Дело №а-924/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 09 июля 2020 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре судебного заседания ФИО7, с участием административного истца ФИО5 О.В. и представителя административного ответчика - Краснодарская таможня - по доверенности ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Краснодарской таможне о признании незаконным решения государственного органа,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО5 О.В. обратился в суд к Краснодарской таможне с административным иском о признании незаконными и отмене приказов Краснодарской таможни: № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим»; взыскании госпошлины в размере 600 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в Краснодарской таможне. В должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров Краснодарской таможни с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж государственной таможенной службы составляет более 28 лет. Приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим» с изменениями внесенными Приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении в приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении истца назначена проверка в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О результатах проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим» истец привлечен к мере юридической ответственности в виде взыскания - замечание. Указанные приказы Краснодарской таможни считает неправомерными, незаконными и подлежащих отмене поскольку, являясь лицом, замещающим должность государственной службы, ежегодно представляет в отдел кадров сведения о своих доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах/расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей в виде справок. 20.08.2019г. ему было вручено уведомление, о приказе Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении проверки в соответствии с Положением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержденным Указом Президента. В ходе данной проверки истцу были заданы вопросы по информации, которой он не владел на момент заполнения справок о доходах/расходах за период 2016-2018гг., а также задавались вопросы, которые явно противоречили истинным данным, отраженным им в справках доходах/расходах за период 2016-2018гг. Отдельные вопросы раннее, в июле 2019 года, задавались ему должностным лицом отдела по противодействию коррупции Краснодарской таможни, и по которым им были получены необходимые банковские документы, в подтверждение своих правомерных действий. Указанные документы предъявлены должностному лицу ОПК Краснодарской таможни, чтобы развеять какие-либо сомнения в отношении его порядочности. На требование отдать полученные данные документы, он попросил его предоставить документ, подтверждающий его полномочия вести в отношении него какую-либо проверку, и заниматься сбором личных данных на истца и его родственников, в том числе по банковским счетам. Должностное лицо ОПК не подтвердило своих полномочий, и не представило никаких обоснований своим действиям, соответственно никаких документов он ему не представил. После чего, истец обратился 26.08.2019г. в устном порядке о предъявлении ему документов послуживших основанием для проведении в отношении него проверки в соответствии с Положением № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному обращению, истцу была представлена Докладная записка на имя И.о. начальника Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№.5-14/0705 «О проверке» подписанная начальником отдела инспектирования и профилактики правонарушений Краснодарской таможни ФИО8, и согласованная заместителем начальника Краснодарской таможни (по кадрам) ФИО9. В указанной Докладной записке указано, что в отдел инспектирования и профилактики правонарушений поступила информация, что в справках о доходах за 2018, истцом не указаны сведения об имевшихся банковских счетах у него и его супруги. На обращение предъявить данную информацию, председатель созданной комиссии ответила, что информация поступила из отдела по противодействию коррупции, но в письменном виде у них она отсутствует. 31.10.2019г. истец письменно обратился к председателю комиссии с ходатайством о приобщении к материалам служебной проверки копии письма направленного на имя президента ПАО «Сбербанк» ФИО10; о предоставлении копии документов, полученные ОИ и ПП, на основании которых подготовлена служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№.5-14/0705 «О проверке» и содержащая информацию о его нарушениях при подаче справки о доходах; дать анализ и учесть ответы ПАО «Сбербанк» как по его письму, так и по выданным справкам банка и представленным объяснениям. 