ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-904/20 от 06.03.2020 Завьяловского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело а-904/2020

18RS0-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> УР 06 марта 2020 года

Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Орлов Д.В. при секретаре судебного заседания <данные изъяты>.,

с участием:

- представителя административного истца ГАТ. - <данные изъяты>., действующей на основании доверенности и диплома

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ГАТ к Администрации Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: УР, <адрес>, д.Пирогово, <адрес>, возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить подписанный проекта договора купли-продажи земельного участка

У С Т А Н О В И Л :

ГАТ. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 18:08:016002:1093, расположенный по адресу: УР, <адрес>, д.Пирогово, <адрес>, возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить подписанный проекта договора купли-продажи земельного участка

Исковые требования мотивированы следующим. ДД.ММ.ГГГГГАТ обратился в Администрацию МО «<адрес> с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером в целях ведения производственной деятельности на основании п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ с представлением всех необходимых для рассмотрения вопроса документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес> УР в предоставлении земельного участка с кадастровым номером отказано на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ ввиду отсутствия доказательств необходимости использования участка испрашиваемой площадью для эксплуатации принадлежащих истцу объектов.

В соответствии с условиями договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «<адрес>» ГАТ. предоставлен в аренду земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером: , общей площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> д.Пирогово <адрес>, с разрешенным использованием: для строительства кафе в <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора и при отсутствии возражений со стороны арендодателя, при этом предельный срок договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.

В целях надлежащего использования земельного участка ГАТ. на арендуемом земельном участке построены два объекта:

- Здание склада для кафе площадью 22,0 кв.м., с кадастровым номером: , о чем имеется выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;

- здание охраны для кафе общей площадью 4,8 кв.м., с кадастровым номером , о чем имеется выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного рассмотрения от представителя административного ответчика Администрации МО «<адрес>» поступили письменные возражения в которых указано следующее:

Пунктом 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Вместе с тем, в соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса.

К числу таких оснований статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отнесен случай, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).

По смыслу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительность права собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка обусловлена нахождением на участке объекта недвижимости. Право собственника объекта недвижимости на приобретение без проведения торгов в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором такой объект расположен, проистекает из принципа единства судьбы земельных участков и связанных с ними объектов.

Данный принцип получил развитие и нормативное закрепление в положениях статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что при отчуждении здания, строения, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Соответственно, по смыслу гражданского и земельного законодательства собственник здания вправе приобрести в собственность земельный участок, на котором такое здание расположено, и который необходим для его использования.

Обязанность подтвердить необходимость земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости возложена на собственника таких объектов, который выразил волю на реализацию исключительного права на приобретение земельного участка в собственность.

Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 1300 кв.м и значительно (в 48 раз) превышает площадь находящихся на нем объектов недвижимости:

- нежилое здание (здание для охраны кафе) с кадастровым номером , площадью 4,8 кв.м;

- нежилое здание (здание склада для кафе) с кадастровым номером , площадью 22 кв.м.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Доказательства необходимости использования участка испрашиваемой площадью (1300 кв.м) для эксплуатации указанных объектов вместе с заявлением не предоставлялись, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрацией принято решение об отказе, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Представленная в судебном заседании экспертиза сама по себе не может является основанием для удовлетворения искового заявления, так как данная экспертиза в распоряжении Администрации на момент принятия решения отсутствовала. Отказ был дан в соответствии с поданным заявлением и приложенными к заявлению документами, среди которых отсутствовало какое-либо обоснование необходимости использования всей площади земельного участка, в том числе и представленная экспертиза.

Кроме того, Администрация обращает внимание суда на то обстоятельство, что земельный участок, испрашиваемый Истцом, с кадастровым номером 18:08:016002:1093 имеет вид разрешенного использования «для строительства кафе в <адрес>». Объекты недвижимости, расположенные в настоящее время на земельном участке и под которыми, соответственно, Истец просит предоставить земельный участок, имеют вспомогательное назначение – здание для охраны кафе с кадастровым номером 18:08:016002:5734 и здание склада для кафе с кадастровым номером , так как по отношению к зданию кафе данные объекты выполняют вспомогательную или обслуживающую функцию и имеют непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.).

Данное обстоятельство свидетельствует о не достижении цели, для которой был предоставлен земельный участок, а именно – Истцом не возведено основное здание – здание кафе.

