ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-90/2023 от 07.06.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу а-90/2023

7 июня 2023 г. г. Махачкала

Верховный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи <.>

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителей административного истца ФИО14 по доверенности ФИО16 и ФИО15,

представителя административного ответчика Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан по доверенности ФИО5,

представителей заинтересованного лица ПАО «Россети Северный Кавказ» по доверенности ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,

прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО14 и ФИО3 об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

постановлением Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (далее также – РСТ РД, Регулятор, тарифный орган) от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Республике Дагестан на 2022 год» (далее - постановление РСТ РД от <дата>) установлены с <дата> по <дата> цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Дагестан (Приложение ).

Постановлением РСТ РД от <дата> (далее – постановление от <дата>) внесены изменения в постановление РСТ РД от <дата> «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности, территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», в соответствии с которыми для ПАО «Россети Северный Кавказ» (далее также – Общество, заинтересованное лицо) необходимая валовая выручка (далее также – НВВ) без учета оплаты потерь на 2002 год установлена в размере 5096985, 74 тыс. руб. с момента его вынесения (п. 1 Приложения ).

Постановлением РСТ от <дата> (далее – постановление от <дата>) утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, введенные в действие с <дата> по <дата>, в том числе, установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан по тарифной группе «население» (п.п. 1.1. Приложения ).

Вышеуказанные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, размещены на официальном сайте РСТ РД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://rst.e-dag.ru/normativnye-pravovye-akty-v-sfere-elektrosnabzheniya), вступили в законную силу с даты официального опубликования.

ФИО14 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующего уточнения заявленных административных исковых требований, просила:

- признать недействующим с момента принятия п. 1 Приложения к постановлению РСТ РД от <дата> в части внесения изменений в постановление РСТ РД от <дата> «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности, территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», устанавливающий необходимую валовую выручку сетевой организации ПАО «Россети Северный Кавказ» без учета оплаты потерь на 2022 год в размере 5096985,74 тыс. руб.;

- обязать Министерство энергетики и тарифов РД пересмотреть и установить необходимую валовую выручку и долгосрочные параметры регулирования для ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2022 год;

- признать недействующим с момента принятия п.п. 1.1. Приложения к постановлению РСТ РД от <дата> «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан по тарифной группе «население»;

- обязать Министерство энергетики и тарифов РД пересмотреть и установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан по тарифной группе «население», установленные в п.п. 1.1 Приложения к постановлению РСТ РД от <дата>;

- признать недействующим с момента принятия п.п. 1.1. Приложения к постановлению РСТ РД от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Республике Дагестан на 2022 год» в части утверждения цен (тарифов) на электрическую энергию для тарифной группы «население»;

- обязать Министерство энергетики и тарифов РД пересмотреть и утвердить цены (тарифы) на электрическую энергию для тарифной группы «население» по Республике Дагестан, установленные в п.п. 1.1 приложения к постановлению РСТ от <дата>.