08.11.2019г. председателем комиссии истцу была представлена Служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№.5-14/бн, что информация в отдел инспектирования и профилактики правонарушений поступала из отдела по противодействию коррупции в письменном виде, но представить копию соответствующего документа не представляется, так как он находится в том отделе. Данное утверждение противоречит порядку обмена информации между подразделениями Краснодарской таможни установленных приказами ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах РФ, приказа ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах ЮТУ», согласно которому любая передаваемая/получаемая информация, составленная в письменном виде, в том числе между подразделениями одного таможенного органа, регистрируется посредством программного средства с присвоением номера и проставлением даты. В документах ОИиПП и комиссии по проведению отсутствуют сведения о номере и дате какого-либо документа поступившего из отдела по противодействию коррупции в письменном виде. Истец полагает, что председатель комиссии ФИО11 по проведению проверки при наличии документа была обязана ознакомить его с письменной информацией явившейся основанием для осуществления проверки в соответствии с п.10 Положения утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, тем более, что оба отдела являются подразделениями Краснодарской таможни. Ни каких подтверждений о наличии информации поступившей в ОИиПП в письменном виде из отдела по противодействию коррупции ни ходе проверки, ни по завершению не поступало. Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что Приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим, издан в нарушение 10 Положения утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, издан в нарушение данного Положения и подлежит отмене. Приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ о результатах проверки не мог быть издан, и подлежит отмене в связи с незаконным назначением проверки приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, с внесенными в него изменениями Приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в связи с недостоверно отраженными фактами в нем, в части представления мною недостоверных сведении в справках о доходах за 2016-2018 гг. По запросу Краснодарской таможни, в ходе проводимой в отношении истца проверки, поступило письмо из ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ№.2-21/17004, которое содержало в отношении него и его супруги и сына противоречивые и несоответствующие сведения. В представленном письме ПАО «Сбербанк» имелось предупреждение о возможном некорректном представлении информации по отражению реальных дат и операций, которые так и небыли учтены комиссией в ходе проводимой проверки. 19.11.2019г. истец был ознакомлен с «Докладом по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении О.В. ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе ознакомления с Докладом истцом было установлено, что в нем отсутствует информация поступившая из отдела по противодействию коррупции явившаяся основанием для проведения такой проверки в отношении него (в письменном виде), а указано в качестве первоначального основания служебная записка ОИ и ПП от ДД.ММ.ГГГГ№.5-14/0705 «О проверке» в которой имеется ссылка на поступление информации из вышеназванного отдела. В Докладе истец указал о несогласии с выводами комиссии в части применения к нему за малозначительные несоответствия мер юридической ответственности и о факте отсутствия информации поступившей из отдела по противодействию коррупции как основание для назначения проверки. Истец был приглашен для ознакомления с Приказом Краснодарской таможни № от 06.12.2019г. и получением копии Доклада от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с резолюцией и.о. начальника Краснодарской таможни (ФИО12) на его обращении от ДД.ММ.ГГГГ. При ознакомлении с приказом мною было установлено, что в Приказе Краснодарской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ перечислены нарушения по представлению недостоверных и неполных сведений в его справках о доходах за 2016-2018гг., которых нет, либо по которым истцом представлены доказательства, что сведения, заявлены им верны, и по которым в Докладе от 15.11.2019г. комиссией сделаны выводы о правомерности их не указания. При рассмотрении представленной копии Доклада от 15.11.2019г. истец установил, что содержание отдельных страниц изменено, а именно в части отдельных выводов комиссии о соответствии данных и правомерности К указания счета со страниц 13, 14,15,16. Также изменен перечень недостоверных ведений указанный на 25 и 26 странице, и данный перечень указан в Приказе Краснодарской таможни № от 06.12.2019г. Данный факт свидетельствует о внесении изменений в Доклад от 15.11.2019г. после его ознакомления 19.11.2019г., но не опровергает действительности, так как на других страницах (стр. 13 абзацы 4-6, 14, стр. 15 пункт 5.1) Доклада осталась информация, подтверждающая достоверность представленных истцом сведений в справках о доходах.
