ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-96/2021 от 14.01.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело а-96/2021

3а-9/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Русских Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2022 г. в г. Кургане Курганской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Колесниковской сельской Думе о признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

согласно Уставу муниципального образования - Колесниковский сельсовет Кетовского района Курганской области его представительным органом является Колесниковская сельская Дума, которая состоит из 10 депутатов, избираемых сроком на пять лет.

9 сентября 2018 г. состоялись муниципальные выборы по десятимандатному избирательному округу, по результатам которых состав Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области VI созыва сформирован в количестве 10 депутатов: В.Н., О.Н., В.П., А.Ф., С.М., Н.А., Н.Р., В.П., ФИО2

Решением Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 30 июня 2019 г. досрочно прекращены полномочия депутата В.Ф. в связи с его отставкой по собственному желанию.

Решением Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 24 декабря 2019 г. досрочно прекращены полномочия депутата ФИО1 в связи с избранием ее на должность Главы Колесниковского сельсовета.

Решениями Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 24 декабря 2019 г. и досрочно прекращены полномочия депутатов С.М. и И.А. в связи с их отставкой по собственному желанию.

Решением Избирательной комиссии Колесниковского сельсовета от 30 марта 2020 г. в результате довыборов в качестве депутатов Колесниковской сельской Думы VI созыва дополнительно зарегистрированы 4 депутата: О.В., Н.И., В.А., С.Н.

Решениями Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 26 марта 2021 г. и 12а досрочно освобождены от полномочий депутата В.П. и С.Н. в связи с их заявлениями о сложении полномочий.

Решениями Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 15 сентября 2021 г. и 24а отказано в удовлетворении заявлений об отставке по собственному желанию депутатам В.П. и О.Н. в связи с предстоящим объединением муниципального образования Колесниковский сельсовет с иными муниципальными образованиями района и образованием Кетовского муниципального округа.

ФИО1, зарегистрированная с 1994 г. по месту жительства в <адрес>, входящего в муниципальное образование Колесниковский сельский совет Кетовского района <адрес>, обратилась в Курганский областной суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления - Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области VI созыва.

Свои требования обосновывала тем, что в связи с подачей заявлений о досрочном прекращении своих полномочий депутатами О.Н. и В.П., вне зависимости от принятого сельской Думой 15 сентября 2021г. решения, полномочия указанных депутатов согласно положениям ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» считаются прекращенными, так как в установленный законом срок решение о досрочном прекращении депутатских полномочий О.Н. и В.П. сельской Думой принято не было, свои заявления указанные лица не отзывали, с даты подачи указанных заявлений депутатская деятельность О.Н. и В.П. фактически не осуществлялась.

Таким образом, по мнению административного истца, состав представительного органа в настоящее время состоит из 6 депутатов, следовательно, является неправомочным, так как общее количество депутатов составляет менее 2/3 от установленной Уставом численности депутатов, что нарушает ее право на участие в осуществлении местного самоуправления посредством функционирования полномочного представительного органа.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала по доводам, в нем изложенным.

Представитель Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области В.Н., действующая на основании Устава, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. Ссылаясь на наличие близких родственных отношений между административным истцом ФИО1 (дочь) и главой администрации Колесниковского сельсовета ФИО1 (мать), полагала, что действительной и единственной причиной обращения с настоящим административным иском выступают не нарушенные права и интересы административного истца, а инициирование сельской Думой процесса отстранения от должности главы сельсовета ФИО1, не исполняющей решения представительного органа местного самоуправления. Непроведение муниципальным образованием дополнительных выборов депутатов при сохраняющейся возможности восполнения численного состава сельской Думы до истечения полномочий представительного органа действующего созыва представитель административного ответчика объяснял отсутствием средств в местном бюджете, наличием кворума для принятия Думой решений из числа оставшихся депутатов и нерациональностью проведения дополнительных выборов в условиях предстоящего объединения муниципальных образований района и создания в административных границах Кетовского района Курганской области единого муниципального образования - Кетовского муниципального округа.

Представитель заинтересованного лица – администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области – глава сельсовета ФИО1, действующая на основании Устава, в судебном заседании поддержала требования и доводы административного иска ФИО1, возражала против приводимых представителем административного ответчика доводов о причинах обращения с настоящим административным иском в областной суд и согласованности ее действий с ФИО1

Заинтересованные лица – депутаты Колесниковской сельской Думы VI созыва Н.А., В.А., Н.Р. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержав позицию представителя сельской Думы.

