Дело №а-91/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Петровой Е.В.
с участием представителя Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. – Строгановой Т.В., представителя Администрации Приморского края Пастухова П.Р., представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Талько С.В., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Кольцовой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. о признании не действующим в части Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па)
у с т а н о в и л:
постановлением Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па, которое 12 марта 2015 года было размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а 13 марта 2015 года официально опубликовано в печатном издании – «Приморской газете» (№ 25(1043)), утверждён Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края.
В первоначальной редакции пункт 13 указанного выше Порядка определения размера арендной платы предусматривал, что «в одностороннем порядке по требованию арендодателя годовой размер арендной платы, определенный договором аренды земельного участка, за использование земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит изменению в связи с изменением ставки арендной платы и (или) кадастровой стоимости земельного участка, путём направления арендодателем в адрес арендатора письменного уведомления, но не чаще одного раза в год. При этом размер арендной платы считается изменённым с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов».
Так, из содержания действующей в настоящее время редакции пункта 12 Порядка следует, что: размер арендной платы, определённый договором аренды земельного участка, подлежит изменению с момента вступления в законную силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, без заключения дополнительных соглашений к договору (абзац 1 пункта 12 Порядка); перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно с момента вступления в силу указанных правовых актов (абзац 2 пункта 12 Порядка); при этом кадастровая стоимость применяется при расчете арендной платы с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло внесение очередных результатов кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзац 3 пункта 12 Порядка).
Кузнецова Т.Н. и Федченко Е.А. обратились в Приморский краевой суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим абзаца 2 пункта 12 Порядка, предусматривающего, что перерасчёт арендной платы арендатор производит самостоятельно с момента вступления в силу правовых актов, регулирующих порядок исчисления и размера арендной платы.
В обоснование своих требований административные истцы указали, что между ними и Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью ... кв. м. (Федченко Е.А.) и №, площадью ... кв. м. (Кузнецова Т.Н.), предназначенных для использования в целях эксплуатации гаража и обслуживания жилого дома соответственно, согласно условиям которых изменение размера арендной платы в случае изменения законодательства, регулирующего порядок исчисления и размера арендной платы, должно производиться по инициативе арендодателя – на основании уведомления, направленного в адрес арендаторов.
В то же время, действующая редакция абзаца 2 пункта 12 Порядка незаконно обязывает их самостоятельно производить перерасчёт арендной платы в случае вступления в силу новых нормативных правовых актов, регулирующих порядок исчисления и определения размера арендной платы, при этом с арендодателя снята обязанность направления в их адрес уведомлений об изменении размера арендных платежей и сведений о порядке их исчисления.
По мнению Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. оспариваемые ими положения Порядка нарушают принципы предсказуемости расчёта арендной платы и недопустимости придания обратной силы закону, они необоснованно усложняют порядок расчёта соответствующих платежей для граждан, фактически предоставляют органам государственной власти возможность взыскивать с них пеню за несвоевременный перерасчёт арендной платы, начиная с 2015 года.
Определением Приморского краевого от 4 апреля 2018 года административные дела по административным исковым заявлениям Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти Приморского края объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.
В судебное заседание Кузнецова Т.Н. и Федченко Е.А. не явились, о времени и месте слушания дела извещались судом, причины неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов.