В судебном заседании административный истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика ФИО13, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, ранее представила возражения на требования административного истца, в которых указала, что с целью проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных ФИО2 О.В. ФИО5, на основании докладной записки 0Ии1111 от 15.08. 2019 г. №.5-14/0705 «О проверке», начальником таможни ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении проверки в соответствии с Положением №. В соответствии с резолюцией начальника таможни издан приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим». С приказом о назначении проверки О.В. ФИО5 ознакомлен 20.08.2019г., о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления с данным приказом. Уведомление в письменной форме О.В. ФИО5 о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" п.22 Положения № вручено ему 20.08.2018г. под роспись. Согласно приказу Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим» срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом таможни от 16.10. 2019 г. № «О внесении изменений в приказ Краснодарской таможни от 19.08.2019г. №» срок проверки продлен до 15.11.2019г. С приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№» О.В. ФИО5 ознакомлен 23.10.2019г. Доклад по результатам проверки составлен комиссией 15.11.2019г. С докладом О.В. ФИО5 ознакомлен 19.11.2019г., о чем свидетельствует его роспись на последнем листе доклада. При этом О.В. ФИО5 указал, что не согласен с выводами комиссии, в связи с «отсутствием коррупционных действий с его стороны» и устно запросил копию доклада. Однако в предоставлении копии доклада должностным лицом отдела ОИиПП ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что Положение № не содержит обязанности для должностных лиц кадровых служб, осуществляющих проверку, представлять копию доклада по результатам проверки по устному запросу лица, в отношении которого проверка назначена. При этом О.В. ФИО5 разъяснено о том, что такое решение может принять начальник таможни на основании его письменного заявления. Копия доклада по результатам проверки от 15.11.2019г. запрошена О.В. ФИО5 09.12.2019г. в письменной форме. Представлена ему 10.12.2019г., о чем свидетельствует его роспись на указанной докладной записке. Докладной запиской и.о. заместителя начальника таможни (по кадровой работе) от 20.11.2019г. №.1-34/0372 «О результатах проверки» доклад по результатам проверки направлен начальнику таможни для принятия соответствующего решения. 22.11.2019г. и.о. начальника таможни ФИО12 принято решение о применении к О.В. ФИО5 меры юридической ответственности в виде замечания. На основании доклада по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, решения и.о. начальника таможни от 22.11.2019г. издан приказ Краснодарской таможни от 06.12.2019г. № «О результатах проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральным государственным служащим», согласно которому к О.В. ФИО5 применена мера юридической ответственности в виде взыскания - замечание. Копия приказа от 06.12.2019г. № вручена О.В. ФИО5ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со сроками, установленными ч. 5 ст. 59.3 ФЗ № 79-ФЗ, и на основании его письменного обращения от 09.12.2019г., формализованного в виде докладной записки отдела таможенного контроля после выпуска товаров от 09.12.2019г. №.1-14/1551 «Об ознакомлении и предоставлении копий документов» на имя начальника таможни, о чем свидетельствует его запись о получении копии запрашиваемых документов на докладной записке от 09.12.2019г. №.1-14/1551 «Об ознакомлении и предоставлении копий документов». С учетом вышеизложенного, порядок привлечения О.В. ФИО5 к дисциплинарной ответственности полностью соблюден, права лица не нарушены. По доводам административного искового заявления: По пункту 1 Приказа от 06.12.2019г. №. Согласно заявлению О.В. ФИО5 счет № «не мог быть указан в справках о доходах за 2016-2018, тогда как представленные документы свидетельствуют об открытии данного счета в <адрес> отделением ПАО «Сбербанк»» без его участия и уведомления, «что в соответствии с Гражданским кодексом не может считаться обоюдной сделкой и О.В. ФИО5 «не мог знать о его существовании и указать в справке». В ходе проверки установлено, что согласно письму ПАО Сбербанк от 07.10.2019г. № SD0110857183 (на запрос ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ.17.2-21/17004) на имя О.В. ФИО5 открыт счет №, дата открытия 27.03.2013г., подразделение 8628/1847. Счет является действующим по состоянию на отчетную дату 31.12.2016г.,31.12.2017г., 31.12.2018г. Из справки банка б/н и б/д следует, что счет № «открыт безналичным путем без явки клиента в Карельском отделении 27.03.2013г. согласно электронных реестров». В расширенной выписке по счету № указана дата заключения договора 27.03.2013г. и номер договора 40817.8ДД.ММ.ГГГГ.4652939. Согласно пункту 1.2 главы 1 Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации. Банковский счет может быть открыт на условиях использования электронного средства платежа (может быть открыт безналичным путем без явки клиента). Таким образом, вышеуказанный счет не мог быть открыт без волеизъявления О.