В обоснование указала, что она является потребителем электрической энергии, относящимся к категории «население» на территории Республики Дагестан, при издании оспариваемых нормативных актов административным ответчиком нарушены нормы права, предусмотренные пунктами 7, 15, 16 Постановления Правительства РФ от <дата> «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Постановление от <дата> устанавливает единые (котловые) тарифы в тесной связи с величиной НВВ, установленной Постановлением от <дата> для ПАО «Россети Северный Кавказ», размер которой установлен в нарушение указанных норм. Постановление от <дата> устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию для населения, включающие в себя единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные Постановлением от <дата>. Из протокола заседания правления РСТ РД от <дата> (далее также – Протокол от <дата>) следует, что при расчете НВВ для ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2022 год применяются к учету электрические сети, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании ПАО «Россети Северный Кавказ» в объеме 114781,03 у.е. (условных единиц). Таким образом, установленная Постановлением от <дата> НВВ в размере 5096985, 74 тыс. руб. для ПАО «Россети Северный Кавказ» необходима для содержания и эксплуатации принадлежащих ему электрических сетей в Республике Дагестан в указанном количестве. В Протоколе при расчете количества условных единиц, принадлежащих ПАО «Россети Северный Кавказ», не указано, какие именно электрические сети, в каком количестве, а также на каком праве принадлежат Обществу и включены ли они в расчет НВВ на 2022 г., однако из приказа ФАС России от <дата> следует, что при расчете НВВ для ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2021 г. по договору субаренды имущества ОАО «Махачкалагорэлектросети» от <дата> были включены 26970,8 у.е. электрических сетей. При расчете НВВ на 2022 г. данный договор аналогично принят в расчет, из чего следует о включении в НВВ для Общества аналогичного объема условных единиц электрических сетей в размере 26970,8 у.е. Электрические сети, переданные по данному договору субаренды не зарегистрированы в надлежащем порядке, установить их местонахождение и состав не представляется возможным. Из приказа ФАС России от <дата> также следует, что данный договор субаренды не скреплен печатями АО «Дагестанская сетевая компания». Включение в состав НВВ расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией имущества, право на которое возникло у Общества на основании данного договора, противоречит законодательству, так как регулирующий орган обязан проверить наличие законных имущественных прав у регулируемой организации на электрические сети, посредством которых она намерена оказывать услуги по передаче электрической энергии. В состав НВВ для Общества на 2022 г. включены расходы, связанные с договором субаренды имущества «112/2020 от <дата> в общем объеме 435,2 у.е. Сведений о наличии государственной регистрации перехода прав на имущество в соответствии с данным договором субаренды отсутствует, несмотря на наличие данного нарушения в приказе ФАС России от <дата>. Следовательно, при утверждении НВВ на 2022 г. регулирующий орган не имел права на включение в состав НВВ на 2022 г. для Общества расходов, связанных с данным имуществом. При анализе Протокола следует, что приказ ФАС России от <дата> не исполнен, а выявленные факты нарушений тарифного законодательства возникают уже при утверждении НВВ для ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2022 <адрес> образом, административный ответчик необоснованно включил в состав НВВ на 2022 г. для ПАО «Россети Северный Кавказ» расходы, связанные с имуществом, полученным во владение Обществом по договорам субаренды в общем объеме 26970,8+435,2=27406,0 у.е., что составляет 23,88% от всего объема у.е. включенных при расчете НВВ на 2022 г. для Общества. При учете вышеизложенных обстоятельств административным ответчиком были нарушены нормы законодательства, имеющие большую юридическую силу, в связи с чем тарифы на электрическую энергию были необоснованно завышены посредством завышения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утверждаемые административным ответчиком, на 54,27 коп./кВтч. и 59,70 коп./кВтч. в первом и во втором полугодии 2022 г., соответственно. Кроме того, систематическое необоснованное и документально не подтвержденное включение административным ответчиком в состав НВВ расходов для ПАО «Россети Северный Кавказ» не приводит к качественному и заметному улучшению состояния электросетей, о чем свидетельствует рост количества аварийных ситуаций и случае оказываемых ненадлежащим образом услуг по передаче электрической энергии. В нарушение п.7 Постановления Правительства РФ от <дата> регулирующий орган в части неподконтрольных расходов включил в НВВ для Общества фактически не понесенные расходы по договору /ПП от <дата> в размере 1202418, 47 тыс. руб. Согласно протокола РСТ РД от <дата> стр. 23-<дата> для Общества были приняты расходы по данному договору в размере 1096940,62 тыс. руб., но в соответствии с решением суда по делу № А63-14570/2021 Общество ничего не заплатило и ПАО «ФСК ЕЭС» взыскал за период с июня 2020 г. по августа 2021 г. долг в размере 1583744769,32 руб. При этом НВВ на 2022 г. для Общества должен был составить (5096985,74-1202418,47) 3894567,27 тыс. руб., что меньше на 23,59%. В результате одноставочный тариф на первое полугодие 2022 г. должен быть меньше на 26,97 коп./кВтч., а на второе полугодие – на 29,67 коп./кВтч.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела ФИО4 обратился с ходатайством о привлечении его к участию в деле в качестве соистца, указывая, что он является потребителем электрической энергии, относящимся к тарифной категории потребителей «население» на территории Республики Дагестан, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, имеет лицевой счет , открытый гарантирующим поставщиком и оплачивает потребленную электроэнергию, согласно п.1.1 приложения к постановлению РСТ РД от <дата> по одноставочному тарифу.

