Дело №а-9559/2020
86RS0№-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 28 декабря 2020 года
Сургутский городской суд <адрес> – Югры в составе:
председательствующего – судьи Смирновой Ю.Н.,
при секретаре Тюленевой А. В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по городу Сургуту <адрес> - Югры к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2018 год, земельного налога физических лиц за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы.
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако требование ответчиком в полном объеме не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ и. о. мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям с должника ФИО2 Определением мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменён в связи с поступившими возражениями ответчика. Основываясь на изложенном, административный истец с учетом уточнений просит взыскать с ФИО2 задолженность в размере 286 951,46 руб., в том числе: по транспортному налогу за 2018 год в сумме 69 720 руб., пени 341,63 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 117 722 руб., пени 380,13 руб.; по земельному налогу за 2018 год в сумме 98 306 руб., пени в сумме 481,70 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год составляет в сумме 117 722 руб., не 118 481 руб. – согласно налоговому уведомлению, поскольку частично задолженность административным ответчиком была погашена. Перерасчет произведен в связи с включением недвижимого имущества в перечень Департамента финансов ХМАО-Югры.
Административный ответчик в судебном заседании с административным иском согласилась частично, не возражала против взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 69 720 руб., по земельному налогу за 2018 год в сумме 98 306 руб., однако предположила, что указанные суммы уже были взысканы на основании судебного приказа и.о. мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от ДД.ММ.ГГГГ.
Возражала против взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 117 722 руб., полагала, что сумма налога должна составлять не 118 481 рублей – согласно налоговому уведомлению, поскольку должна быть применена льгота в силу того, что помещение не имеет торговых площадей.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административный ответчик ФИО2 (ИНН: №) зарегистрирована по месту жительства по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, состоит на налоговом учёте у административного истца – ИФНС России по городу <адрес>.
Административный ответчик в 2017-2018 годах являлся плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (пункт 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно статье 409 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу статей 32 и 52 Налогового кодекса РФ обязанность по исчислению сумм налогов (транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц) возлагается на ФНС России. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Из материалов дела следует, что налоговым органом (административным истцом) административному ответчику начислен транспортный налог за 2018 год, земельный налог за 2018 год, налог на имущество физических лиц за 2017 год и по почте направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Сведения о наличии транспортного средства, в отношении которого налоговым органом начислен транспортный налог за 2018 год, зарегистрированного на имя административного ответчика подтверждаются ответом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем суд приходит в выводу об обоснованности начисления транспортного налога за 2018 год в размере 69 720 руб., расчет судом проверен.
Сведения об объектах недвижимого имущества, находящегося в <адрес>, в отношении которых налоговым органом начислен налог на имущество, земельный налог, которые значились зарегистрированными (согласно запросу суда) на имя административного ответчика подтверждаются ответом Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем суд приходит в выводу об обоснованности начисления земельного налога за 2018 год в размере 98 306 руб., налога на имущество за 2017 год в размере 117 722 руб. (с учетом частичной оплаты, которую признает налоговый орган), расчет судом проверен.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 поименованного Кодекса).
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнута правильность начисления налога на имущество согласно приказу Департамента финансов ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год» в отношении принадлежащего ФИО2 объекта недвижимого имущества - помещение по адресу <адрес>А. 1, не опровергнута правильность применения ставки в размере 2%. Кроме того, административному ответчику на обращение в Департамент финансов ХМАО-Югры был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ о том, что обстоятельств для исключения здания из Перечня, не имеется. Обследование уполномоченной комиссией здания (согласно акту обследования) ДД.ММ.ГГГГ и заключение о виде фактического использования здания: «для оказания гостиничных услуг. Торговая деятельность не ведется» даны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и не могут свидетельствовать о неправильности начисления налога на имущество за 2017 год.
Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ включен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимого имущества - помещение по адресу <адрес>А. 1.
Согласно абзацу 1 пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (земельного налога и налога на имущество физических лиц), не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац 2 пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Материалы дела и пояснения сторон в судебном заседании не содержат сведений об уплате налога в отношении данного имущества налогоплательщиком в предыдущие налоговые периоды, в том числе в иной сумме. Принимая во внимание отсутствие факта уплаты ранее налога, суд полагает произведение перерасчета налоговым органом обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 69, п.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неуплатой транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц административному ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогам.
Доказательств, свидетельствующих об уплате налогов в полном объёме, неправильности его начисления, административным ответчиком не представлено. Расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, административным ответчиком не опровергнут.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку срок для добровольного исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, последним днем для обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа являлось ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута был вынесен судебный приказ №а-№2020 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям с должника ФИО2 (копия судебного приказа представлена в материалы дела ФИО2).
Определением мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменён в связи с поступившими возражениями ответчика.
Таким образом, с административным иском налоговый орган обратился в установленный законом срок.
Суд отклоняет довод административного ответчика о том, что указанные суммы уже были взысканы на основании судебного приказа и.о. мирового судьи судебного участка № Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что данные суммы могли быть взысканы за предыдущие налоговые периоды, поскольку срок для добровольного исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен выплатить пени в случае неуплаты причитающих сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно; пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налогов не была исполнена в полном объеме, на недоимку за 2017-2018 годы в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ подлежат начислению пени: по транспортному налогу в размере 341,63 руб., по земельному налогу в размере 481,70 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 380,13 руб., расчет судом проверен.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина, неоплаченная истцом, подлежит исчислению в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и взысканию с ответчика в доход муниципального образования <адрес> пропорционально размеру удовлетворённых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по городу Сургуту <адрес> - Югры к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 (ИНН: №), проживающей по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, недоимку
по транспортному налогу за 2018 год в размере 69 720 руб., пени в размере 341,63 руб.;
налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 117 722 руб., пени в размере 380,13 руб.;
земельному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 98 306 руб., пени в размере 481, 70 руб.
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования городской округ <адрес> – Югры государственную пошлину в размере 6 069,51 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд <адрес> - Югры.
Председательствующий Ю. Н. Смирнова
Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2020