В. ФИО5 и подлежал указанию в справках за 2016 -2018 гг. По пункту 2 Приказа от 06.12.2019г. №. Согласно заявлению О.В. ФИО5 не могут учитываться как нарушение факты, указанные в п.2 приказа от 06.12.2019г. №, так как в справках указывается доход от вкладов во всех банках, а не по сведениям одного банка. В п.2 преамбуле приказа от 06.12.2019г. № указано на то, общая сумма дохода от вкладов в банке за 2018 г. составила 1074,99 рублей, а ФИО5 О.В. указана 3380,62 рублей. В ходе проверки установлено, что сумма доходов от вкладов в банке в размере 3380,62 рублей указана ФИО5 О.В. в разделе 1 Справки за 2018 г. недостоверно, т.к. согласно письму ПАО Сбербанк от 07.10.2019г. № SD0110857183 по счету № (открыт 06.12.2017г., закрыт 07.06.2018г.), сумма перечисленных процентов за период 2018 г. составила 946,37 рублей; по счету № (открыт 12.12.2005г., действующий) сумма перечисленных процентов за период 2018 г. составила 110,62 рублей. Общая сумма доходов от вкладов в банке составила 1074,99 рублей. Таким образом, О.В. ФИО5 недостоверно указал доход от вкладов в банке и, соответственно, общую сумму доходов, полученных им за 2018.<адрес> того, О.В. ФИО5 в справках за 2017 и 2018гг. неверно указывает период, за который предоставляет сведения. Так, вместо 01.12.2017г.-31.12.2017г. указывает 01.12.2017г.-01.01.2018г. и вместо 01.12.2018г.-31.12.2018г. указывает 01.12.2018г.-01.01.2019г. Пункт 3 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ О.В. ФИО5 не оспаривает. По пункту 4-6 Приказа от 06.12.2019г. №. Согласно заявлению О.В. ФИО5 несоответствие дат об открытии счетов с учетом предупреждения некорректности предоставления данных ПАО Сбербанк не должны были учитываться так как являлись неподтвержденными фактами. По пункту 4 приказа. ФИО14ФИО5 в ПАО Сбербанк №, открыт 24.07.2007г., при этом в справках за 2016-2017 годы им недостоверно указана дата открытия - 27.07.2007г. Кроме того, в справке за 2018 г. этот счет не указан. При этом, согласно информации, представленной ПАО Сбербанк данный счет, по состоянию на 31.12.2018г. являлся действующим и, соответственно, подлежал указанию в справке. По пункту 5 приказа. ФИО14ФИО5 в ПАО Сбербанк №, открыт 12.10.2005г., при этом в справках за 2016-2018 года недостоверно указана дата открытия - 13.10.2005г. Также, согласно информации, представленной ПАО Сбербанк доход по счету составил 69,42 рублей в 2016 г., 75,73 рублей. за 2017 г., 110,62 рублей за 2018 <адрес> этом в справке О.В. ФИО5 за 2016 г. в разделе 1 доход от вкладов в банках указал 67,42 рублей. Таким образом, О.В. ФИО5 недостоверно указал доход от вкладов в банке и, соответственно, общую сумму доходов, полученных им за 2016г. По пункту 6. ФИО14ФИО5 в ПАО Сбербанк №, открыт 13.09.2017г.: в справке за 2017-2018 годы недостоверно указана дата открытия - 20.03.2017г., согласно информации, представленной ПАО Сбербанк. Пункт 7 Приказа от 06.12.2019г. №. Согласно заявлению О.В. ФИО5 сумма остатка денежных средств на счете, заявленная в справке на супругу подтверждена документально расширенными банковскими выписками. В ходе проверки установлено, что счет №, открыт на имя супруги О.В. ФИО5 М.А. ФИО5 в ПАО Сбербанк 03.11.2017г. В справке за 2018 г. указан остаток - 8466,04 рублей. Согласно пояснению О.В. ФИО5 остаток (8466,04 рублей) указан с учетом операции от 30.12.2018г., обработанной банком 31.12.2018г. (из Сервиса Онлайн Банк), что подтверждается расширенной выпиской банка от 24.10.2019г. Вместе с тем, согласно информации, представленной ПАО Сбербанк сумма остатка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на счете составляла 5133,04 рублей, что согласуется с выпиской о состоянии вклада, выданной супруге административного истца и представленной им в материалы проверки. Согласно которой, по данному счету остаток по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 5133,04 рублей.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему выводу.
Деятельность государственных гражданских служащих регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ФЗ №79-ФЗ).
В соответствии с п.9 ч.1 ст.15 ФЗ №79-ФЗ гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Согласно ч.1 ст.8, ч.1 ст.8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В ходе судебного следствия достоверно установлено, что ФИО5 О.В. проходит службу в Краснодарской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров Краснодарской таможни.
В соответствии п.п.2 ч.1 ст.20 ФЗ №79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. При этом сведения, предоставляемые должностными лицами, должны быть полными и достоверными.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров Краснодарской таможни включена в указанный Перечень.
Порядок представления федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера определен Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.5 Положения № государственный служащий представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.