Протокольным определением суда от <дата> данное ходатайство удовлетворено, ФИО4 привлечен к участию в деле в качестве соистца, установив, что предметом спора являются общие права и обязанности ФИО14 и ФИО3, являющихся потребителями электрической энергии тарифной категории «население» на территории Республики Дагестан.

В письменных возражениях представитель Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан (правопреемник РСТ РД) ФИО5 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что согласно п.6 ст.23.1 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных уровней цен (тарифов). Приказом ФАС России от <дата> «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» утверждены предельные уровни тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий по Республике Дагестан на 2022 год с календарной разбивкой. По Республике Дагестан с <дата> по <дата> минимальный уровень тарифа установлен 282,0 коп./кВтч (с НДС), максимальный – 283,0 коп./кВтч, на период с <дата> по <дата> минимальный уровень тарифа установлен 297,0 коп./кВтч, максимальный – 300,0 коп./кВтч. Расчет тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям по Республике Дагестан выполнен в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными ФСТ России от <дата>-э. Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Республики Дагестан на 2022 год установлены в рамках предельных уровней, установленных ФАС России, с учетом календарной разбивки (постановление РСТ РД от <дата>).В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей определены с учетом абзаца двадцатого пункта 81 (в расчете на 1 киловатт-час без дифференциации по уровням напряжения) и Методическими указаниями -э, рассчитаны с календарной разбивкой и установлены в рамках предельных уровней тарифов, установленных приказом ФАС России от <дата> «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год. Истец считает, что в связи с вынесением постановления РСТ РД от <дата> и необоснованным увеличением НВВ ПАО «Росссети Северный Кавказ» ухудшилось его экономическое состояние. Рост тарифов для населения сдерживается предельными тарифами, установленными ФАС России. В связи со сдерживанием государством тарифов для населения применятся перекрестное субсидирование в электроэнергетике, которое определяется как ценовая дискриминация потребителей, выражающаяся в перераспределении нагрузки по оплате электрической энергии (мощности) между группами потребителей, при которой одни группы потребителей фактически оплачивают часть стоимости электрической энергии (мощности), потребленной другими потребителями. Предельная величина перекрестного субсидирования утверждается постановлением Правительства Российской Федерации в отношении каждого субъекта Российской Федерации. Что касается доводов истца о содержании протокола заседания Правления РСТ РД и неисполнения приказа ФАС России от <дата>, в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе России, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата>, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах своей компетенции. Приказом ФАС России от <дата> отменены постановления РСТ РД от <дата> «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и от <дата> «О внесении изменений в постановление РСТ РД от <дата>. В ходе заседания правления РСТ РД <дата> во исполнение приказа ФАС России от <дата> с учетом замечаний приняты новые постановления РСТ РД от <дата> и .

