ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-9299/202104АВГУ от 04.08.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-9299/202104 августа 2021 года

47RS0-81

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО8,

с участием помощника Всеволожского городского прокурора ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 НатальиАлександровны к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной <адрес> о признании незаконным решения , обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Т.Н.ВА. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной <адрес>, просит суд:

- признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, о назначении досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> назначить довыборы депутатов 4 созыва в совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» на срок 3 года.

Административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО2, Т.Н.АА. обратились в суд с административным иском к Территориальнойизбирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной <адрес>, просят суд:

- признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, о назначении досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района <адрес> сполномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> назначить довыборы депутатов 4 созыва в совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» на срок 3 года.

В обоснование административных исковых требований административные истцы, указали, что ДД.ММ.ГГГГ в Информационном вестнике городского поселения «Невский Берег» опубликовано решение ТИК Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, о назначении досрочных выборов депутатов совета депутатовмуниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению административных истцов, решение противоречит логике и законодательству Российской Федерации так как полномочия депутатов 4 созыва в настоящий момент действуют у 6 депутатов одномандатных округов.

В обоснование своей позиции, административные истцы ссылаются на ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая указывает, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет. В настоящий момент срок действия депутатов 4 созыва составляет 2 года с момента избрания на полный срок в пять лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Однако оснований для назначения нового созыва у Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> не имелось.

Административные истцы, ссылаются также на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно на статьи 8, 81.1, 82, 40, 71, 7, 10, 35, 36, 40, 73, 38, 28, 78, 75.

Определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство административные дела по административному иску Т.Н.ВБ. к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным решения 3199, обязании произвести действия (дело а-9299/2021), по административному иску ФИО4, ФИО5, ФИО2, Т.Н.АБ. к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным решения 3199, обязании произвести действия (дело а-9312/2021), делу присвоен а-9299/2021.

В настоящем судебном заседании административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО2, Т.Н.АА., а также их представитель поддержали заявленные административные исковые требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить.

Административный истец Т.Н.ВА. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, направила в суд своего представителя, который поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной комиссии <адрес> в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица <адрес>, извещенный надлежащим образом путем направления телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не явился.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ст.243КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В силу пунктов 3 и 4 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий,

Согласно пункту 8 статьи 71 указанного Федерального закона, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона №131-ФЗ, пунктом 5 статьи 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз "О муниципальных выборах в <адрес>" по общему правилу выборы (как основные, так и дополнительные) назначаются представительным органом местного самоуправления.

При этом положениями части 8 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, пунктом 6 статьи 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз "О муниципальных выборах в <адрес>", если представительный орган не назначит выборы в установленный сроки, а также в случае отсутствия представительного органа выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов.

Согласно пункту 8 этой статьи, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Материалами административного дела установлено, что решением Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-197/2021, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признан неправомочным состав совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва, сформированный по результатам выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва от 08.09.2019г.

Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и на основании обращений представительных органов муниципальных образований «Дубровское городское поселение», «Свердловское городское поселение», «Токсовское городское поселение», «Заневское городское поселение», «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, возложены полномочия муниципальных избирательных комиссий муниципальных образований «Дубровское городское поселение», «Свердловское городское поселение», «Токсовское городское поселение», «Заневское городское поселение», «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района <адрес>.

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании пунктов 6, 7, 8 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с частями 5, 6, 7-1статьи 6 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>», решения Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-197/2021 и апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-789/2021, назначены досрочные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ, сократив некоторые избирательные действия, в соответствии с избирательным планом; председателю избирательной комиссии разработать календарный план ДД.ММ.ГГГГ; опубликовать настоящее решение в газете «Невский берег»; разместить настоящее решение на сайте Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>; направить настоящее решение и экземпляр газеты «Невский берег» в Избирательную комиссию <адрес> в течение одних суток со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов; контроль за исполнением решения возложить на председателя комиссии Т.Т.; настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Невский берег».

Решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Невский берег» .

Административные истцы просят суд признать незаконным решение Территориальной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, по основаниям, изложенным в административных исках.

В соответствии с п.2 ч. 15 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия представительного органа прекращаются досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, при этом назначаются досрочные выборы.

В силу п.4ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев содня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

Как установлено судом выше, решением Ленинградского областного суда по делу а-197/2021 признан неправомочным совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, в связи с чем у Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в силу вышеуказанных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возникла обязанность назначения досрочных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом – Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес> с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, опубликовано в установленном порядке.

Доводы административных истцов в обоснование административных исковых требований фактически сводятся к оспариванию судебных актов, вступивших в законную силу: решения Всеволожского городского суда <адрес> по делу а-2634/2020 и решения Ленинградского областного суда по административному делу а-197/2021, в связи с чем не принимаются судом.

При таком положении дела, административные исковые требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные, по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 239-243 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО6 к Территориальнойизбирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, Избирательной <адрес> о признании незаконным решения , обязании произвести действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: