ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-93/18 от 13.09.2018 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

дело а-93/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года г. Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Козырь Е.Н.

при секретаре судебного заседания – Гречиной Е.С.,

с участием: представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» - Жирновой П.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Газпром газомоторное топливо» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, при заинтересованном лице Комитете по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Газпром газомоторное топливо» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды земельного участка / от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 7765 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 16. В отношении указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношения от ДД.ММ.ГГГГ была установлена кадастровая стоимость в размере копеек. Согласно расчету арендной платы, для земельного участка с кадастровым номером , утвержденному Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», арендная плата рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка.

На основании Отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, для указанного земельного участка установлена рыночная стоимость в размере рублей на момент определения его кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение арендных платежей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, представитель административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо» просит установить для земельного участка с кадастровым номером кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости 12980000 рублей, и обязать административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , установленную в отчете от ДД.ММ.ГГГГ рыночную стоимость.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо» не явился, направив в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом, указал, что с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ.511 административный истец ознакомлен, возражений относительно установленной рыночной стоимости спорного земельного участка в суд не направлял.

Представители административных ответчиков - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явились, об отложении слушания дела не просили.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» Жирнова ФИО6 просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.

С учетом надлежащего извещения не явившихся сторон о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.

Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства суд считает, что настоящее административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части ввиду следующего.

Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в единый реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Исходя из того, что административный истец является пользователем земельного участка и плательщиком налога на имущество, и арендная плата за земельный участок исчисляется исходя из кадастровой стоимости, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

В пункте 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером общей площадью 7765 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 16.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 установлена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 № 276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея, и составила рублей.

С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости общество с ограниченной ответственностью обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея 22 декабря 2017 года. Решением Комиссии от 19 января 2018 года обществу было отказано в удовлетворении данного заявления.

Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, ООО «Газпром газомоторное топливо» предоставило в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ООО «АФК-Аудит», в соответствии с которым рыночная стоимость составила 12980000 рублей.

С учетом того, что представителем Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «<адрес>» представлены замечания на указанный отчет об оценке, определением Верховного суда Республики Адыгея от 27 июня 2017 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года. Проведение экспертизы поручено ООО «Экспертный дом».

Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77 - 79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Согласно статье 41 указанного выше Закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Из содержания статьи 25 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Согласно заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка площадью 7765 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 16, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет рублей.

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы от 20 февраля 2016 года в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебных экспертиз, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости объектов оценки с использованием сравнительного, доходного, подходов при определении рыночной стоимости здания и сравнительного при определении рыночной стоимости земельного участка, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности.

Исходя из того, правильность заключения судебной экспертизы административными ответчиками не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания сторонами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, проводивших судебную оценочную экспертизу, в связи с чем, с учетом изложенного выше, устанавливает по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость равную рыночной земельного участка на основании выводов судебной оценочной экспертизы.

В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Газпром газомоторное топливо» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, при заинтересованном лице Комитете по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость соответствующую рыночной земельного участка с кадастровым номером общей площадью 7765 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 16, в размере рублей.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью Газпром газомоторное топливо в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Республике Адыгея с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 22 декабря 2017 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея подпись Е.Н. Козырь

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея Е.Н. Козырь