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО6 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что Общество является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Республики Дагестан, является субъектом естественной монополии, экономическая деятельность которого подлежит государственному регулированию. Административные истцы, являясь физическими лицами, просят пересмотреть НВВ и ДПР для Общества, а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по тарифной группе «население». Между тем постановления РСТ РД от <дата> и не затрагивают права физических лиц, административного истца и соистца, поскольку расчет тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в 2022 году произведен в соответствии с Методическими указаниями 1442-э, которые определяют порядок расчета тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий лиц. В соответствии с данными Методическими указаниями расчет тарифа для населения на 2022 год производится путем индексации утвержденного тарифа на 2 полугодие 2021 <адрес> индексации определяется федеральными органами исполнительной власти. При указанных обстоятельствах и положений законодательства в сфере тарифообразования НВВ филиала Общества «Дагэнерго» в расчете тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, не участвует. При установлении тарифов для населения постановления РСТ РД и 137 не подлежат учету в соответствии с методиками расчетов. В части оспаривания постановления РСТ РД от <дата> необходимо отметить, что данное постановление соответствует закону, принято по минимальным уровням, в связи с чем их права и обязанности не нарушает. Так, одноставочный тариф для населения Республики Дагестан утвержден в размере 2,83 руб./кВтч. на 1 полугодие 2022 г. и 2,97 руб./кВтч. на 2 полугодие 2022 г. На 2 полугодие 2022 г. утвержден минимальный тариф для населения в соответствии с приказом ФАС России от <дата> «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ на 2022 год». Принятое решение не было отменено ФАС России, в связи с чем оно не противоречит приказу ФАС России . Административным истцом и соистцом нарушены сроки обращения в суд, поскольку иск подан ими, соответственно, <дата> и в марте 2023 г., при том, что обжалуемые нормативные акты, подлежащие обжалованию только в период их действия, были отменены с <дата> приказами Минэнерго РД. Так, постановление РСТ РД от <дата> было отменено приказом Минэнерго РД от <дата>-ОД-205/22 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Дагестан на 2023 год (со ссылкой на 2022 год) с <дата> (приказ вступил в силу с <дата>). Постановление от <дата> было отменено приказом Минэнерго РД от <дата>-ОД-209/22 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» с <дата> (приказ вступил в силу с <дата>). <дата> Минэнерго РД принято постановление -ОД-208/22 «О внесении изменений в постановление РСТ РД от <дата> «Об утверждении ДПР для ТСО, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности ТСО, и НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь). Данный приказ вступил в силу с <дата>, следовательно, оспариваемое постановление утратило силу с <дата>.

В письменных пояснениях представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО7 просила отказать, указывая, что тарифы на передачу электрической энергии дифференцируются и устанавливаются отдельно для населения, проживающего в городских населенных пунктах, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в виде одноставочного тарифа за единицу электрической энергии. Для прочих потребителей тарифы на передачу электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах. Двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 к/Втч электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Одноставочный тариф определяется на основе ставки на содержание и ставки на оплату нормативных технологических потерь. При утверждении тарифов единые (котловые) тарифы должны соответствовать предельным максимальным и минимальным уровням тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленными ФАС России. На территории Республики Дагестан предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, указанных в приложении к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата>. Прирост определяется на уровне не ниже параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы. При этом стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, учитываемая в ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется как разность соответствующей цены (тарифа) и суммы стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения и цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей. ФАС России устанавливает в течение 14 дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предельные (минимальный и (или) максимальный уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления). Стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, учитываемая в ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется как разность от установленной конечной цены и стоимости покупки электроэнергии для населения с учетом сбытовой надбавки и инфраструктурных платежей. В этой связи параметры НВВ территориальных сетевых организаций не оказывают влияние на величину единых котловых тарифов, устанавливаемых для населения и приравненным к нему категориям.

В судебном заседании представители административного истца ФИО14 - ФИО16 и ФИО15 заявленные уточнённые административные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по доводам административного искового заявления и дополнений к нему.

Представитель административного ответчика Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан - ФИО5 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в представленных в суд письменных возражениях на административный иск.

Представители заинтересованного лица ПАО «Россети Северный Кавказ» по доверенности ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы представленных в суд письменных пояснений.

Представитель Федеральной антимонопольной службы России ФИО12, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, направил заявление, в котором указал, что судебный акт, принятый по результатам рассмотрения спора, не повлияет на права и обязанности ФАС России, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФАС России.

