ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-9746/17 от 05.12.2017 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

а-9746/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 05 декабря 2017 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Бикмеевой А. И.,

с участием административного истца ФИО1,

при участии представителя административного ответчика Администрации городского округа город Уфа – ФИО2 на основании доверенности,

представителя административного ответчика Правительства Республики Башкортостан – ФИО3, на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, должностному лицу заместителю главы Администрации Городского округа города Уфы ФИО4, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действия Администрации городского округа город Уфа и должностного лица, выразившиеся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 08 и ДД.ММ.ГГГГ; возложении на Администрацию городского округа город Уфа обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию Городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга. В обращении указала цель мероприятия, форму, время и место проведения мероприятия. Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 ч. по 22.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта). А также, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию Городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга. В обращении указала цель мероприятия, форму, время и место проведения мероприятия. Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 07.00 ч. по 21.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед городским культурно – досуговым центром). На обращения Администрацией ГО город Уфа, а также должностным лицом от Администрации ГО города Уфы был представлен ответ, в котором ФИО4 сообщил, что в указанное время и месте, а также во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий планируется проведение других публичных мероприятий, о чем ранее в Администрацию городского округа г. Уфа и Правительство Республики Башкортостан поступили соответствующие уведомления. В своем ответе ФИО4 не предложил провести мероприятие в другом месте и (или) время, таким образом нарушив п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

С данным ответом административный истец не согласен, считает незаконными. Административный истец просила суд: признать незаконными действия Администрации городского округа город Уфа и должностного лица, выразившиеся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 08 и ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Администрацию городского округа город Уфа обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что ответ по 8 декабря получила, по 9 получила только в копии, ответ на е-мэйл о том, что она может получить ответ по адресу <адрес>, не является мотивированным ответом по существу. Администрация не выполнила обязанности по предложению другого времени и места.

Административный ответчик – Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Уфа – ФИО2 возражала по иску, поддержала доводы своих письменных возражений. Пояснила, что рассмотрев уведомление, в установленный трехдневный срок был направлен, так как сама ФИО1 указала в уведомлении, что желает получить ответ лично, ей был направлен е-мэйл о том, что она может его забрать лично. Также направили по почте. Так как на заявленное время были ранее поступившие уведомления, направили предложение по проведению мероприятия в другой день. На мероприятиях должны обеспечивать безопасность не только участников публичного мероприятия но и других жителей города, поэтом у предложили провести мероприятие в другой день. Согласно закону 54 ФЗ нет обязанности согласовывать мероприятия в какой то специальной форме, если не поступило письменного ответа, значит мероприятие согласовано.

Административный ответчик должностное лицо – заместитель главы Администрации городского округа город Уфа ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан – ФИО3 в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать. Полагал, что действия Администрации ГО города Уфы полностью обоснованны. Пояснил, что в Правительство поступило уведомление о проведении публичного мероприятия.

Суд, с учетом положений ст. 152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав участников, изучив и оценив материалы административного дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. ФИО5", право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах (часть 2.1 статьи 8).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.

Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 ч. по 22.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта ).

Уведомление о проведении публичного мероприятия зарегистрировано в Администрации Городского округа город Уфа ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией городского округа город Уфа, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, предложено провести публичное мероприятие в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением. Ответ мотивирован тем, что в администрацию Городского округа г. Уфа ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении ФИО1 время и месте проведения, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в Администрацию Городского округа город Уфа РБ поступили соответствующие уведомления.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.

Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 07.00 ч. по 21.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед городским культурно – досуговым центром).

Уведомление о проведении публичного мероприятия зарегистрировано в Администрации Городского округа город Уфа ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией городского округа город Уфа, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, предложено провести публичное мероприятие в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением. Ответ мотивирован тем, что в администрацию Городского округа г. Уфа ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении ФИО1 время и месте проведения, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в Администрацию Городского округа город Уфа РБ поступили соответствующие уведомления.

Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.

Постановлением правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в городе Уфе. Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так, специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий являются:

г. Уфа (площадь около фонтана, ограниченная <адрес>, Мусоргского, Юматовской);

г. Уфа, <адрес> (площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан);

г. Уфа, <адрес> (площадь в сквере "Волна");

г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта);

г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом культуры химиков).

С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 417 (опубликовано - Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, ДД.ММ.ГГГГ), специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий являются:

г. Уфа (площадь около фонтана, ограниченная <адрес>, Мусоргского, Юматовской);

г. Уфа, <адрес> (площадь в сквере "Волна");

г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта);

г. Уфа, <адрес> (площадь перед городским бюджетным учреждением Городской культурно-досуговый центр).

В силу п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях" N 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П).

В соответствии с этим судом установлено, что органы исполнительной власти Республики Башкортостан в лице Администрации городского округа город Уфа и его должностного лица ФИО4, Правительства Республики Башкортостан данные требования закона выполнили, обосновав предложение изменить день проведения публичного мероприятия ранее поданным уведомлением в администрацию городского округа город Уфа о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении время и месте проведения и ранее поданными уведомлениями о других публичных мероприятиях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом права административного истца, которому предложено изменить день проведения публичного мероприятия на территории города Уфы, не нарушены.

Статьей 62 КАС РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными и иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Ответ не является запретом на проведение публичного мероприятия, а предложением провести публичное мероприятие в другой день.

Орган местного самоуправления в установленные сроки в течение трех дней после получения уведомления о проведении публичного мероприятия довел до сведения организатора публичного мероприятия со дня получения уведомления обоснованное предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия, путем направления ответа по почте, уведомления о возможности получить ответ лично на электронную почту.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 705-О-О). Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением, ответ должностного лица не содержит властного волеизъявления и не указывает на невозможность проведения публичного мероприятия, так как каких-либо правовых последствий для административного истца ответ должностного лица не порождает, не ограничивая его право на проведение публичного мероприятия, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска.

Таким образом, в нарушение ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии любого из этих условий, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, должностному лицу заместителю главы Администрации Городского округа города Уфы ФИО4, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действия Администрации городского округа город Уфа и должностного лица, выразившиеся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 08 и ДД.ММ.ГГГГ; возложении на Администрацию городского округа город Уфа обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Соколова И. Л.

Копия верна. Судья