ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-957/20 от 03.09.2020 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Копия

Дело а-957/2020

УИД26RS0-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2020 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Ширяева А.С.,

при секретаре ФИО6,

помощник судьи ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО1, действовавших в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, о признании незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жиломпомещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>», об обязании администрацию <адрес> признать семью ФИО12 нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем населения <адрес>»путем повторного рассмотрения принятых документов по вопросу постановки семьи ФИО12 на учет для участия в указанной программеи взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 обратились в Октябрьский районный суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в котором просили признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жиломпомещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>», обязать администрацию <адрес> признать семью ФИО12 нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем населения <адрес>» и путем повторного рассмотрения принятых документов по вопросу постановки семьи ФИО12 на учет для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей вгороде Ставрополе», взыскать с администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> судебные расходы в размере 3342, 02 (три тысячи триста сорок два рубля 02 копейки).

В обоснование исковых требований истцы указали, что семья ФИО12: супруга ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в <адрес> городе <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м, в которой зарегистрировано 3 человека.

Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается справкой о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

В ноябре 2019 года истцы обратились в администрацию <адрес> с заявлением и документами по вопросу признания семьи ФИО12 нуждающимися и постановкой на учет для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

Административными истцами получено уведомление об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГс.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» семье К-ных отказано в признании их нуждающимися для участия в указанной программе.

Основанием для отказа указан п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Административные истцы полагают, что указанное постановление администрации <адрес> является незаконным, в частности вывод о том, что административные истцы совершили умышленные действия с целю создания искусственного ухудшения жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, в частности ссылку административных ответчиков на то, что административный истец ФИО1 периоды ДД.ММ.ГГГГ (дата начала исследования периода нуждаемости в жилых помещениях) по ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

В обоснование своей позиции административный истец ссылается на то, что снятие его с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>А, принадлежащем на праве общей долевой собственности ( 1/3 доли в праве) его матери – ФИО4, общей площадью 77,2 кв.м и регистрацией по месту жительства его жены-административного истца ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> обусловлено созданием молодой семьи.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ставропольском региональном многопрофильном колледже, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в рядах вооруженных Сил РФ, соответственно, в домовладении своей матери-ФИО4 фактически не проживал.

Так же административный истец ФИО8 ссылается на то, что будучи ранее зарегистрированным в домовладении своей матери-ФИО4, никогда не являлся и в настоящее время не является собственником данного жилого помещения.

Административный истец ФИО9 также полагает, что с даты регистрации брака, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ перестал быть членом семьи своей матери ФИО4

Положения ст.53 ЖК РФ направлены на предотвращение злоупотреблений, который возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.

Вместе с тем, законодательство не содержит разъяснения о том, какие именно действия могут считаться совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Также административные истцы ссылаются на правовую позицию Конституционного Суда, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершились умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Следовательно, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административные истцы ФИО1 и ФИО1 совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся для участия в указанной программе.

Поскольку истец ФИО1 иных объектов недвижимости с собственности не имеет, а изменение его места регистрации связано с созданием семьи и умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий семья ФИО12 не совершали, отказ администрации <адрес> считают незаконным.

Представителем ответчиков администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенностям ФИО10 были представлены письменные возражения относительно заявленных требований, согласно которым просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование возражений указано следующее. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализация на территории <адрес> мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , государственной программой <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Программа).

ДД.ММ.ГГГГ в комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> из офиса Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе поступили заявление и документы от ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по вопросу признания её семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>». Из представленных документов следовало, что ФИО1 составом семьи 3 человека: она, муж - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в <адрес> городе <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м, в которой зарегистрировано 3 человека. Указанная квартира с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности заявителю, что подтверждается выпиской из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-108/2019-12750.

Из представленных документов так же установлено, что муж ФИО1 - ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>А, в жилом доме, принадлежащем на праве общей долевой собственности, 1/3 доли в праве, его матери – ФИО4, общей площадью 77,2 кв.м., в котором было зарегистрировано 4 человека, что подтверждается копией домовой книги указанного жилого дома.

В соответствии с решением Думы Курского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, административным ответчиком сделан вывод, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата начала исследования периода нуждаемости в жилых помещениях) по ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения дочери - ФИО3), ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации права собственности на принадлежащую ей квартиру) по ДД.ММ.ГГГГ были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией <адрес> принято Постановление «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>».

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагают, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Административные истцы в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по доводам искового заявления.

Представитель ответчиков администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенностям ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводамизложенным в письменных возражениях. При этом обращала внимание на то, что действующее законодательство не ограничивает право административных истцов повторно обратиться в администрацию <адрес> с заявлением о признании их нуждающимся в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Представитель заинтересованного лица, органа опеки и попечительства будучи извещенными судом надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились по неизвестной суду причине.

Суд с учетом мнения сторон, посчитал возможным в порядке ст. 151 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного административного дела, приходит к следующему

Согласно п.2 ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно действующим нормам семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Во исполнение предписаний ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее Подпрограмма).

В настоящее время правовую основу по данной категории споров, регламентирует, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками Программы, предоставляются социальные выплаты на цели, предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила, социальные выплаты).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, постоянно проживающая на территории <адрес> (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации) соответствующая следующим требованиям:

возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации;

наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под молодыми семьями, нуждающимися в жилых помещениях, понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Указанными Правилами предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно п. 1.2 решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что между ФИО12 (Зеленской) ФИО5 и ФИО2 был заключен брак, о чем составлена актовая запись , что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов административного дела следует, что у административных истцов ФИО1 и ФИО1 родилась дочь - ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении III-ДН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 через офис многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе обратиласьв комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> по вопросу признания её семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» семье ФИО12 в составе семьи 3-х человек было отказано в признании их нуждающимися для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>».