В силу п.10 Положения № проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Положением № государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
В соответствии с п.1 Положения № Положением определяется порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.
В силу п.4 Положения № проверка осуществляется, в том числе, по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме.
К территориальным органам Федеральной таможенной службы межрегионального уровня относятся региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О территориальных органах Федеральной таможенной службы и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»).
Полномочиями по осуществлению проверок наделены кадровые службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно розыскной деятельности (пп. «з» п.3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 7 Положения №).
В Краснодарской таможне такими полномочиями наделен отдел инспектирования и профилактики правонарушений в силу положения об отделе.
Согласно п.10 Положения № основанием для осуществления проверки, предусмотренной п. 1 указанного Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Согласно п.12 Положения № проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
При осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе (п.13 Положения №): а)проводить беседу с гражданином или государственным служащим; б)изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы; в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам; г) направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.
Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом Российской Федерации (п.18 Положения №).
В силу п.14 Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденным Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, руководители территориальных органов федеральных государственных органов, специально уполномоченные должностными лицами, указанными в пункте 3 настоящего перечня (руководителями федеральных государственных органов) наделены полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при проведении проверок.
В соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных на направление запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции» (действовал на момент направления запросов в рамках рассматриваемой проверки) начальник Южного таможенного управления (лицо, его замещающее) наделен полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - в отношении должностных лиц Южного таможенного управления и подчиненных ему таможенных органов; наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия; осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно п.22 Положения № руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает: а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" п.22 Положения № - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения; б) проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.
По окончании проверки соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п.23 Положения №).
В ходе проверки согласно п.24 Положения № государственный служащий вправе: а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки; б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме (пояснения приобщаются к материалам проверки); в) обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения.
В силу п.27 Положения № руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.
По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений (п.28 Положения №): о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы; об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности; о применении к государственному служащему мер юридической ответственности; о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно п.31 Положения № должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 Положения №, принимает одно из следующих решений: назначить гражданина на должность федеральной государственной службы; отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; применить к государственному служащему меры юридической ответственности; представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии со ст.59.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.
Порядок применения взыскания за коррупционные правонарушения закреплен в ст.59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, взыскания, предусмотренные ст.ст. 59.1, 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации», применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Взыскания, предусмотренные ст.ст.59.1, 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации», применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч.2 ст.59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».)
В силу ч.3.1 ст.59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч.4 ст.59.3 этого же Федерального закона).
Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч.5 ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что на основании имеющейся в распоряжении таможни информации, руководствуясь пп. а.1) п.10 Положения №, ОИиПП таможни подготовило соответствующую докладную записку от ДД.ММ.ГГГГ№.5-14/0705 «О проверке» на имя начальника таможни.
С целью проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных ФИО2 О.В., на основании докладной записки 0ИиПП от 15.08. 2019 г. №.5-14/0705 «О проверке», начальником таможни 16.08.2019г. принято решение о назначении проверки в соответствии с Положением №.
В соответствии с резолюцией начальника таможни издан приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим».
С приказом о назначении проверки ФИО5 О.В.ознакомлен 20.08.2019г., о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления с данным приказом. Уведомление в письменной форме ФИО5 О.В. о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" п.22 Положения № вручено ему 20.08.2018г. под роспись.
Согласно приказу Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральным государственным служащим» срок проведения проверки установлен с 19.08.2019г. по 16.10.2019г. Приказом таможни от 16.10. 2019 г. № «О внесении изменений в приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№» срок проверки продлен до 15.11.2019г.
С приказом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№» ФИО5 О.В. ознакомлен 23.10.2019г. посредством доведения приказа через программное средство АС УКИД-2, о чем свидетельствует скриншот из АС УКИД-2.
Доклад по результатам проверки составлен комиссией 15.11.2019г. С докладом ФИО5 О.В. ознакомлен 19.11.2019г., о чем свидетельствует его поспись на последнем листе доклада. При этом ФИО5 О.В. указал, что не согласен с выводами комиссии, в связи с «отсутствием коррупционных действий с его стороны» и устно запросил копию доклада. Однако в предоставлении копии доклада должностным лицом отдела ОИиПП ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что Положение № не содержит обязанности для должностных лиц кадровых служб, осуществляющих проверку, представлять копию доклада по результатам проверки по устному запросу лица, в отношении которого проверка назначена. При этом ФИО5 О.В. разъяснено о том, что такое решение может принять начальник таможни на основании его письменного заявления.