Административный соистец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении не просил, в связи с чем административное дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон по делу и заинтересованного лица, изучив и оценив материалы административного дела, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, с учетом заключения прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»).

В соответствии со ст. 2 вышеназванного Федерального закона законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Одними из основных принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня (пункт 1 статьи 6 ФЗ «Об электроэнергетике»).

В соответствии со статьей 23 ФЗ «Об электроэнергетике», государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее также - Правила государственного регулирования цен (тарифов), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от <дата>-э (далее - Методические указания -э).

Пунктом 2 статьи 23 ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Деятельность территориальных сетевых организаций (далее – ТСО) по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию в том числе путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ТСО, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 6 Основ ценообразования).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы (пункты 63, 81 Основ ценообразования).

Органом исполнительной власти Республики Дагестан в сфере государственного регулирования тарифов, полномочным устанавливать, в том числе, тарифы по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), на момент принятия оспариваемых по делу нормативных правовых актов являлась Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан (подп. 3 пункта 4 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>).

Оспариваемые административными истцами по делу в части постановления РСТ РД от <дата> и от <дата> и от <дата> были приняты уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в соответствующей форме и с соблюдением установленной законом процедуры, что лицами, участвующими в деле, в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось.

Порядок опубликования вышеуказанных нормативных правовых актов и введения их в силу не нарушен.

Указом Главы РД от <дата> «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан», РСТ РД упразднена, с передачей ее функций Министерству энергетики и тарифов Республики Дагестан.

Пунктом 5 вышеназванного Указа установлено, что органы исполнительной власти Республики Дагестан, которым переданы функции упраздненных органов исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

В этой связи, учитывая ликвидацию РСТ РД, сведения о прекращении которой внесены в единый государственный реестр юридических лиц <дата>, правопреемником РСТ РД по настоящему делу и административным ответчиком является Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан (далее также – Министерство).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике», потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

ФИО14 и ФИО4 являются потребителями электрической энергии - лицами, приобретающими электрическую энергию для собственных бытовых нужд, проживающими на территории Республики Дагестан, в связи с чем имеют право на обращение в суд с административным иском о признании недействующими оспариваемых постановлений.

Согласно п.1 ст.20 ФЗ «Об электроэнергетике» основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В силу ст.23 ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок (пункт 1). При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала (пункт 3). Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности (пункт 4).

В соответствии с п.78 (1) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, впервые включенных в схему и программу развития субъектов Российской Федерации до <дата> (за исключением квалифицированных генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после <дата>), равна произведению суммарных за расчетный период объемов продажи электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с пунктом 65(2) настоящего документа, и цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, устанавливаемой в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Пунктом 2 статьи 24 ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно ст.23.1 ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п.3); предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов) (п.6)

Как следует из п.5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от <дата> N 331, Федеральная антимонопольная служба устанавливает (утверждает, регистрирует) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность) (<дата>.7). Пунктом 63 Основ ценообразования установлено, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).

Приказом ФАС России от <дата> «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» утверждены предельные уровни тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Дагестан на 2022 год.

Указанным Приказом по Республике Дагестан с <дата> по <дата> минимальный уровень тарифа с НДС установлен 282,0 коп./кВтч, максимальный – 283,0 коп./кВтч, на период с <дата> по <дата> минимальный уровень тарифа установлен 297,0 коп./кВтч, максимальный – 300,0 коп./кВтч.

В свою очередь, оспариваемым постановлением РСТ от <дата> тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Дагестан на 2022 год установлены в рамках предельных уровней, установленных ФАС России, в частности, оспариваемым пунктом 1.1. вышеуказанного постановления РСТ тариф на период с <дата> по <дата> установлен в размере 2,83 руб./кВтч., с <дата> по <дата> – 2,97 руб./кВтч, то есть в соответствии с приказом ФАС России.

