ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-9133/2022 от 18.08.2022 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело а-9133/2022

УИД 78RS0015-01-2022-009438-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года Санкт-Петербург

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Яковчук О.Н.,

представителя прокурора Невского района Санкт-Петербурга – помощника прокурора Невского района Санкт-Петербурга ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО2, представителей административного ответчика А. Л.А., ФИО3,

при секретаре Нозиковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к Территориальной избирательной комиссии № об оспаривании отказа в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии и просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии от 31.07.2022 об отказе в регистрации кандидатом на дополнительных выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ по многомандатному избирательному округу , обязать Территориальную избирательную комиссию не позднее дня, следующего за днём принятия решения суда зарегистрировать его кандидатом на дополнительных выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа по многомандатному избирательному округу (л.д. 3-4).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 13.07.2022 он представил административному ответчику документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата, 23.06.2022 представил документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты, в том числе и протокол об итогах сбора подписей, документ об оплате подписных листов и сами подписные листы с 17 подписями избирателей, 28.07.2022 рабочей группой ТИК составлен итоговый протокол проверки подписных листов – все 17 подписей были признаны недействительными в связи с тем, что подписные листы были изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата, 31.07.2022 принято решение об отказе в регистрации кандидатом на дополнительных выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ по многомандатному избирательному округу №167 по основаниям п.п. «и» п. 13 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2014 №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Административный истец о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, воспользовался правом, предоставленным ему ст. 54 КАС РФ, направив в суд представителя. Представитель административного истца в суд явилась. На удовлетворении административного иска настаивала, пояснила, что исковое заявление было подано в суд посредством сайта Госуслуг 10.08.2022, то есть в срок, установленный КАС РФ для подачи иска, административным истцом ответчику был представлен товарный чек об уплате услуг за изготовление подписных листов, в связи с указанным полагала решение ответчика незаконным и необоснованным.

Представители административного ответчика в суд явились, полагали, что истцом пропущен срок для подачи настоящего административного искового заявления, поскольку иск поступил в суд по окончании рабочего дня 10.08.2022 и был зарегистрирован в суде 11.08.2022. Истцу было отказано в регистрации его кандидатуры в качестве кандидата в депутаты, поскольку он не представил в ТИК платежные документы, подтверждающие безналичную оплату со счета избирательного фонда, в то время как такой счет он открыл, поэтому представленные подписные листы не были признаны действительными, о чем представили письменную позицию по иску (л.д. 23-32).

Представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 111-114), полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, в том числе и в связи с пропуском срока на подачу в суд административного искового заявления.

В соответствии с заключением прокурора, участвующего в деле, в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета ФИО4 отказано обоснованно, нарушений требований законодательства о выборах Территориальной избирательной комиссией не допущено, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Частью 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. Срок, указанный в части 4 настоящей статьи, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 КАС РФ).

В силу п. 2 ст. 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

Тем самым срок обжалования решения ТИК от 31.07.2022 исчисляется в календарных днях.

Принимая во внимание указанное, последний день обжалования оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии приходится на ДД.ММ.ГГГГ.

Из разъяснений, указанных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» по смыслу части 4 статьи 1, части 3 статьи 108 ГПК РФ, части 5 статьи 3, части 6 статьи 114 АПК РФ, части 4 статьи 2, части 4 статьи 93 КАС РФ, статей 128, 129 УПК РФ при решении вопроса об истечении срока подачи обращения в суд (срока исковой давности) следует исходить из того, что обращение подано в суд на дату, указанную в уведомлении о поступлении документов в соответствующую информационную систему.

Исходя из протокола проверки электронной подписи (л.д. 121), исковое заявление было направлено в суд 10.08.2022 в электронном виде, таким образом, срок для подачи настоящего искового заявления в суд истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 05.06.2022 сформирована Территориальная избирательная комиссия (л.д. 99-107).

На основании пункта 8 статьи 10, пунктами 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), пункта 7 статьи 5 и пунктом 5 статьи 59 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 303-46), решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 28 апреля 2022 года № 312-5 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения территориальными избирательными комиссиями в Санкт-Петербурге полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума» Территориальная избирательная комиссия своим решением от 01.07.2022 назначила на 11 сентября 2022 года дополнительные выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ шестого созыва по многомандатным избирательным округам №,

Своим решением от 01.07.2022 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий округов №, по дополнительным выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ шестого созыва» ТИК возложила на себя полномочия окружных избирательных комиссий по многомандатным избирательным округам , по Дополнительным выборам.

На основании подпункта «в» пункта 8 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта «в» 2 пункта 8 статьи 15 ЗаконаСанкт-Петербурга регистрацию кандидата осуществляют окружные избирательные комиссии.

Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга , иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 27 ЗаконаСанкт-Петербурга для регистрации кандидат представляет в окружную избирательную комиссию также подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.

В соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии от 04 июля 2022 года «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты по многомандатным избирательным округам №, 168 при проведении дополнительных выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ шестого созыва» количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты при проведении Дополнительных выборов, составляет 13 подписей. При этом количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, может превышать установленное необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей, но не более чем на 4 подписи.

Из представленных административным ответчиком копий документов о рассмотрении кандидатуры административного истца в качестве кандидата в депутаты муниципального совета (л.д. 53-98), следует, что 13.07.2022 ФИО4 представил в ТИК для своего самовыдвижения в качестве кандидата на дополнительных выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу следующие документы: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта гражданина РФ; копию документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2022); сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах; внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.

В день представления вышеуказанных документов ТИК выдала ФИО4 разрешение на открытие специального избирательного счета кандидату в депутаты на дополнительных выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Невский округ шестого созыва по многомандатным избирательным округам №, от 13.07.2022 .

Согласно справке ПАО Сбербанк (форма ) 14.07.2022 на имя ФИО4 был открыт специальный избирательный счет кандидата.

23.07.2022 ФИО4 представил в ТИК для своей регистрации кандидатом при проведении Дополнительных выборов по многомандатному избирательному округу следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; товарный чек от 17.07.2022 на сумму 700,00 руб.; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда; внешний носитель информации с протоколом об итогах сбора подписей избирателей и первым финансовым отчетом в машиночитаемом виде; справку об остатке средств на счете на дату сдачи отчета.

В силу пункта 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, положениям статьи 26 Закона Санкт-Петербурга подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.

Согласно пункту 11 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга расчеты между кандидатом и юридическими лицами, а также гражданами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. Любые выплаты наличных денежных средств гражданам и юридическим лицам по договорам на выполнение работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией, запрещаются.

Как усматривается из материалов дела, 13.07.2022 ФИО4 в ТИК подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Невский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу с приложением документов, необходимых для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата в депутаты (л.д. 53-65).

23.07.2022 ФИО4, в числе прочих документов, сдал в избирательную комиссию 16 подписных листов, содержащих 17 подписей избирателей, поддержавших самовыдвижение кандидата, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов - товарный чек от 17.07.2022 на одном листе, подтверждающий расходование денежных средств в сумме 700 руб. на изготовление копий А4 (л.д. 66-85).

По сведениям указанным в первом финансовом отчете (л.д. 86-87), данные денежные средства в сумме 700,00 руб. израсходованы на «организацию сбора подписей избирателей» (строка 3.1), при этом из представленной копии товарного чека следует, что 700,00 руб. было затрачено на изготовление копий А4.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом избирательной комиссии о том, что ФИО4 не выполнил требования подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга , т.к. не представил в ТИК документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата в безналичной форме.

Исследовав представленную копию товарного чека от 17.07.2022, суд приходит к выводу, что товарный чек, кроме того, не отвечает требованиям Правил осуществления перевода денежных средств утверждённых Положением Банка России от 29.06.2021 №762-П (далее - Правила).

Пунктом 1.1 Правил определено, что Банк России, кредитные организации (далее при совместном упоминании - банки) осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федеральных законов предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств. Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе» и договорами с учетом требований настоящего Положения. Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно.

Согласно утвержденных Банком России 29.06.2021 №762-П Положений о правилах осуществления перевода денежных средств, в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость (пункты 1.10 и 1.11, приложения 1 и 8).

Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (вместе с «Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», «Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами», «Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами», «Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», «Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»), согласно которым в реквизите «Назначение платежа» распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена необходимость указания точного назначения платежа для создания возможности идентификации поступающих и перечисляемых денежных средств, подтверждения целевого использования денежных средств.

Из представленного товарного чека следует, что назначением платежа являлось копирование листов А4.

В связи с чем, определить из представленных документов, что административным истцом произведена оплата изготовления бумажных бланков подписных листов для кандидата на выборах, не представляется возможным, каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что оплачиваемая работа была произведена с целью изготовления бланков подписных листов суду не представлено.

29.07.2022 административным истцом ответчику направлено возражение на признание подписей недействительными, платежное поручение о снятии истцом со счета суммы в размере 700,00 руб. на печать подписных листов (л.д. 40-52, 97), поступившие возражения были рассмотрены административным истцом, в их удовлетворении отказано, поскольку ФИО4, не было представлено доказательств перечисления денежных средств в безналичной форме, в соответствии с требованиями закона.

Таким образом, из материалов дела не следует, что ФИО4 представлены требуемые документы в необходимых для регистрации кандидата форме и объеме.

В силу подп. «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и подп. «в» пункта 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга №303-46 одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Согласно подпункту «и» пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга№303-46 недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом.

Руководствуясь указанной нормой все 17 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения ФИО4, были признаны административным ответчиком недействительными.

Учитывая, что административным ответчиком выявлен факт непредставления в избирательную комиссию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, ТИК 31.07.2022 приняла законное решение об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО4 к Территориальной избирательной комиссии об оспаривании отказа в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.Н.Яковчук

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.08.2022.