Представитель Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. – Строганова Т.В. в судебном заседании просила суд удовлетворить административное исковое заявление по указанным в нём основаниям и доводам, дополнительно пояснив что административные истцы просят признать абзац 2 пункта 12 Порядка недействующим с момента принятия. Вопрос о возможном взыскании понесённых по делу судебных расходов, в том числе расходов на уплату государственной пошлины, будет рассмотрен административными истцами после вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации Приморского края Пастухов П.Р. просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что Порядок был утвержден Администрацией Приморского края в пределах компетенции данного органа государственной власти Приморского края, в установленном порядке официально опубликован и действующему законодательству не противоречит. Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен. Арендодатель вправе требовать её внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. В форму расчётов арендной платы, определённой Порядком, включены: кадастровая стоимость земельного участка и ставка арендной платы за использование земельного участка, сведения о которых являются общедоступными. Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Приморского края утверждены постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, а ставка арендной платы в городе Владивостоке определяется на основании муниципальных нормативных правовых актов, принятых Думой города Владивостока (о земельном налоге, о величинах корректирующих и функциональных коэффициентов). Содержание данных нормативных правовых актов является общедоступным и позволяет гражданам самостоятельно произвести расчёт арендных платежей. Дополнительно представитель административного ответчика пояснил, что арендодатель не должен уведомлять арендатора-гражданина о произошедшем изменении размера регулируемой арендной платы, тогда как соответствующие положения договоров аренды, заключенных с Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А., являются ничтожными. С момента вступления в силу абзаца 2 пункта 12 Порядка арендаторы обязаны самостоятельно производить расчёт арендных платежей и уплачивать их с момента вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих порядок исчисления и размера арендной платы. В случае неисполнения данных требований Порядка арендодатель вправе начислить арендатору пеню за весь период допущенного нарушения. В то же время, представитель Администрации Приморского края исключал возможность ретроспективного применения положений абзаца 2 пункта 12 Порядка, указав на то, что постановление Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па вступило в силу с момента его официального опубликования.
Представитель привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением судьи Приморского краевого суда от 14 марта 2018 года Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Талько С.В. считала необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку принятие уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих ранее установленные ставки арендной платы, кадастровую стоимость или методику расчётов, влечёт изменение договоров аренды независимо от воли сторон и без внесения изменений в текст таких договоров. Нормативные правовые акты, влияющие (регулирующие) на порядок исчисления и размера арендной платы (определяющие кадастровую стоимость и ставку арендной платы), публикуются в установленном законом порядке и являются общедоступными, дополнительного их доведения до сведения арендаторов не требуется. Права Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. положениями абзаца 2 пункта 12 Порядка не нарушаются, поскольку Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с исками в суды о взыскании с них задолженности по договорам аренды и пени не обращался. Направление в адрес административных истцов расчётов задолженности по договорам аренды, включающих расчёт пени, не может рассматриваться как действие, нарушающее их права и свободы. Обязанность по оплате арендных платежей возлагается на арендатора, а наличие в договорах аренды, заключенных с административными истцами, условий об обязанности арендодателя уведомлять арендатора об изменении регулируемого размера арендных платежей направлено на внесение правовой определённости в правоотношения сторон, однако не заменяет императивного принципа необходимости изменения уполномоченным органом регулируемой арендной платы в одностороннем порядке. Также представитель заинтересованного лица полагала, что абзац 2 пункта 12 Порядка самостоятельно не возлагает на арендаторов какой-либо обязанности, поскольку данная обязанность вытекает из имеющейся правоприменительной практики и обычаев делового оборота.
Выслушав объяснения представителя Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. – Строгановой Т.В., представителя Администрации Приморского края Пастухова П.Р., представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Талько С.В., а также заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Приморского края Кольцовой М.Ю., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых положений нормативного правового акта органа государственной власти Приморского края недействующими, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положенийчасти 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объёме и не связан основаниями и доводами, непосредственно содержащимися в административных исковых заявлениях Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А.
Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из содержания пунктов 4 и 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что размер арендной платы определяется договором аренды и является существенным условием договора аренды земельного участка.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 43 Устава Приморского края от 6 октября 1995 года № 14-КЗ, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года, соответствующими полномочиями наделена Администрация Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановление Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па «О порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края» 12 марта 2015 года было размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а 13 марта 2015 года официально опубликовано в печатном издании – «Приморской газете» (№ 25(1043)).
В силу прямого указания пункта 4 данного постановления Администрации Приморского края утверждённый им порядок вступил в силу с 1 марта 2015 года, то есть ранее даты его подписания и официального опубликования.
