры ФИО3 сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО3