ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-963/2020КОПИ от 06.05.2020 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело а-963/2020 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 06 мая 2020 года

Судья Кунгурского городского суда <адрес> (постоянное судебное присутствие в <адрес>) ФИО2, рассмотрев административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к ФИО1, просит взыскать задолженность по транспортному налогу в размере 2510,54 руб. из них: налог за 2014 г. – 1 918 руб., налог за 2015 г. – 320 руб., пени за 2014, 2015 гг – 272,54 руб.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 являлся собственником транспортного средства, в т.ч. в налоговых периодах 2014, 2015 гг. Поскольку в добровольном порядке сумма указанного налога налогоплательщиком в полном объеме не уплачена, Инспекцией направлены ответчику требования об уплате налога, сбора, пени. До настоящего времени требования инспекции оставлены без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Поэтому суд рассмотрел административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав представленные письменные доказательства, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч.2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено:

ФИО1 являлся владельцем следующего транспортного средства:

- легковой автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следовательно, является плательщиком транспортного налога.

Межрайонная ИФНС России по <адрес> произвела расчет транспортного налога за 2014,2015гг. на легковой автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак что следует из налоговых уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35,37).

Из искового заявления следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. являлся собственником транспортного средства, при исчислении транспортного налога налоговым органом использовались сведения ГИБДД, имеется обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу за 2014,2015 гг. в общей сумме 2238 руб. и задолженность за 2014, 2015 гг. в общей сумме 272,54 руб.

В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога в установленные сроки, в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ, налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа с указанием срока уплаты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11,13).

Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление в суд о взыскании обязательных платежей и санкций подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании абзаца 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Мировым судьей судебного участка Кунгурского судебного района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ а-867/2017 о взыскании общей суммы задолженности по транспортному налогу, ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями (л.д.8-9).

Исходя из положений ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ, поскольку сумма задолженности превысила 3000 рублей, а трехлетний срок исполнения самого раннего требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11), истек ДД.ММ.ГГГГ, Инспекция вправе обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление с приложенными к нему документами направлено административному ответчику по почте и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43).

В Кунгурский городской суд административное исковое заявление с приложенными документами Инспекцией поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогу и пени, указывая, что обстоятельства, связанные с поздним обращением в суд с административным исковым заявлением обусловлены причинами объективного характера, препятствовавшими реализации права на судебную защиту в срок, установленный законом, а именно: В целях упрощения налогового администрирования Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ) внесены изменения в ст. 48 НК РФ в части увеличения суммы задолженности по обязательным платежам с суммы 1500 руб. до суммы 3000 руб., с которой начинается процедура взыскания. Достижение такой пороговой суммы приводит к единовременной передаче в суд значительного количества дел для взыскания задолженности и влечет за собой значительный объем временных затрат, тогда как шестимесячный срок подачи заявления рассчитан на нормальные условия функционирования контрольных органов. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ приняты Федеральные законы № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» и № 243-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ и передачей налоговым органам с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», на основании которых осуществлена передача плательщиков страховых взносов, в том числе более 2 тыс. организаций и более 4 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и физических лиц, утративших статус ИП, но имеющих задолженность по страховым взносам. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России по <адрес> прекратила деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, т.е. произошло присоединение к территории, подведомственной Инспекции, четырех муниципальных районов, ранее подведомственных Межрайонной ИФНС России (Ординский, Суксунский, Октябрьский и Уинский). Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О внесении изменений в части 1и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», п. 1 ст. 12 которого предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки по налогам и задолженности по соответствующим пеням. Списание недоимки по имущественным налогам физических лиц и задолженности по соответствующим пени, производилось ФНС России в несколько этапов в автоматическом режиме посредством программного комплекса «АИС Налог-3» (налоговый автомат), и реализация каждого последующего этапа ограничивалась направлением в адрес разработчика программы ФГУП ГНИВЦ ФНС России соответствующих запрос об исправлении технических ошибок, сбоев программного обеспечения и получения разъяснений. В связи с чем, вышеизложенные обстоятельства повлияли на пропуск предусмотренного законом шестимесячного срока для подачи обращения в суд с административным исковым заявлением.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу отменен ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ, с исковым заявлением после отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2), то есть с нарушением шестимесячного срока, предусмотренного частью 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания.

Таким образом, объективно следует исходить из того, что уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с административным исковым заявлением, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные законом сроки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе МИ ФНС России № 5 по Пермскому краю в удовлетворении административных исковых требований к ФИО4 о взыскании задолженности по налогу и пени в связи с пропуском установленного законом срока подачи заявления в отсутствие уважительных для этого причин.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь ст.175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю в удовлетворении исковых требований к ФИО4 ФИО3 о взыскании недоимки по налогу и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд (ПСП в с. Усть-Кишерть) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья подпись ФИО2

Копия верна. Судья:

Подлинное решение подшито в дело а-963/2020/59RS0-65. Дело находится в Кунгурском городском суде (ПСП в <адрес>)