Дело №а – 942/2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 сентября 2021 года <адрес>
Судья Назрановского районного суда Республики Ингушетия Гайсанова М.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Долаково об обязании принятия мер по устранению нарушений земельного, градостроительного и гражданского законодательства, а также законодательства по противодействию терроризму,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Долаково, выразившегося в непринятии конкретных мер по устранению указанных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ нарушений гражданского, земельного и градостроительного законодательства; обязать администрацию с.<адрес> в установленном законом порядке принять на баланс бесхозные религиозные объекты: 3 больших и малых мечетей, расположенных по <адрес> а, <адрес> а, <адрес>.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории с.<адрес> функционируют 3 больших и малых мечетей, расположенных по <адрес> а, <адрес> а, Кулбужева, 20 а. Перечисленные религиозные объекты возведены без получения разрешений на строительство, функционируют без выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выделение земельных участков под строительство данных мечетей и молельных домов не производилось.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ч.7 ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является судебное решение.
Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены в первую очередь ни гражданского-правовым обязательством, а публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.
Одной из правовых форм контроля за деятельностью органов местного самоуправления (их структурных подразделений) является прокурорский надзор за соблюдением соответствующими органами (их структурными подразделениями) требований законодательства.
В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно.
Как установлено судом, поводом для обращения прокурора в суд с названным иском явилась сложившая неопределенность в определении правового режима 3 больших и малых мечетей, расположенных в с.<адрес> а, <адрес> а, <адрес> а, отсутствие субъекта, ответственного за содержание и обслуживание указанных объектов недвижимости.
В частности в ходе прокурорской проверки установлено и не оспорено административным ответчиком, что право собственности на указанные объекты недвижимости ни за кем не зарегистрировано. В настоящее время не приняты меры по установлению обстоятельств возведения вышеуказанных религиозных объектов, лиц их возводивших, не выяснялся и не устанавливался вопрос о наличии лиц обладающих в установленном законом порядке признаками правообладателей и имеющих права и законные основания предъявления требований о правах собственности на них. В связи с этим, указанные религиозные объекты недвижимого имущества лишены осуществления в отношении них в установленном законом порядке бремени содержания имущества, а также владения, пользования и распоряжения ими, что также лишает возможности предъявления к собственнику требований об обеспечении безопасности, как самого объекта, так и безопасности жизни и здоровья пребывающих в нем граждан (прихожан), то есть данные нарушения способствуют возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью для неопределенного круга лиц, так как данные религиозные объекты представляют собой места с массовым нахождением людей всех возрастов.
Действовавшая ранее в <адрес> религиозная организация «Духовный центр мусульман Республики Ингушетия» на основании решения Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована, ее деятельность в качестве юридического лица прекращена с внесением записи в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу правила ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Согласно пункту 5 названного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
Таким образом, именно на муниципальный орган законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, правовым итогом которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного.
В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией не рассматривался вопрос о наличии либо отсутствии оснований для обращения с заявлением о постановке указанного недвижимого имущества (религиозных объектов и земельных участков) на учет бесхозяйных недвижимых вещей в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Кроме того, в нарушение требований статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) не осуществлялись такие полномочия в области градостроительной деятельности как проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Отсутствие собственника объектов недвижимости также приводит к невозможности осуществлению контроля за соблюдением законодательства о террористической защищённости в отношении указанных объектов.
В указанной части неправомерное бездействие администрации суд считает установленным.
Вместе с тем, требования прокурора об обязании принять на баланс администрации названные объекты недвижимости суд считает преждевременными, поскольку в силу требования ч. 3 ст. 225 ГК РФ в соответствующим требованием администрация может обратиться только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Долаково об обязании принятия мер по устранению нарушений земельного, градостроительного и гражданского законодательства, а также законодательства по противодействию терроризму удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Долаково, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению указанных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ нарушений гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение пятнадцати дней со дня получения его копии.
Председательствующий:
Решение08.01.2022