ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-8/20 от 17.02.2020 Макушинского районного суда (Курганская область)

РЕШЕНИЕ

г. Макушино 17 февраля 2020 года

Судья Макушинского районного суда Курганской области Новоселов Игорь Александрович,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора Курганской области по охране природы от 13.01.2020 года № 10-15-22/20 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, наложения административного наказания в виде устного замечания,

установил:

Постановлением государственного инспектора Курганской области по охране природы ФИО3 от 13.01.2020г. № 10-15-22/20 в отношении главы города Макушино ФИО2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено устное замечание.

Не согласившись с постановлением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 обратился в Макушинский районный суд Курганской области с жалобой, в которой указал, что он не согласен с привлечением его к административной ответственности. Он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как ими являются лица, осуществляющие сбор, складирование, использование, сжигание, переработку и иное обращение с отходами производства и потребления. К полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с территориальной схемой в г. Макушино выбран пакетный способ накопления ТКО. Также нарушена процедура проверки, его не уведомляли о проверке.

В судебном заседании ФИО2 не явился о рассмотрении был извещен надлежащим образом.

Его представитель ФИО1 поддержала доводы жалобы.

Государственный инспектор ФИО3 в суд не явился о рассмотрении был извещен надлежащим образом.

Заслушав участников заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области 21.11.2019 г. проведен осмотр территории г. Макушино по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения г. Макушино.

В ходе указанной проверки выявлены несанкционированные свалки ТКО на поверхности почвы участка в районе ул. Заводская г. Макушино, установлен факт отсутствия оборудованных мест (площадок для накопления ТКО. Из протокола следует, что Глава г. Макушино ФИО2 наделенный обязанностью по участию в организации деятельности по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО с территории городского поселения г. Макушино, не принял должные меры по организации надлежащего накопления ТКО на специально оборудованных местах (площадках) накопления отходов.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Доводы ФИО2 о принятом положении постановлении главы города Макушино от 22.02.2019 г. №41 об организации схемы очистки территории, организации пакетного сбора ТБО, должностным лицом не проверены.

При этом полномочия администрации г. Макушино по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, администрация и её должностные лица не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях главы администрации г. Макушино ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Курганской области по охране окружающей среды от 13 января 2020г. вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ суд,

решил:

Постановление государственного инспектора Курганской области по охране природы от 13.01.2020 года № 10-15-22/20 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ отменить.

Вынесенное устное замечание в отношении главы г. Макушино отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в десятидневный срок с момента получения решения суда.

Судья И.А. Новоселов