В первоначальной редакции пункт 13 Порядка предусматривал, что в одностороннем порядке годовой размер арендной платы, определенный договором аренды земельного участка за использование земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит изменению в связи с изменением ставки арендной платы и (или) кадастровой стоимости земельного участка (с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов) по требованию арендодателя путём направления в адрес арендатора письменного уведомления (но не чаще одного раза в год).
Постановлением Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па, которое 12 августа 2016 года было официально опубликовано в «Приморской газете» (№ 100(1271)) и размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, в наименование, констатирующую часть постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па были внесены изменения, а также утверждена новая редакция Порядка. Данное постановление вступило в силу через 10 дней со дня его официального опубликования (пункт 3 постановления Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па).
В настоящее время из содержания пункта 12 Порядка следует, что: размер арендной платы, определённый договором аренды земельного участка, подлежит изменению с момента вступления в законную силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, без заключения дополнительных соглашений к договору (абзац 1 пункта 12 Порядка); перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно с момента вступления в силу указанных правовых актов (абзац 2 пункта 12 Порядка); при этом кадастровая стоимость применяется при расчете арендной платы с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло внесение очередных результатов кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзац 3 пункта 12 Порядка).
Кузнецова Т.Н. на основании договора от 3 февраля 2015 года № №, заключенного с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на срок до 17 ноября 2063 года, является одним из арендаторов (с равной долей участия в праве аренды каждого арендатора) земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: индивидуальные жилые дома; расположенного по адресу: <адрес>.
В свою очередь Федченко (Кислова) Е.А. на основании договора аренды от 2 сентября 2009 года № 02-Ю-11311, заключенного с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на срок до 8 апреля 2058 года, использует для эксплуатации гаража земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; местоположение которого установлено относительно ориентира – нежилого здания (Лит. 4), находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>).
По мнению административных истцов, содержание абзаца 2 пункта 12 Порядка, которым предусмотрена обязанность арендатора самостоятельно производить перерасчёт арендной платы с момента вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, противоречит принципу экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчёта арендной платы, а также правилу, согласно которому не допускается придание обратной силы нормативным правовым актам, ухудшающим правовое положение граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.К числу таких принципов относятся: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
В случае, если к договору аренды земельного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, порядок определения её размера, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа, применяется для таких договоров с момента вступления в силу данного нормативного правового акта, даже если в момент заключения договора аренды такой порядок ещё не был установлен.
Однако, сам по себе пересмотр арендной платы (изменение арендной платы в одностороннем порядке) на основании вновь принятых нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления связывается постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 с волеизъявлением (требованием) арендодателя.
Статья 606, пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что получение арендной платы по договору аренды является правом арендодателя, при этом, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год; законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, одним из которых в силу пункта 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации является размер арендной платы.
Непосредственно в пункте 2.6 договора аренды земельного участка от 3 февраля 2015 года № 01-Ч-19654 (арендатор Кузнецова Т.Н.) и в пункте 2.5 договора аренды от 2 сентября 2009 года № 02-Ю-11311 (арендатор Федченко Е.А.) указано, что арендодатель (Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) может изменить размер арендной платы в случае изменения действующего законодательства, направив арендатору соответствующее уведомление.
Таким образом, из системной взаимосвязи и совокупности изложенных выше нормативных положений следует, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, не обязан (в случае, если иное не установлено договором) самостоятельно изменять размер арендной платы, установленный договором аренды, но при наличии требования (волеизъявления) арендодателя о применении к ранее заключенному договору аренды новых (изменённых) нормативных правовых актов, регулирующих порядок расчёта и размер арендной платы, соответствующее требование (волеизъявление) арендодателя должно быть выполнено арендатором.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать её внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами положения Порядка, утверждённого Администрацией Приморского края, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, по мнению суда, содержание абзаца 2 пункта 12 Порядка, фактически определяющего, что перерасчёт арендной платы арендатор в любом случае производит самостоятельно, выходит за рамки непосредственной реализации органом государственной власти Приморского края предусмотренного действующим земельным законодательством полномочия по определению размера арендной платы за пользование земельными участками, поскольку оно напрямую касается определения круга обязанностей арендатора земельного участка, неисполнение которых может влечь для него негативные последствия в виде необходимости уплаты начисленной пени за время, в пределах которого он самостоятельно не произвёл соответствующий перерасчёт.
