Дело№а-912/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2017 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Гамзатова Я.Б.,
с участием старшего помощника прокурора г. Каспийска - Исаева М.Р.,
представителей административного ответчика Администрации ГО «<адрес>» - Магомедова Р.А. и Ибрагимова А.,
представителя ООО «Кристалл» - Сражидинова Э.А.,
при секретарях судебного заседания Аскеровой Н.Н. и Омаровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным постановления администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду сроком на 49 лет земельных участков» и обязать администрацию городского округа «<адрес>» отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным постановления администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду сроком на 49 лет земельных участков и обязать администрацию городского округа «<адрес>» отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обосновании доводов административного иска указано, что сопроводительным письмом первого заместителя главы администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в прокуратуру города ДД.ММ.ГГГГ, получено постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду земельных участков».
ДД.ММ.ГГГГ на данное постановление принесен протест следующего содержания: «Указанным постановлением ООО «Кристалл» предоставлены в аренду сроком на 49 лет два земельных участка: участок площадью 145000 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000014:338, для использования в соответствии с разрешенным видом использования - под карьер (п.1); и участок площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000014:339, под размещение цеха обжига.
Указанное постановление административный истец считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст.39.8 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), устанавливающей особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 10 п.8).
Постановлением правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан" утверждено (п.1) «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан».
Названным Положением установлено, что Минприроды РД осуществляет следующие полномочия: готовит и утверждает перечни участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (п.8.22.1); обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения (п.8.22.2); принимает решения о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определяет порядок и условия проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр (п.8.22.3.); осуществляет подготовку условий пользования участками недр местного значения (п.8.22.4.); 8.22.5. предоставляет права пользования участками недр местного значения (п.8.22.5.); осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения (п.8.22.6); вносит изменения и дополнения в лицензии на право пользования участками недр местного значения, а также совершает переоформление лицензий (п.8.22.7.); 8.22.8. ведет реестр лицензий на пользование участками недр местного значения (п.8.22.8.).
Перечисленные выше полномочия Минприроды РД при издании оспариваемого постановления проигнорированы.
На официальном сайте Минприроды РД в сети «Интернет» размещен «Перечень действующих лицензий по добыче общераспространенных полезных ископаемых на территории РД». В числе указанных в данном Перечне пяти (5) недропользователей, местом расположения которых является <адрес>, ООО «Кристалл» отсутствует.
То есть, ООО «Кристалл» не имеет лицензию на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Соответственно, деятельность по добыче кирпичных глин и их обжигу осуществлять не вправе.
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления, установленного в нем срока аренды, необходимость подготовки упомянутого выше технико-экономического обоснования, предваряющего издание постановления, проигнорирована. То есть, технико-экономическое обоснование отсутствует. Соответственно, установленный в постановлении срока аренды требованиям закона не соответствует.
Приведенные выше доводы протеста оставлены без внимания в поступившем в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ ответе администрации №-п от ДД.ММ.ГГГГ, который каких-либо основанных на законе доводов по существу протеста не содержит.
При издании оспариваемого постановления проигнорированы установленные ЗК РФ (ст.45) основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Поскольку из содержания оспариваемого постановления и ответа администрации на протест следует, что изменение права бессрочного пользования на право аренды инициировано арендатором, применению подлежит п.1 ст.45 ЗК РФ, которым установлено: «Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством».
Данных об отказе ООО «Кристалл» от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками оспариваемое постановление и ответ администрации не содержат.
Отмеченные выше требования ЗК РФ при принятии оспариваемого постановления и в ответе администрации проигнорированы: сведений о подаче представителем ООО «Кристалл» заявления, указанного в пунктах 3, 3.1 ст.53 ЗК РФ, оспариваемое постановление не содержит; указанное в п. 4 ст. 53 ЗК РФ решение администрацией Каспийска не принято. Данных об исполнении администрацией обязанности, установленной п.5 ст.53 ЗК РФ, - обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, - оспариваемое постановление также не содержит, в связи с чем административный истец просит признать незаконным постановление администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду сроком на 49 лет земельных участков» и обязать администрацию городского округа «<адрес>» отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об удовлетворении настоящего административного искового заявления, а также направить в тот же срок заверенные копии принятого во исполнение решения суда постановления в Каспийский городской суд и в прокуратуру Каспийска.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>Исаев М.Р. доводы изложенные в административном исковом заявлении прокурора <адрес> поддержал по основаниям изложенным в нем и просил признать незаконным постановление администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду сроком на 49 лет земельных участков» и обязать администрацию городского округа «<адрес>» отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об удовлетворении настоящего административного искового заявления, а также направить в тот же срок заверенные копии принятого во исполнение решения суда постановления в Каспийский городской суд и в прокуратуру Каспийска.
Представители Администрации ГО «<адрес>» Магомедов Р.А. и Ибрагимов А. каждый в отдельности, в ходе судебного заседания просили в удовлетворении административного иска прокурора <адрес> отказать, указывая на то, что Администрация ГО «<адрес>» в пределах предоставленных ей полномочий переоформила права бессрочного пользования земельного участка на право аренды.
Представитель ООО «Кристалл» Сражидинов Э.А. действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска прокурора <адрес> отказать.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в зал судебного заседания своих представителей не направили и о причинах неявки суд не известили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 2 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 39.8 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), устанавливающей особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 10 п.8).
Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду земельных участков» предоставлены в аренду сроком на 49 лет два земельных участка: участок площадью 145000 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000014:338, для использования в соответствии с разрешенным видом использования - под карьер (п.1); и участок площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000014:339, под размещение цеха обжига.
ДД.ММ.ГГГГ на данное постановление принесен протест следующего содержания: «Указанным постановлением ООО «Кристалл» предоставлены в аренду сроком на 49 лет два земельных участка: участок площадью 145000 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000014:338, для использования в соответствии с разрешенным видом использования - под карьер (п.1); и участок площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000014:339, под размещение цеха обжига, которое Администрацией ГО «<адрес>» оставлен без удовлетворения.
Статьей 18 Закона РФ «О недрах», регулирующей предоставление в пользование участков недр местного значения, закреплено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Закона РД «О недрах» установлены сроки пользования участками недр местного значения: «Участки недр местного значения предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока» (ч.1). В соответствии с ч.2 той же нормы участки недр местного значения предоставляются в пользование на определенный срок, в том числе, «для добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр»(п.1).
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления, установленного в нем срока аренды, необходимость подготовки упомянутого выше технико-экономического обоснования, предваряющего издание постановления, проигнорирована. Судом установлено, что технико-экономическое обоснование отсутствует и такове не было представлено в суд ответчиками в ходе рассмотрения дела. Соответственно, установленный в постановлении срок аренды требованиям закона не соответствует.
В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден (п.1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков, установлено (п.2), что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, а также Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>» не содержат указаний на виды разрешенного использования земельных участков: «Под карьер», «Под размещение цеха обжига», указанные в оспариваемом постановлении.».
Вместе с тем, переоформление администрацией права бессрочного пользования земельными участками, предоставленными ООО «Кристалл», на право аренды, на основании ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не учитывает требований ЗК РФ, непосредственно регламентирующих данный вопрос.
Так, факт наличия у ООО «Кристалл права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 05:48:000014:336, из которого в 2008 году образованы земельные участки с кадастровыми номерами 05:48:000014:338, 05:48:000014:339, подтверждается постановлениями Каспийской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Госакта на право бессрочного пользования землей в связи с разукрупнением МП «Лео», № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Каспийской городской администрации № от 21.06.1999».
В оспариваемом постановлении содержатся ссылки на ст.22 ЗК РФ, регулирующую вопросы аренды земельных участков, и ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В ответе администрации на протест упоминается лишь последняя норма - ст.3.
Так, ст.22 ЗК РФ не регулирует вопросы предоставления в аренду земельных участков, на которые оформлено право постоянного (бессрочного) пользования. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлена обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Тем самым, при издании оспариваемого постановления проигнорированы установленные ЗК РФ (ст.45) основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Поскольку из содержания оспариваемого постановления и ответа администрации на протест следует, что изменение права бессрочного пользования на право аренды инициировано арендатором, применению подлежит п.1 ст.45 ЗК РФ, которым установлено: «Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством».
Данных об отказе ООО «Кристалл» от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками оспариваемое постановление и ответ администрации не содержат.
Статьей 53 ЗК РФ исчерпывающе регламентированы условия и порядок отказа лица от права на земельный участок: «При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса» (п.3).
Пунктом 3.1 ст.53 ЗК РФ установлено: «Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка».
В соответствии с п.4 ст.53 ЗК РФ: «При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок».
«Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком» (п.5).
«Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи» (п.6).
Отмеченные выше требования ЗК РФ при принятии оспариваемого постановления и в ответе администрации проигнорированы: сведений о подаче представителем ООО «Кристалл» заявления, указанного в пунктах 3, 3.1 ст.53 ЗК РФ, оспариваемое постановление не содержит; указанное в п.4 ст.53 ЗК РФ решение администрацией Каспийска не принято. Данных об исполнении администрацией обязанности, установленной п.5 ст.53 ЗК РФ, - обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, - оспариваемое постановление также не содержит.
Тем самым, право бессрочного пользования ООО «Кристалл» искомыми земельными участками переоформлено администрацией на право аренды лишь на основании оспариваемого постановления.
Таким образом, для издания оспариваемого постановления отсутствуют какие-либо законные основания.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ч.1). «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2).
Приведенные выше требования закона нарушены администрацией городского округа «<адрес>», соответственно, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также муниципального образования городской округ «<адрес>».
Издание незаконного постановления о предоставлении ООО «Кристалл» в аренду земельных участков нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа «<адрес>» требований действующего законодательства Российской Федерации, обеспечении соблюдения единых для всех требований закона в сфере землепользования на территории городского округа «<адрес>", в связи с чем суд находит заявленные прокурором <адрес> требования обоснованными, а административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным постановления администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду сроком на 49 лет земельных участков» и обязать администрацию городского округа «<адрес>» отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ООО «Кристалл» в аренду сроком на 49 лет земельных участков» и обязать администрацию городского округа «<адрес>» отменить его в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об удовлетворении настоящего административного искового заявления, а также направить в тот же срок заверенные копии принятого во исполнение решения суда постановления в Каспийский городской суд и в прокуратуру Каспийска.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Председательствующий: Я.Б. Гамзатов
Отпечатано в совещательной комнате