Дело №а-906/2020
УИД:№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Волковой В.Н.,
при секретаре Ювенском А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Меньшову С. А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени
установил:
ИФНС России по ... обратилась в суд с административным иском к Меньшову С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, мотивировав свои требования тем, что Меньшов С.А. с dd/mm/yy состоял на налоговом учете в инспекции в качестве налогоплательщика и снят с регистрационного учета dd/mm/yy, то есть являлся плательщиком страховых взносов. За dd/mm/yy фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование составляет 8 153,89 руб., на обязательное медицинское страхование 1 912,22 руб. В связи с неуплатой в установленный законодательством срок сумм страховых взносов за 2019 г. начислены пени, которые вошли в требование № от dd/mm/yy В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес Меньшова С.А. направлены требования об уплате налога, пени: от dd/mm/yy№. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ № отменен определением суда от dd/mm/yy В соответствии со статьями 23, 31, 45,48, 69, 70, 75 НК РФ истец просит суд взыскать с Меньшова С.А. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с dd/mm/yy в сумме 8 153,89 руб.; по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с dd/mm/yy в сумме 23,17 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с dd/mm/yy в сумме 1 912,22 руб.; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с dd/mm/yy в сумме 5,43 руб.; а всего в сумме 10 094,71 рублей.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Костроме Пятина В.С. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Меньшов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что в 2019 году им фактически предпринимательская деятельность не осуществлялась, полагал, что административным истцом пропущен срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ, а требование об уплате налога в его адрес не поступало. Также просил суд снизить размер взыскиваемой суммы и предоставить отсрочку уплаты сумм равными частями в связи с трудным материальным положением.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пп. 2 п. 1 ч.1 ст. 419 НК РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Начисление и уплата страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, регулируются нормами Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ).
С 01.01.2017 г. налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Соответствующие изменения в НК РФ и отдельные законодательные акты внесены Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ и № 250-ФЗ. В связи с этим на плательщиков взносов распространяются общие правила НК РФ по взысканию задолженности в судебном порядке.
В соответствии со статьей 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года,
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Согласно ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5).
Согласно п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п.2). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что Меньшов С.А. (ИНН 440123660807) с dd/mm/yy являлся индивидуальным предпринимателем, dd/mm/yy снят с учета в налоговом органе.
За 2019 год налоговым органом Меньшову С.А. были начислены страховые взносы на:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 8 153,89 руб.
- обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 1 912,22 руб.
dd/mm/yy налоговым органом Меньшову С.А. было выдано требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на dd/mm/yy: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с dd/mm/yy в сумме 8 153,89 руб.; по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с dd/mm/yy в сумме 23,17 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с dd/mm/yy в сумме 1 912,22 руб.; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с dd/mm/yy в сумме 5,43 руб.
Требование об уплате данных страховых взносов и пени ответчиком в установленный срок исполнено не было.
Данный расчет задолженности судом проверен, оснований сомневаться в правильности данного расчета у суда не имеются. Данный расчет задолженности ответчиком не оспорен. Документов, подтверждающих уплату данных страховых взносов и пени, Меньшовым С.А. суду не представлено. Срок обращения в суд с данным иском, налоговым органом не пропущен.
Таким образом, исковые требования ИФНС России по г. Костроме о взыскании с Меньшова С.А. сумм страховых взносов за dd/mm/yy и пени суд считает обоснованными.
В связи с неисполнением данных требований, ИФНС России по г. Костроме обратилось к мировому судье судебного участка № Ленинского районного суда г. Костромы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Меньшова С.А. задолженности по страховым взносам и пени.
Определением мирового судьи от dd/mm/yy судебный приказ № от dd/mm/yy по заявлению Меньшова С.А. был отменен.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также то, что ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с административным заявлением о взыскании недоимки в установленный законом срок, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, требования ИФНС России по г. Костроме, подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, являются несостоятельными.
Согласно ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Административный ответчик в качестве индивидуального предпринимателя прекратил деятельность dd/mm/yy, таким образом, страховые взносы должен был уплатить не позднее dd/mm/yy.
На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В данном случае трехмесячный срок направления требования соблюден, требование направлено dd/mm/yy.
В требовании установлен срок уплаты до dd/mm/yy
На основании ст. 48 НК РФ заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам должно быть подано административным истцом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней.
В данном случае указный срок соблюден. dd/mm/yy вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи отменен dd/mm/yy.
С момента отмены судебного приказа у административного истца также имеется право в течение шести месяцев подать исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
В данном случае срок истекал dd/mm/yy, так как dd/mm/yy был нерабочим днем. Исковое заявление подано в суд с соблюдением сроков давности – dd/mm/yy.
Доводы административного ответчика о том, что требование в его адрес не поступало, в связи с чем нарушен порядок взыскания налоговой задолженности, также являются несостоятельными. Из материалов дела усматривается, что требование № об уплате страховых взносов и пеней было направлено административному ответчику посредством почтовой связи заказным письмом dd/mm/yy по адресу: ..., которое в силу абзаца 3 п. 4 ст. 31 НК РФ считается полученным на шестой день со дня отправки заказного письма.
Административный ответчик просил предоставить отсрочку исполнения решения суда, ссылаясь на тяжелое материальное положение и нахождение на иждивении малолетнего ребенка.
Согласно ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 ст. 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона N 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств относительно обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта, в связи с чем в предоставлении отсрочки надлежит отказать.
Также суд не усматривает законных оснований для уменьшения заявленных ко взысканию административным истцом сумм страховых взносов.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 404 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме к Меньшову С. А., удовлетворить.
Взыскать с Меньшова С. А. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с dd/mm/yy в сумме 8 153,89 руб. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с dd/mm/yy в сумме 23,17 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с dd/mm/yy в сумме 1 912,22 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с dd/mm/yy в сумме 5,43 руб., всего взыскать 10 094 (десять тысяч девяносто четыре) руб. 71 коп.
Взыскать с Меньшова С. А. в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома государственную пошлину в размере 404 руб.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Волкова В.Н.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2020 года.
Судья В.Н. Волкова