Дело №а-94/2022 копия
40RS0№-09
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Малоярославецкий районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.
при секретаре Ерминой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о ликвидации и исключении сведений о некоммерческой организации «Фонд развития малых городов» из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным иском о ликвидации и исключении сведений о некоммерческой организации «Фонд развития малых городов» из единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указано, что решение о государственной регистрации юридического лица – Некоммерческой организации «Фонд развития малых городов» при его создании принято административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица с присвоением ему основного государственного регистрационного номера. Административный ответчик внесен в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций административного истца ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» административный ответчик обязан представлять отчетность за 2019 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2020 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение указанных требований законодательства, отчетность за 2019-2020 г.г. ответчиком истцу не представлена. Сведения о размещении отчетности на информационном портале Министерства юстиции РФ или о предоставлении средствам массовой информации за 2019-2020 г.г. отсутствуют. Административным истцом в адрес административного ответчика вынесены письменные предупреждения о нарушении законодательства и устранении выявленных нарушений. Предупреждения не обжаловались, однако нарушения до настоящего времени не устранены. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено заявление ФИО2 о том, что он сложил с себя полномочия директора административного ответчика, однако документы о внесении изменений в сведения о юридическом лице административному истцу не поступили. Административным истцом вновь вынесено письменное предупреждение, однако оно было возвращено в связи с истечением срока хранения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Статьей 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении некоммерческой организации «Фонд развития малых городов» в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица, присвоен №, в качестве директора указан ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ФИО2 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> направлено предупреждение о нарушении требований законодательства РФ, выразившихся в не предоставлении в Управление отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности Организации за 2019 год в установленный срок. Сведения о размещении Организацией отчетов о деятельности или сообщения о продолжении деятельности Организации за 2019 год на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации или о предоставлении средствам массовой информации также отсутствуют. Установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, предупреждение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако ответа от него не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ФИО2 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> повторно направлено предупреждение о нарушении требований законодательства РФ, установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако ответа также не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца от ФИО2 поступило заявление, в котором он указал, что в июне 2020 года им было написано заявление о сложении полномочий директора Фонда и переданы документы и печать учредителям, а в июне 2021 года он узнал, что перерегистрацию директора так и не провели, отчеты не сдавались и он до сих пор является директором Фонда.
ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ФИО2 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> повторно направлено предупреждение о нарушении требований законодательства РФ, установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, затем до ДД.ММ.ГГГГ, однако ответа также не последовало.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что директором НО «Фонд развития малых городов» является ФИО2.
Как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в целях необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
При оценке характера допущенных нарушений, вызванных им последствий, суд принимает во внимание то, что несмотря на неоднократные предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений закона, допустил иные нарушения закона после предупреждений со стороны контролирующего органа. Реальных мер к устранению выявленных нарушений организацией предпринято не было. До момента рассмотрения дела по существу указанные нарушения так и не устранены, что свидетельствует о пренебрежительном отношении организации к возложенным на нее законодательством Российской Федерации обязанностям. Непредоставление длительное время необходимых документов и отчетов свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
С учетом изложенного суд полагает, что имеются основания для ликвидации некоммерческой организации в связи неоднократными существенными нарушениями федерального законодательства и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд развития малых городов».
Исключить сведения о некоммерческой организации «Фонд развития малых городов» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий подпись Н.Н. Мартынова
Копия верна: Судья Н.Н. Мартынова