К делу №а-915/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 марта 2022 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Хуаде А.Х., при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по обязательным платежам,
У С Т А Н О В И Л:
УФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени. В обоснование административного иска указано, что за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: автомобили легковые, SPACE Gear, государственный регистрационный знак <***>,ФИО9 180, государственный регистрационный знак, К995КН01; самолеты, РА-40978, год выпуска 1985 и RA-07441, год выпуска 1973. Налоговым органом физическому лицу ФИО1 исчислен и предъявлен к уплате транспортный налог за 2019 г. всего в размере 351 336 руб. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление на уплату налога, от ДД.ММ.ГГГГ№. Суммы налогов, исчисленные к уплате, в установленный законом срок налогоплательщиком не были уплачены, начислена пеня. Просит суд взыскать с ФИО1 сумму недоимки по транспортному налогу в размере 351 336 руб.; по пени по транспортному налогу в размере 1 095 руб., всего на общую сумму 352 431 руб.
В письменных возражениях относительно заявленных требований административный ответчик выразил несогласие с административными требованиями, указав, что решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены административные исковые требования ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО1 к Межрайонной налоговой службе № по РА о признании незаконным требования в части уплаты транспортного налога на воздушные судна АН-2. Указанным решением было установлено, что воздушные судна объектами налогообложения не являются, поскольку используется для осуществления предпринимательской деятельности. Просит суд в иске отказать.
В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик, не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, приходит к выводу, что заявленные УФНС России по <адрес> требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу части 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Судом установлено, что за налогоплательщиком ФИО1 на дату исчисления налога зарегистрированы следующие транспортные средства: Автомобилилегковые, государственный регистрационный знак<***>,марка/модель:SPACEGear, дата регистрации права 31.01.2018г.;автомобилилегковые, государственный регистрационный знакК995КН01,марка/модель: ФИО9 180, VIN: №, год выпуска 2015, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права 14.05.2021г.; самолеты, государственный регистрационный знак: РА-40978, VIN: 1Г21718, год выпуска 1985, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, самолеты, государственный регистрационный знак: RA-07441, VIN: 1Г15116, год выпуска 1973, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Из п.1, п.3 ст.363 НК РФ усматривается, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст.3 Закона Республики Адыгея «О транспортном налоге» уплата транспортного налога производится налогоплательщиками ежегодно по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 10 ноября календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статья 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Как предусмотрено п.1 ст.346.11 НК РФ, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно п.1 ст.346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130ГК РФ).
В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
В силу того, что в соответствии с законодательством РФ воздушные суда являются недвижимым имуществом, и поскольку административный ответчик является плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, а воздушные суда используются в предпринимательской деятельности, то они исходя из положений ст.346.11 НК РФ освобождены от уплаты налога на имущество, используемого в предпринимательской деятельности.
Кроме того, принадлежащие административному ответчику воздушные средства не являются объектами налогообложения по транспортному налогу ввиду следующего.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В п.1 ст.358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пп.4 п.2 выше указанной статьи определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Как установлено судом, в обоснование своих требований административным истцом приложено налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГ№об уплате транспортного налога на транспортные средства: самолет РA-40978, самолет РA-07441, автомобилей SPACEGearи МЕРСЕДЕС-БЕНЦ,на общую сумму 351 336,00 руб.
Однако, как усматривается из вступившего в законную силу решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-558/2019, данным решением был удовлетворен административный иск ФИО1и др. к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> о признании требования об уплате налога незаконным.
Из ч.1 ст.62 КАС РФ усматривается, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 4 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административный истец ссылается на наличие у административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога и пени.
Однако, достоверных и достаточных доказательств наличия задолженности, учитывая вступившее в законную силу решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-558/2019 в отношении объектов налогообложения – воздушного судна, административным истцом суду не представлено.
Кроме того, поскольку выполняемые административным ответчиком авиационно-химические работы, не является лицензионным видом деятельности, но при этом подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, то данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для освобождения от уплаты налога на воздушные судна.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным административный иска о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить частично.
В соответствии со ст.333.20 Налогового кодекса РФв случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в доход бюджета МО «<адрес>» в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 286, 289-290, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Управления ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по обязательным платежам удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № по РА сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 1336 руб.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
Председательствующий подпись ФИО8
УИД 01RS0№-36
Подлинник находится в деле №а-915/2021
в Майкопском городском суде <адрес>