Постановление РСТ от <дата> принято в рамках действующего законодательства по предельным уровням, утвержденным ФАС России, в связи с чем права и обязанности административного истца и соистца им также не нарушены.

Таким образом, на 1-е полугодие 2022 г. и на 2 полугодие 2022 г. одноставочный тариф для населения для Республики Дагестан утвержден в минимальном размере в соответствии с Приказом ФАС России от <дата> «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год», контроль за исполнением которого осуществляет ФАС России.

На основании указанных обстоятельств и положений действующего законодательства в сфере тарифообразования НВВ филиала Общества - «Дагэнерго», в расчете тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, не участвует.

Доводы административного иска о необоснованном повышении тарифа на электрическую энергию посредством повышения тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 54.27 коп./кВтч. и 59.70 коп./кВтч. в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения; рост тарифов для населения сдерживаются предельными тарифами, установленными ФАС России.

Кроме того, сдерживание государством тарифов для населения осуществляется посредством перекрестного субсидирования в электроэнергетике, которое выражающаяся в перераспределении нагрузки по оплате электрической энергии (мощности) между группами потребителей, при которой одни группы потребителей (прочие потребители) фактически оплачивают часть стоимости электрической энергии (мощности), потребленной другими потребителями (население) (ст. 3 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

Таким образом, тарифы для населения не применяются в отношении территориальных сетевых организаций, соответственно, не используются при расчете необходимой валовой выручки для Общества. Единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы, которые в соответствии с действующим законодательством в сфере тарифообразования в электроэнергетике применяются для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями, сбытовыми компаниями, а также юридических лиц, действующих на территории Республики Дагестан, не участвуют при формировании и расчете тарифов для населения.

Оспариваемым постановлением РСТ от <дата> тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям определены исходя из положений п.81 Основ ценообразования в расчете на 1 кВч без дифференциации по уровням напряжения и в пределах уровней тарифов, установленных приказом ФАС России от <дата> «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год».

Давая оценку доводам административного истца и соистца о том, что установленный Постановлением РСТ от <дата> единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан включен в цену (тариф) на оплату электрической энергии для населения, утвержденный постановлением РСТ от <дата>, который в свою очередь находится в прямой зависимости от необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации, суд учитывает, что вне зависимости от того, какое значение НВВ будет принято для территориально сетевой организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии не влияют на конечный тариф для населения. В соответствии с действующим законодательством конечные тарифы на электрическую энергию для населения утверждаются в рамках предельных уровней тарифов (минимального и максимального), установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. (п.4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <дата>).

Из вышеприведенных нормативных актов в их единстве применительно к заявленным требованиям также следует признать несостоятельность довода о том, что акты об установлении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Оспариваемые по делу постановления от <дата> и от <дата> не затрагивают права административного истца и соистца, являющихся физическими лицами, поскольку расчет тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в 2022 году произведен РСТ РД в соответствии с Методическими указаниями 1442-э, которыми определялся порядок расчета тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

В соответствии с указанными Методическими рекомендациями расчет тарифа для населения на 2022 г. органом регулирования производился путем индексации утвержденного тарифа на 2 полугодие 2021 г., при этом величина индексации определяется федеральными органами власти.

Относительно доводов административного иска о неисполнения приказа ФАС России от <дата> суд отмечает, что в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службы России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата>, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары(услуги), а также осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах своей компетенции, является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Приказом ФАС России от <дата> отменены постановления РСТ Дагестана от <дата> «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и от <дата> «О внесении изменений в постановление Республиканской службы по тарифам РД от <дата> «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)».

В ходе заседания правления РСТ Дагестана <дата> во исполнение приказа ФАС России от <дата> с учетом замечаний приняты новые постановления РСТ Дагестана от <дата> и .

