ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-96/19 от 13.06.2019 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело а-96/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июня 2019 года <адрес>

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

с участием административного истца и.о.прокурора <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Тыва в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора <адрес> Республики Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия по не включению в перечень программных мероприятий комплекса мер по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, а также мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия на территории сельского поселения, указав, что в ходе проверки установлено, что в сельском поселении сумон «Саглынский» Овюрского кожууна постановлением председателя администрации от 18.12.2017г. утверждена муниципальная программа «Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сумон «Саглынский» Овюрского кожууна на 2018-2020г.г.», что на реализацию мероприятий программы предусмотрено 3 тысячи рублей: в 2018 году - 1 тысяча рублей, 2019 году - 1 тысяча рублей, 2020 году - 1 тысяча рублей, объем средств на соответствующий финансовый год и на плановый период не заложено. Изучением программных мероприятий «Профилактика терроризма и экстремизма на 2018-2020 гг.» установлено, что отсутствует комплексные мероприятии, имеющие своей направленностью профилактику экстремистской и террористической деятельности, повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера, предупреждение агрессивного поведения, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, а также мероприятий, направленных на предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма, воспитательного характера, профилактике экстремизма, в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов. Таким образом, включенные в муниципальную программу «Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сумон «Саглынский» Овюрского кожууна на 2018-2020г.г.» мероприятия не соответствуют целям и задачам предупреждения проявлений экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, носят формальный характер. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ за в/2019 на имя председателя Администрации внесено представление об устранении перечисленных выше нарушений федерального законодательства. Данное представление не рассмотрено до 21.05.2019г., что подтверждается ответом председателя Администрации от 21.05.2019г. . Таким образом, со стороны Администрации не обеспечено исполнение пункта 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии экстремистской деятельности» ( далее Федеральный закон № 179-ФЗ). Факт бездействия со стороны Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГв/2019, подтверждается представлением от ДД.ММ.ГГГГ. в/2019, и ответом на представление от 21.05.2019г. . Бездействие Администрации по не устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора района, влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна, на защиту от угроз террористического и экстремистского характера. Административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации по не принятию мер для устранения нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГв/2019, а также обязать Администрацию в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить в перечень программных мероприятий, утвержденный постановлением председателя Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, комплексные мероприятия, направленные на профилактику экстремистской и террористической деятельности, повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан; организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера, предупреждение агрессивного поведения, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования, а также мероприятий, направленных на предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма, воспитательного характера, профилактике экстремизма, в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.

В судебном заседании административный истец – и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва ФИО2 заявленные требования поддержала по указанным в административном иске основаниям и просила удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика отсутствовал, при этом о рассмотрении настоящего административного дела извещен заблаговременно, ходатайств об отложении дела не направлено, в связи с чем суд полагает возможным дело рассмотреть без их участия.

Заслушав доводы административного истца, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу ст. 5.2 Закона о противодействии терроризму, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон о противодействии экстремизму), органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Согласно ст.5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст.2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О профилактике экстремистской деятельности в <адрес>» (далее – Закон -ЗРТ), профилактика экстремистской деятельности – это меры социального, воспитательного и иного характера, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений, направленные на устранение причин и условий проявления экстремистской деятельности. Субъектами профилактики экстремистской деятельности, помимо прочих, являются органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> (далее - органы местного самоуправления), реализующие полномочия в сфере профилактики экстремистской деятельности (п. 2 ст. 2 Закона -ЗРТ).

В силу ст.9 Закона -ЗРТ, органы местного самоуправления в пределах установленных законодательством полномочий участвуют в профилактике экстремистской деятельности и иных противоправных проявлений: организуют информирование и консультирование населения муниципальных образований в <адрес> по вопросам профилактики экстремистской деятельности; утверждают программы по профилактике экстремистской деятельности на территории муниципальных образований в <адрес>; принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих распространению экстремистской идеологии, осуществляют мероприятия по недопущению агитации и пропаганды экстремистской идеологии, организуют информационное сопровождение проводимых мероприятий в средствах массовой информации.

В соответствии с п. 7 Концепции, утвержденной Президентом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Концепция), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п.29 Концепции).

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка нормативно-правового обеспечения органами местного самоуправления реализации программных мероприятий в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму. Прокурорская проверка показала, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сумон «Саглынский» Овюрского кожууна на 2018-2020г.г.», изучение мероприятий муниципальной программы показало, что в программе отсутствуют комплексные мероприятия, перечисленные в административном иске.

Таким образом, Администрацией допущены нарушения требований ст. ст. 1, 3, 5 и 5.2 Закона о противодействии терроризму, ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. ст. 2 и 9 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О профилактике экстремистской деятельности в <адрес>», п. п. 7 и 29 Концепции.

В этой связи на имя председателя Администрации внесено представление об устранении указанного нарушения федерального законодательства в месячный срок.

Данное представление получено Администрацией, что подтверждается ответом от 21.05.2019г. ., из ответа председателя Администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из-за нехватки в бюджете сельского поселения средств, финансирование мероприятий муниципальной программы «Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сумон «Саглынский» Овюрского кожууна на 2018-2020г.г.» не предусмотрено.

Таким образом, до настоящего времени представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГв/2019 Администрацией не рассмотрено и не исполнено.

Следовательно, бездействие ответчика по не принятию мер по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца о том, что бездействие Администрации влечет нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, проживающих на территории сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва, на защиту от угроз террористического и экстремистского характера.

При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о.прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва по не включению в перечень программных мероприятий комплекса мер по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, а также мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия на территории сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва.

Обязать Администрацию сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу включить в перечень программных мероприятий, утвержденный постановлением председателя Администрации сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, следующий комплекс мероприятий:

профилактика экстремистской и террористической деятельности;

повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;

усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов с массовым пребыванием граждан;

организация воспитательной работы среди детей, молодежи и населения в целом, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистского характера;

предупреждение агрессивного поведения;

минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования;

предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма;

укрепление межнационального и межконфессионального согласия;

сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования;

реализация прав национальных меньшинств;

обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.

Обязать Администрацию сельского поселения сумон «Саглынский» Овюрского кожууна Республики Тыва сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия через Овюрский районный суд.

Судья Ю.З. Банзай