В силу ст.62 Трудового кодекса Российской Федерации, по письменному заявлению работника, работодатель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления, выдать работнику копии документов, связанных с работой.
Копия доклада по результатам проверки от 15.11.2019г. запрошена ФИО5 О.В. 09.12.2019г. в письменной форме (в форме докладной записки ФИО4 от 09.12.2019г. №.1-14/1551 «Об ознакомлении и предоставлении копий документов»), и представлена ему 10.12.2019г., о чем свидетельствует его роспись на указанной докладной записке.
Докладной запиской и.о. заместителя начальника таможни (по кадровой работе) от 20.11.2019г. №.1-34/0372 «О результатах проверки» доклад по результатам проверки направлен начальнику таможни для принятия соответствующего решения.
22.11.2019г. и.о. начальника таможни ФИО12 принято решение о применении к ФИО5 О.В. меры юридической ответственности в виде замечания.
На основании доклада по результатам проверки от 15.11.2019г., решения и.о. начальника таможни от 22.11.2019г. издан приказ Краснодарской таможни от 06.12.2019г. № «О результатах проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральным государственным служащим», согласно которому к ФИО5 О.В. применена мера юридической ответственности в виде взыскания - замечание.
Копия приказа от 06.12.2019г. № вручена ФИО5 О.В. 10.12.2019г. в соответствии со сроками, установленными ч.5 ст.59.3 ФЗ № 79-ФЗ, и на основании его письменного обращения от 09.12.2019г., формализованного в виде докладной записки отдела таможенного контроля после выпуска товаров от ДД.ММ.ГГГГ№.1-14/1551 «Об ознакомлении и предоставлении копий документов» на имя начальника таможни, о чем свидетельствует его запись о получении копии запрашиваемых документов на докладной записке от 09.12.2019г. №.1-14/1551 «Об ознакомлении и предоставлении копий документов».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок привлечения административного истца ФИО5 О.В. к дисциплинарной ответственности ответчиком полностью соблюден.
Рассматривая доводы административного истца о содержании в обжалуемых приказах сведений, противоречащих полученным документам, и сведениям, которые не должны быть указаны, суд пришел к следующему.
Согласно заявлению ФИО5ФИО14№ не мог быть указан в справках о доходах за 2016-2018, однако представленные документы свидетельствуют об открытии данного счета в <адрес> отделением ПАО «Сбербанк»» без его участия, и уведомления, что в соответствии с Гражданским кодексом не может считаться обоюдной сделкой и О.В. ФИО5 не мог знать о его существовании и указать в справке».
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ходе проверки установлено, что согласно письму ПАО Сбербанк от 07.10.2019г. №SD0110857183 (на запрос ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ 17.2-21/17004) на имя ФИО5 О.В. открыт счет №, дата открытия 27.03.2013г., подразделение 8628/1847.. Счет является действующим по состоянию на отчетную дату 31.12.2016г.,31.12.2017г., 31.12.2018г.
Из справки банка б/н и б/д следует, что счет № открыт безналичным путем без явки клиента в Карельском отделении 27.03.2013г. согласно электронных реестров.
В расширенной выписке по счету № указана дата заключения договора - 27.03.2013г. и номер договора 40817.8ДД.ММ.ГГГГ.4652939.
Согласно пункту 1.2 главы 1 Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации.
На основании ст.846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Банковский счет может быть открыт на условиях использования электронного средства платежа (может быть открыт безналичным путем без явки клиента).
Таким образом, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что указанный счет не мог быть открыт без волеизъявления ФИО5 О.В. и подлежал указанию в справках за 2016 -2018 гг., что подтверждает правильность выводов, указанных в п.1 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно требованиям ФИО5 О.В. не могут учитываться как нарушение факты, указанные в п.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, так как в справках указывается доход от вкладов во всех банках, а не по сведениям одного банка.
Так, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в п.2 преамбулы приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что общая сумма дохода от вкладов в банке за 2018 г. составила 1074,99 рублей, а ФИО5 О.В. указана сумма 3380,62 рублей.
