ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-92/18 от 22.03.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело а-92/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,

при секретаре Овчаренко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веревкиной ФИО9 к Администрации Приморского края, департаменту финансов Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края, департаменту образования и науки Приморского края, заинтересованное лицо – межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года удовлетворены требования прокурора Партизанского района Приморского края, на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Веревкиной В.В. на территории Партизанского муниципального района Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Партизанского муниципального района Приморского края. Решение вступило в законную силу 27 сентября 2016 года.

Веревкина В.В. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – .... В обоснование заявленных требований указала, что на основании вышеуказанного решения 3 ноября 2016 года Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края был выдан исполнительный лист ФС № 01295949. 17 ноября 2016 года Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее – МОСП УФССП России по Приморскому краю) возбуждено исполнительное производство № до настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года не исполнено. Вследствие не исполнения Администрацией Приморского края решения суда, она не может получить жильё, гарантированное ей государством по достижению возраста 18 лет. Просит суд взыскать с Администрации Приморского края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также государственную пошлину в размере – ..., уплаченную при подаче административного иска в суд.

Административный истец – Веревкина В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по существу пояснила, что в настоящее время она работает и проживает в съёмной квартире в городе Владивостоке. Отсутствие собственного жилого помещения не позволяет ей создать семью и реализовать собственные жизненные планы.

Представитель административного истца Веревкиной В.В. – Неустроев Е.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. По существу пояснил, что обстоятельства, оправдывающие и объективно препятствующие исполнению решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от 25 августа 2016 года отсутствуют. С учётом уточнённых административных исковых требований, просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере – ..., в которые входит подготовка административного искового заявления, приложения к нему и представительство в суде.

Представитель административного ответчика Администрации Приморского края – Филонина Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, по основаниям и доводам, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление. По существу пояснила, что Администрация Приморского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок исполняется финансовым органом, то есть департаментом финансов Приморского края, с которого в случае удовлетворения заявленных требований и должны быть взысканы денежные средства. Администрация Приморского края не является главным распорядителем денежных средств краевого бюджета. Ответственными исполнителями являются департамент образования и науки и департамент градостроительства Приморского края, которые имеют полномочия по управлению финансовыми ресурсами. Считает, что сумма компенсации и сумма судебных расходов, которые просит взыскать административный истец, являются завышенными, так как административным истцом не были доказаны негативные последствия неисполнения решения суда.

Представитель административного ответчика департамента финансов Приморского края – Шипков А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. По существу пояснил, что заявленная административным истцом сумма является завышенной, поскольку Веревкиной В.В. не доказаны негативные последствия неисполнения решения суда. Исполнительное производство возбуждено в ноябре 2016 года. Решение суда может быть исполнено либо путём строительства нового жилья, либо путём приобретения уже готового жилья, но в любом случае это достаточно длительный процесс. В настоящее время разумный срок на исполнение решения суда ещё не истёк.

Представители департамента образования и науки Приморского края, департамента градостроительства Приморского края и МОСП УФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства были извещены надлежащем образом.

Выслушав административного истца Веревкину В.В., её представителя Неустроева Е.О., представителей административных ответчиков Администрации Приморского края – Филонину Е.А. и департамента финансов Приморского края – Шипкова А.В., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ), части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Частью 1 статьи 6.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, 25 августа 2016 года решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края удовлетворено исковое заявление прокурора Партизанского района Приморского края, на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Веревкиной В.В. на территории Партизанского муниципального района Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Партизанского муниципального района Приморского края. Решение вступило в законную силу 27 сентября 2016 года.

3 ноября 2016 года Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края был выдан исполнительный лист ФС № 011295949.

17 ноября 2016 года МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании указанного исполнительного листа, возбуждено исполнительное производство № 29965/16/25037-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.

26 декабря 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю, в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Приморского края взыскан исполнительский сбор в размере - ....

Требованием судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю от 26 декабря 2016 года Администрации Приморского края установлен срок исполнения решения суда до 28 апреля 2017 года.

17 мая 2017 года за неисполнение решения суда в повторно установленный срок Администрация Приморского края признана виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере - ....

Требованием судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю от 17 мая 2017 года Администрации Приморского края установлен срок исполнения решения суда до 23 октября 2017 года.

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП УФССП России по Приморскому краю от 9 ноября 2017 года в связи с неисполнением решения суда во вновь установленный срок Администрация Приморского края была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в размере - ....

На основании требования судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю от 9 ноября 2017 года должнику по исполнительному производству № 29965/16/25037-ИП установлен срок для исполнения судебного решения до 12 марта 2018 года.

До настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года не исполнено, исполнительное производство № 29965/16/25037-ИП не окончено.

13 марта 2018 года в связи с неисполнением решения суда во вновь установленный срок в отношении должника – Администрации Приморского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28 марта 2018 года.

Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда, административными ответчиками не предоставлено. Кроме того, отсутствуют доказательства, что Администрацией Приморского края, департаментом образования и науки Приморского края и департаментом градостроительства Приморского края предпринимались хоть какие-либо меры к исполнению решения суда. Вместе с тем, недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться исключительным обстоятельством для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года.

Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.

В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Согласно пункту 55 указанного постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года вступило в законную силу 27 сентября 2016 года, 17 ноября 2016 года возбуждено исполнительное производство № 29965/16/25037-ИП и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, следовательно, на дату судебного заседания общая продолжительность неисполнения решения суда составляет более года. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.

Из материалов дела следует, что неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что до настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года Администрацией Приморского края не исполнено, суд признаёт установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты права Веревкиной В.В. присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Положениями главы 24.1 указанного Кодекса предусмотрено исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьёй 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В данном случае в Приморском крае таким органом является департамент финансов Приморского края.

Согласно пункту 1 Положения о департаменте финансов Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 31 января 2006 года № 32-па, департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

В соответствии с пунктом 7.2 раздела 2 указанного Положения, департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счёте краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

Согласно пунктам 2.1.3., 2.1.8. постановления Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 196-па «О переименовании департамента градостроительства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте градостроительства Приморского края» департамент градостроительства Приморского края осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счёт средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на департамент полномочий в соответствии с БК РФ.

Полномочия по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с БК РФ, по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края при осуществлении в пределах своей компетенции предусмотренных Законом Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» наделён департамент образования и науки Приморского края, что предусмотрено пунктами 8.42., 8.55. Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 3 июля 2009 года № 171-па.

Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2020 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013 - 2017 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па, обеспечивается ответственными исполнителями: департаментом градостроительства Приморского края посредством строительства жилых помещений, передаваемых в казну Приморского края с целью включения их в состав специализированного жилищного фонда Приморского края с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и департаментом образования и науки Приморского края посредством приобретения жилых помещений в собственность Приморского края, а также обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Учитывая, что департамент образования и науки Приморского края и департамент градостроительства Приморского края являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, обязанность по выделению денежных средств, необходимых департаменту образования и науки Приморского края и департаменту градостроительства Приморского края для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на департамент финансов Приморского края, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, то обстоятельство, что до настоящего времени судебный акт не исполнен.

Вместе с тем, суд считает, что сумма требуемой административным истцом компенсации существенно завышена. С учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым взыскать в пользу административного истца компенсацию в размере – ....

В соответствии со статьёй 111 КАС РФ, ввиду частичного удовлетворения административных исковых требований, с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере – ... и государственной пошлины в размере – ..., оплата которых подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Веревкиной ФИО8 присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной Виктории Викторовны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – ....

Взыскать с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной Виктории Викторовны стоимость оплаты услуг представителя в размере – ... и государственную пошлину в размере - ....

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.

Судья Я.А. Римский