Факт исполнения указаний ФАС России подтверждается протоколом заседания Правления Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан от <дата>, из которого следует, что регулятором был проведен повторный анализ договоров аренды, заявляемых ТСО, в том числе проведена проверка государственной регистрации, внесена корректировка в расчет амортизационных отчислений по всем ТСО РД и исключены экономически необоснованные расходы, проведен анализ условных единиц оборудования по всем ТСО РД в соответствии с приложением к Методическим указаниям -э/2.

Таким образом, расчет тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Дагестан на 2022 год выполнен в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам - правопредшественником ФАС России от <дата>-э.

Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей применяются при расчетах населения с гарантирующими поставщиком, электросбытовой организацией или исполнителем коммунальных услуг за электроэнергию, использованную населением для коммунально-бытовых нужд, то есть в целях потребления не направленного на получение коммерческой выгоды, а для коммунально-бытовых нужд.

Из этого следует, что тарифы для населения не применяются в отношении территориальных сетевых организаций, которым в рассматриваемом деле является ПАО «Россети Северный Кавказ». Соответственно, не используются при расчете необходимой валовой выручки для Общества. Единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы, которые в соответствии с действующим законодательством в сфере тарифообразования в электроэнергетике применяются для взаиморасчетов между ТСО, сбытовыми компаниями, а также юридических лиц, действующих на территории Республики Дагестан, не участвуют при формировании тарифов для населения, из чего следует, что постановления №, 137 не применяются при расчете тарифов для населения, утвержденных Постановлением .

Согласно пункту 15(3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, потребители услуг по передаче электрической энергии – гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают сетевой организации услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей.

При этом стоимость услуг по передаче электрической энергии (для населения) определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.

Стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии, учитываемая в ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется как разность соответствующей цены (тарифа) и суммы стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения и цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей.

Таким образом, в данной схеме тарифообразования (расчеты между сбытовыми компаниями и ТСО) тариф на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению, рассчитывается по остаточному принципу от показателей, утвержденных приказами ФАС России (пункт 81 Основ ценообразования).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные Постановлением , установлены в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных приказом ФАС России от <дата>.

Следовательно, исходя из положений пункта 15 (3) Правила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению, применяются во взаиморасчетах между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, и не применяются при расчетах для населения с гарантирующим поставщиком (иными сбытовыми компаниями).

Постановлением от <дата> установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала Общества – «Дагэнерго». ДПР применяется для расчета НВВ ТСО. На основании НВВ сетевых организаций рассчитываются единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии. В свою очередь, единые (котловые) тарифы применяются при расчетах между юридическими лицами и не применяются в расчетах с гражданами, физическими лицами, потребляющими электроэнергию для бытовых нужд.

Величины, указанные в оспариваемых пунктах постановлений РСТ и цен (тарифов) не выходят за пределы установленных приказов Федеральной антимонопольной службы от <дата> и от <дата>.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления приняты в пределах полномочий регулирующего органа и в соответствии с компетенцией РСТ, с соблюдением требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере тарифообразования в электроэнергетике, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО14 и ФИО3 о признании недействующими:

- п/п. 1 Приложения к постановлению РСТ РД от <дата> «О внесении изменений в постановление РСТ РД от <дата> «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» в части установления необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северный Кавказ» без учета оплаты потерь на 2022 г. в размере 5096985, 74 тыс. руб., обязании Министерство энергетики и тарифов РД пересмотреть и установить необходимую валовую выручку и долгосрочные параметры регулирования для ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2022 г.;

- п/п 1.1. Приложения к постановлению РСТ РД от <дата> «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям РД по тарифной группе «население», обязании Министерство энергетики и тарифов РД пересмотреть и установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям РД по тарифной группе «население»;

- п/п. 1.1. Приложения к постановлению РСТ РД от <дата> «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Дагестан на 2022 год» в части утверждения цен (тарифов) на электрическую энергию для тарифной группы «население», обязании Министерство энергетики и тарифов РД пересмотреть и утвердить цены (тарифы) на электрическую энергию для тарифной группы «население»

оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено <дата>.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан <.>