Также, материалами дела подтверждено, что в ходе проверки было установлено, что сумма доходов от вкладов в банке в размере 3380,62 рублей указана ФИО5 О.В. в разделе 1 Справки за 2018 г. недостоверно, поскольку согласно письму ПАО Сбербанк от 07.10.2019г. № SD0110857183 по счету № (открыт 06.12.2017г., закрыт 07.06.2018г.), сумма перечисленных процентов за период 2018 г. составила 946,37 рублей; по счету № (открыт 12.12.2005г., действующий) сумма перечисленных процентов за период 2018 г. составила 110,62 рублей. Общая сумма доходов от вкладов в банке составила 1074,99 рублей.
Таким образом, ФИО5 О.В. недостоверно указал доход от вкладов в банке и, соответственно, общую сумму доходов, полученных им за 2018.г.
Кроме того, ФИО5 О.В. в справках за 2017 и 2018гг. неверно указан период, за который предоставляет сведения, а именно, вместо ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ указан период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, и вместо ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ указан период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, п.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, вопреки доводам истца, соответствует действительности.
Доводы административного истца о несоответствие дат об открытии счетов с учетом предупреждения некорректности предоставления данных ПАО Сбербанк не должны были учитываться так как являлись неподтвержденными фактами, также не могут быть приняты во внимание, поскольку счет ФИО5 О.В. в ПАО Сбербанк №, открыт 24.07.2007г., при этом в справках за 2016-2017 годы им недостоверно указана дата открытия - 27.07.2007г. Кроме того, в справке за 2018 г. этот счет не указан. При этом, согласно информации, представленной ПАО Сбербанк (письмо от 07.10.2019г. № SD0110857183) данный счет, по состоянию на 31.12.2018г. являлся действующим и, соответственно, подлежал указанию в справке; счет ФИО5 О.В. в ПАО Сбербанк №, открыт 12.10.2005г., при этом в справках за 2016-2018 года недостоверно указана дата открытия - 13.10.2005г.
Также, согласно информации, представленной ПАО Сбербанк (письмо от 07.10.2019г. № SD0110857183) доход по счету составил 69,42 рублей в 2016 г, 75,73 рублей в 2017 г., 110,62 рублей в 2018 <адрес>, в справке ФИО5 О.В. за 2016 г. в разделе 1 доход от вкладов в банках указал 67,42 рублей, из чего следует, что он недостоверно указал доход от вкладов в банке и, соответственно, общую сумму доходов, полученных им за 2016 г.
Также, материалами дела подтверждено, что счет ФИО5 О.В. в ПАО Сбербанк №, открыт 13.09.2017г., однако, в справке за 2017-2018 годы недостоверно указана дата открытия - 20.03.2017г., согласно информации, представленной ПАО Сбербанк (письмо от 07.10.2019г. № SD0110857183).
Рассматривая доводы ФИО5 О.В., о том, что сумма остатка денежных средств на счете, заявленная в справке на супругу подтверждена документально расширенными банковскими выписками, судом установлено, что в ходе проверки установлено, что счет №, открыт на имя его супруги ФИО5 М.А. в ПАО Сбербанк 03.11.2017г. В справке за 2018 г. указан остаток - 8466,04 рублей.
В опровержение доводов истца о том, что остаток денежных средств в размере 8466,04 рублей, указан с учетом операции от 30.12.2018г., обработанной банком 31.12.2018г. (из Сервиса Онлайн Банк), что подтверждается расширенной выпиской банка от 24.10.2019г., представлена
Информация ПАО Сбербанк (письмо от 07.10.2019г. № SD0110857183), согласно которого сумма остатка по состоянию на 31.12.2018г. на счете составляла 5133,04 рублей, что согласуется с выпиской о состоянии вклада, выданной супруге административного истца, и представленной им в материалы проверки, согласно которой, по данному счету остаток по состоянию на 30.12.2018г. составлял 5133,04 рублей.
Доводы ФИО5 О.В. о том, что в рамках проверки п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не проверялись и не должны были указываться в приказе, суд также не может принять во внимание, поскольку ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует основные обязанности гражданского служащего. При этом, п. 11 ч. 1 данной статьи вменяет в обязанности гражданского служащего соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно п.1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Нормами ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена обязанность гражданского служащего предоставлять полные и достоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Вместе с тем, указание в п.1 Приказа № ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является технической ошибкой, которая устранена путем издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№».
Принимая во внимание представленные сторонами доказательства, оценивая их в объективной совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Краснодарской таможне о признании незаконным решения государственного органа - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.