Согласно письменному уведомлению от ДД.ММ.ГГГГc комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> административному истцу отказано в признании их семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программе «Обеспечение жильем населения <адрес>», по причине не истечения предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Однако выводы административных ответчиков о том, что административными истцами совершены намеренные действия с целю ухудшения жилищных условий, а так же то, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата начала исследования периода нуждаемости в жилых помещениях) по ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения дочери – ФИО3), ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации права собственности на принадлежащую ей квартиру) по ДД.ММ.ГГГГ были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 данного Кодекса срок.

При этом, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянного или преимущественно проживает. Регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или ее отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, административный истец ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>А, принадлежащем на праве общей долевой собственности(1/3 доли в праве), его матери – ФИО4 с 2013 года фактически не проживал, поскольку с декабря 2013 года проходил военную службу в рядах вооруженных Сил РФ, о чем свидетельствует копия военного билета серия АК , до июня 2017 года проходил обучение (очная форма обучения) в ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж», что подтверждается копией диплома о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что регистрация по месту жительства административного истца ФИО2 в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его жены ФИО1 обусловлено созданием молодой семьи.

В материалах учетного дела, послуживших основанием для принятия обжалуемого постановления администрации <адрес>, не имеется доказательств умышленного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствовали в действиях семьи ФИО12 намеренного ухудшения жилищных условий.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-20120 года в п. 7 правил предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям дополнен абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и жилых помещений и части жилого помещения, принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Таким образом, при признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в указанном мероприятии должны учитываться помещения, принадлежащие на праве собственности только членам данной молодой семьи.

Судом установлено, что административные истцы проживают в <адрес> городе <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-108/2019-12750, указанная квартира с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности административному истцу ФИО1.

Согласно копии домовой книги на объект недвижимости- <адрес>, расположенной по <адрес> городе <адрес>, представленной в материалы настоящего административного дела, в указанной квартире зарегистрированы 3 человека: ФИО1, муж – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Отсутствие в собственности иных объектов недвижимого имущества у семьи ФИО12 подтверждается документами, приобщенными в материалы данного административного дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что семья ФИО12 является нуждающейся, поскольку на каждого члена молодой семьи приходится 9,8 кв. м, что составляет менее учетной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» и соответственно требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Таким образом, нельзя признать законным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ«Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», которым семье ФИО12 отказано в признании нуждающимися для участия в указанной программе, на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства, административными истцами подано заявление о взыскании с администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> судебных расходов в размере 3342, 02 рублей (три тысячи триста сорок два рубля две копейки).

В обоснование заявления указано, что административные истцы обратились в Октябрьский районный суд <адрес> с настоящим административным исковым заявлением и в связи с рассмотрением дела ими были понесены судебные расходы в размере 3342, 02 рублей, из них:

-получение справки в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>-490 рублей (выписка из ЕГРН);

-получение справки в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ставропольскому краю (выписка о переходе прав) – 490 рублей;

-получение справки в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ставропольскому краю (выписка о переходе прав) – 465,52 рублей;

-получение справки в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ставропольскому краю (выписка из ЕГРН на отдельное лицо по СК) – 759 рублей;

-государственная пошлина-300 руб.;

-почтовые расходы: отправка копии искового заявления лицам, участвующим в деле-644 и отправка искового заявления в Октябрьский районный суд <адрес> 193,50 рублей.

В судебном заседании представитель административных ответчиков по доверенностям ФИО10 против заявленных требований о взыскании судебных расходов возражала, мотивируя свои возражения тем, что понесенные административными истцами расходы на предоставление выписок из ЕГРН являются необоснованными, поскольку отсутствовала необходимость предоставления их суду, так как данные документы имелись в материалах учетного дела молодой семьи ФИО12, копия которой в любом случае предоставляется суду при рассмотрении данной категории споров. Таким образом, не доказана связь между понесенными административными истцами расходов и делом, рассматриваемым судом.

Административные истцы просили заявление удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Исследовав представленные суду документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 106 КАС РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя, транспортные расходы и другие признанные судом необходимыми расходы.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (ч. 1 ст. 62 КАС РФ и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

В обоснование почтовых расходов на общую сумму 644 рубля 50 копеек представлены почтовые квитанции № ФД 1626, ФД 1627, ФД 1625, ФД 1628. Указанные в квитанциях почтовых отправлений адресаты являются сторонами по рассматриваемому административному делу. Почтовая квитанция на сумму 193 рубля 50 копеек, также подтверждает отправку почтовой корреспонденции в Октябрьский районный суд <адрес>.

Предоставленный суду чек-ордер, выданный ПАО Сбербанк Ставропольское отделение подтверждает понесенные административными истцами судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом также установлено, что расходы на получение справок в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (выписок из ЕГРН) на сумму-2204 рубля 52 копейки подтверждается приложенными в заявлению чеками ПАО Сбербанк (4 шт.) на оплату сведений, запрашиваемых из единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, факт несения судебных расходов семьей ФИО12 подтверждается письменными доказательствами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление административных истцов о взыскании с административных ответчиков судебных расходов подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 111-112,175-180КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требований ФИО1, к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> о признании незаконным и отмене постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе семье ФИО12 в составе 3 человек о признании граждан нуждающимся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» на основании п. 3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации – удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> признать семью ФИО12 нуждающимися в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес>» путем повторного рассмотрения принятых у семьи ФИО12 документов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

Взыскать с Администрации <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в равных долях в пользу ФИО1, ФИО2 расходы, понесенные административными истцами в связи с рассмотрением данного дела в Октябрьском районном суде <адрес> в размере 3342 руб., 02 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья подпись А.С. Ширяев