В силу положений пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств определяются гражданским законодательством, которое в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что полномочия по установлению обязанности для участвующих в гражданском обороте арендаторов земельных участков самостоятельно производить перерасчёт арендной платы с момента вступления в силу правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, у органов государственной власти Приморского края отсутствуют, поскольку гражданское законодательство не находится в ведении субъекта Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Помимо этого суд приходит к выводу, что оспариваемый административными истцами абзац 2 пункта 12 Порядка не отвечает принципу формальной определённости.
Так, из системной взаимосвязи и совокупности содержания всего пункта 12 Порядка следует, что перерасчёт арендной платы возможет лишь в случаях принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, в том числе нормативных правовых актов, утверждающих результаты очередной государственной кадастровой оценки земель.
Вместе с тем размер кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости может быть установлен решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю либо решениями непосредственно кадастрового органа для вновь учтённых объектов недвижимости и ранее учтённых объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (статьи 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), которые хотя и не являются нормативными правовыми актами, но с учётом положений пунктов 3, 4 Порядка определяют размер арендной платы.
Также правовая неопределённость создаётся в вопросе даты, с которой Администрация Приморского края возлагает на арендатора обязанность самостоятельно производить перерасчёт арендной платы, поскольку абзац 2 пункта 12 Порядка относительно момента, с которой она возникает, содержит отсылку к моменту вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Приморского края, органов местного самоуправления, регулирующих порядок исчисления и размер арендной платы, что устанавливает для арендодателя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Здесь же необходимо отметить, что действующая редакция Порядка утверждена постановлением Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па, вступившим в силу через 10 дней после его официального опубликования (пункт 3 постановления Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па), однако первоначальное постановление Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па, утвердившее нормативные правовые положения, касающиеся определения размера арендной платы за пользование земельными участками, то есть затрагивающие права и обязанности неопределённого круга лиц, в нарушение требований действующего законодательства (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 5 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года № 463-КЗ «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края») вступило в силу с 1 марта 2015 года (пункт 4 постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па), то есть ранее даты его принятия и официального опубликования.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48), проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 21 января 2010 года № 1-П и от 31 марта 2015 года № 6-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений непосредственно из содержания данного нормативного положения.
Доводы Администрации Приморского края и Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края о том, что установленная в абзаце 2 пункта 12 Порядка обязанность арендатора прямо вытекает из того, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем они отклоняются судом.
Ссылки Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на то, что оспариваемый нормативный правовой акт прав Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. не нарушает, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку административные истцы являются субъектами правоотношений, которые регулируются Порядком, установившим для них не предусмотренную действующим законодательством обязанность.
Для целей абстрактного нормоконтроля по правилам административного судопроизводства также не имеет значения факт наличия (либо отсутствия) обращения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в суд с иском к Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. о взыскании образовавшейся по договорам аренды задолженности и пени.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая разъяснения, приведённые в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, а также то, что Порядок применялись, и на основании данного нормативного правового акта реализовывались права граждан и организаций, суд считает необходимым признать недействующим абзац 2 пункта 12 Порядка со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает также необходимым обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решение в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края – «Приморской газете» (пункт 2.1 постановления Губернатора Приморского края от 15 августа 2014 года № 53-пг «Об обеспечении официального опубликования законов Приморского края, правовых актов Губернатора Приморского края, Администрации Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края») в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые заявления Кузнецовой Т.Н. и Федченко Е.А. об оспаривании в части нормативного правового акта Администрации Приморского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 12 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па).
Обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края – «Приморской газете» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского
краевого суда П.А. Ровенко