В судебное заседание не явились административный истец, административный ответчик Администрация МО «<адрес>» надлежащим образом извещены о дне рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ГАТ.- <данные изъяты> административное исковое заявление поддержала, по существу дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 ст. 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.

В соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков и обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с условиями договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «<адрес>» ГАТ. предоставлен в аренду земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером: , общей площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> д.Пирогово <адрес>, с разрешенным использованием: для строительства кафе в <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора и при отсутствии возражений со стороны арендодателя, при этом предельный срок договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.

В целях надлежащего использования земельного участка ГАТ. на арендуемом земельном участке построены два объекта:

- Здание склада для кафе площадью 22,0 кв.м., с кадастровым номером: , о чем имеется выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;

- здание охраны для кафе общей площадью 4,8 кв.м., с кадастровым номером 18:08:016002:5734, о чем имеется выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГГАТ. обратился в Администрацию МО «<адрес> с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером в целях ведения производственной деятельности на основании п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ с представлением всех необходимых для рассмотрения вопроса документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес> УР в предоставлении земельного участка с кадастровым номером отказано на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ ввиду отсутствия доказательств необходимости использования участка испрашиваемой площадью для эксплуатации принадлежащих истцу объектов.

ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ГАТТ. на нежилое помещение: здание охраны для кафе, расположенную на указанном земельном участке на основании документов: договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-ЗУ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, , технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ГАТ на нежилое помещение: здание склада для кафе, расположенную на указанном земельном участке на основании документов: договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-ЗУ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, , технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на указанные объекты никем не оспорены.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (строительство гаража, строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительство строений и сооружений вспомогательного использования; изменение объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности).

В силу положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из положений приведенных выше правовых норм следует, что гражданин, владеющий земельным участком на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе, если является собственником здания, сооружения расположенного на таком участке.

Данное право не может быть реализовано в случае, когда указанное здание или сооружение являются самовольной постройкой.

В силу положений приведенных выше правовых норм и представленных административным ответчиком доказательств не следует, что хозяйственная постройка с кадастровыми номерами является самовольной постройкой, поскольку разрешенное использование земельного участка в соответствии с условиями договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «<адрес>» ГАТ. предоставлен в аренду земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером: , общей площадью 1300 кв.м., расположенного по адресу: УР, <адрес> д.Пирогово <адрес>, с разрешенным использованием: для строительства кафе в <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора и при отсутствии возражений со стороны арендодателя, при этом предельный срок договора аренды земельного участка -ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.

Каких либо ограничений и обременений, запрещающих строительство здание кафе на земельном участке, в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Министерство экономического развития Российской Федерации в письме № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывает, то отсутствие обоснования необходимой площади испрашиваемого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, находящееся в собственности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого этим объектом недвижимости, в собственность или в аренду не предусмотрено в качестве основания для принятия об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, равно как в качестве такого основания не предусмотрена несоразмерность площади объекта недвижимого имущества площади занимаемого им земельного участка.

ГАТ. в целях реализации исключительного права на приобретение земельного участка в собственность обратился в уполномоченный орган власти с соответствующим заявлением, к которому приложил документы, необходимые для принятия решения о продаже земельного участка и позволяющие сделать вывод о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован под существующим объектом недвижимости, суд приходит к выводу, что у Администрации МО «<адрес>» не было оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату ГАТ испрашиваемого земельного участка.

Суду в ходе рассмотрения дела не было представлено каких-либо надлежащих (объективных, достоверных и достаточных) доказательств, которые опровергали бы доводы административного иска.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела Администрация МО «<адрес>» не вправе была принимать решение о несоответствии с п.1 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия доказательств необходимости использования участка испрашиваемой площадью для эксплуатации принадлежащих истцу объектов.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что оспариваемые действия были совершены в виде направления письменного ответа (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), суд полагает, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд был соблюден.

С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные исковые требования.

В данном случае суд полагает целесообразным, руководствуясь частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложением на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца ГАТ. о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

При этом на основании части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает срок для совершения указанных действий - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная последним при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ГАТ к Администрации Муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: УР, <адрес>, д.Пирогово, <адрес>, возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить подписанный проекта договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики отраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: УР, <адрес>, д.Пирогово, <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики в течение месяца осуществить действия, предусмотренные пунктом 1 части 5, частью 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: УР, <адрес>, д.Пирогово, <адрес>.

Взыскать с Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики в пользу ГАТ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики, через суд, его вынесший, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Д.В.Орлов