Представитель заинтересованного лица - администрации Кетовского района Курганской области, иные заинтересованные лица – депутаты Колесниковской сельской Думы VI созыва О.Н., В.П., О.В., Н.И. извещены надлежаще, в судебное заседание не явились; об уважительности причин неявки представителя администрация Кетовского района Курганской области суд не уведомила, остальные заинтересованные лица в письменных ходатайствах просили рассмотреть административное дело в свое отсутствие.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов; правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, которое не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).

Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 21, 22 Устава муниципального образования Колесниковский сельсовет Кетовского района Курганской области, утвержденного решением Колесниковской сельской Думы от 10 июля 2008 г. № 117 (далее - Устав), определено, что Колесниковская сельская Дума является представительным органом местного самоуправления Колесниковского сельсовета, состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет; Дума решает вопросы, отнесенные к ее компетенции, на заседаниях, которые правомочны, если на них присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Таким образом, Колесниковская сельская Дума может осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее 2/3 (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов), а принимаемые на заседаниях Думы решения являются правомочными, если на заседании присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе уполномоченный законом орган назначает дополнительные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 8).

В таком же порядке проводятся дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункт 9).

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами административного дела, Колесниковская сельская Дума Кетовского района Курганской области VI созыва, с учетом принятых ранее решений о досрочном прекращении полномочий избранных депутатов, довыборов новых депутатов и выхода из состава Думы ряда народных избранников, по состоянию на 26 марта 2021г. состояла из 8 депутатов, то есть осуществляла свои функции представительного органа в полномочном составе депутатов В.Н., О.Н., В.П., Н.А., Н.Р., О.В., Н.И., В.А.

2 июня 2021 г. и 3 июня 2021 г. депутатами В.П. и О.Н. через администрацию сельсовета в Колесниковскую сельскую Думу поданы заявления о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию (л.д. 109, 110).

Решениями Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 15 сентября 2021 г. и депутатам В.П. и О.Н. в удовлетворении заявлений об отставке по собственному желанию отказано.

Согласно протоколу заседания Колесниковской сельской Думы от 15 сентября 2021 г. на указанную дату из 10 предусмотренных Уставом и 8 избранных депутатов на заседании присутствовало пять депутатов: В.Н., В.А., Н.И., Н.Р. и Н.А., которые по вопросу об освобождении от исполнения депутатских обязанностей депутатов В.П. и О.Н. (вопрос ) единогласно голосовали за отказ в удовлетворении заявлений указанных депутатов об их отставке (л.д.105).

Указанные решения Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 15 сентября 2021 г. и об отказе в принятии отставки депутатов В.П. и О.Н. (л.д. 42, 43) указанными лицами в установленном порядке не обжалованы и до настоящего времени являются действующими.

Таким образом, на дату рассмотрения областным судом настоящего административного дела Колесниковская сельская Дума Кетовского района Курганской области VI созыва по прежнему состоит из 8 депутатов, включая депутатов В.П. и О.Н., в отношении которых сельской Думой не принято решений о досрочном прекращении их полномочий в связи с отставкой, то есть численный состав сельской Думы составляет более 2/3 от предусмотренной Уставом муниципального образования общей численности депутатов.

Следовательно, состав представительного органа муниципального образования – Колесниковской сельской Думы на дату вынесения судом настоящего решения является правомочным.

Доводы административного истца о том, что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются по истечении 30 дней со дня подачи заявления о досрочном прекращении полномочий депутата вне зависимости от результата рассмотрения его заявления представительным органом, основаны на ошибочном толковании приводимых выше положений федерального законодательства.

Принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ; сама по себе подача такого заявления депутатом не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения, по его истечении не может признавать полномочия депутата прекращенными.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 23 сентября 2019 г. № 3-АПА19-7.

Отказывая в удовлетворении административного иска ФИО1, суд также принимает во внимание, что состав представительного органа муниципального образования, срок полномочий депутатов которого истекает не ранее сентября 2023г., то есть составляет более одного года, может быть восполнен в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Учитывая указанные обстоятельства в контексте положений частей 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению административного иска о признании неправомочным состава Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области VI созыва.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении административного иска уплаченная ФИО1 по чек-ордеру от 4 декабря 2021г. государственная пошлина в сумме 300 рублей стороне административного истца возмещению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании неправомочным состава представительного органа - Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области VI созыва - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.

Судья Д.В. Пшеничников