№а-9746/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 05 декабря 2017 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Бикмеевой А. И.,
с участием административного истца ФИО1,
при участии представителя административного ответчика Администрации городского округа город Уфа – ФИО2 на основании доверенности,
представителя административного ответчика Правительства Республики Башкортостан – ФИО3, на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, должностному лицу заместителю главы Администрации Городского округа города Уфы ФИО4, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действия Администрации городского округа город Уфа и должностного лица, выразившиеся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 08 и ДД.ММ.ГГГГ; возложении на Администрацию городского округа город Уфа обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию Городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга. В обращении указала цель мероприятия, форму, время и место проведения мероприятия. Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 ч. по 22.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта). А также, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию Городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга. В обращении указала цель мероприятия, форму, время и место проведения мероприятия. Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 07.00 ч. по 21.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед городским культурно – досуговым центром). На обращения Администрацией ГО город Уфа, а также должностным лицом от Администрации ГО города Уфы был представлен ответ, в котором ФИО4 сообщил, что в указанное время и месте, а также во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий планируется проведение других публичных мероприятий, о чем ранее в Администрацию городского округа г. Уфа и Правительство Республики Башкортостан поступили соответствующие уведомления. В своем ответе ФИО4 не предложил провести мероприятие в другом месте и (или) время, таким образом нарушив п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
С данным ответом административный истец не согласен, считает незаконными. Административный истец просила суд: признать незаконными действия Администрации городского округа город Уфа и должностного лица, выразившиеся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 08 и ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Администрацию городского округа город Уфа обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что ответ по 8 декабря получила, по 9 получила только в копии, ответ на е-мэйл о том, что она может получить ответ по адресу <адрес>, не является мотивированным ответом по существу. Администрация не выполнила обязанности по предложению другого времени и места.
Административный ответчик – Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Уфа – ФИО2 возражала по иску, поддержала доводы своих письменных возражений. Пояснила, что рассмотрев уведомление, в установленный трехдневный срок был направлен, так как сама ФИО1 указала в уведомлении, что желает получить ответ лично, ей был направлен е-мэйл о том, что она может его забрать лично. Также направили по почте. Так как на заявленное время были ранее поступившие уведомления, направили предложение по проведению мероприятия в другой день. На мероприятиях должны обеспечивать безопасность не только участников публичного мероприятия но и других жителей города, поэтом у предложили провести мероприятие в другой день. Согласно закону 54 ФЗ нет обязанности согласовывать мероприятия в какой то специальной форме, если не поступило письменного ответа, значит мероприятие согласовано.
Административный ответчик должностное лицо – заместитель главы Администрации городского округа город Уфа ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан – ФИО3 в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать. Полагал, что действия Администрации ГО города Уфы полностью обоснованны. Пояснил, что в Правительство поступило уведомление о проведении публичного мероприятия.
Суд, с учетом положений ст. 152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав участников, изучив и оценив материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. ФИО5", право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах (часть 2.1 статьи 8).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.
Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 ч. по 22.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта ).
Уведомление о проведении публичного мероприятия зарегистрировано в Администрации Городского округа город Уфа ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией городского округа город Уфа, в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, предложено провести публичное мероприятие в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением. Ответ мотивирован тем, что в администрацию Городского округа г. Уфа ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении ФИО1 время и месте проведения, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в Администрацию Городского округа город Уфа РБ поступили соответствующие уведомления.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга.
Мероприятие запланировано на ДД.ММ.ГГГГ с 07.00 ч. по 21.00 ч., количество участников – до 500 человек, цель: «Обсуждение актуальных социальных вопросов региона». Форма и место проведения публичного мероприятия: митинг: г. Уфа, <адрес> (площадь перед городским культурно – досуговым центром).
Уведомление о проведении публичного мероприятия зарегистрировано в Администрации Городского округа город Уфа ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией городского округа город Уфа, в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, предложено провести публичное мероприятие в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением. Ответ мотивирован тем, что в администрацию Городского округа г. Уфа ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении ФИО1 время и месте проведения, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в Администрацию Городского округа город Уфа РБ поступили соответствующие уведомления.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Постановлением правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в городе Уфе. Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий являются:
г. Уфа (площадь около фонтана, ограниченная <адрес>, Мусоргского, Юматовской);
г. Уфа, <адрес> (площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан);
г. Уфа, <адрес> (площадь в сквере "Волна");
г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта);
г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом культуры химиков).
С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 417 (опубликовано - Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, ДД.ММ.ГГГГ), специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий являются:
г. Уфа (площадь около фонтана, ограниченная <адрес>, Мусоргского, Юматовской);
г. Уфа, <адрес> (площадь в сквере "Волна");
г. Уфа, <адрес> (площадь перед Дворцом спорта);
г. Уфа, <адрес> (площадь перед городским бюджетным учреждением Городской культурно-досуговый центр).
В силу п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях" N 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П).
В соответствии с этим судом установлено, что органы исполнительной власти Республики Башкортостан в лице Администрации городского округа город Уфа и его должностного лица ФИО4, Правительства Республики Башкортостан данные требования закона выполнили, обосновав предложение изменить день проведения публичного мероприятия ранее поданным уведомлением в администрацию городского округа город Уфа о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении время и месте проведения и ранее поданными уведомлениями о других публичных мероприятиях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ во всех специально отведенных местах проведения публичных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом права административного истца, которому предложено изменить день проведения публичного мероприятия на территории города Уфы, не нарушены.
Статьей 62 КАС РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными и иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Ответ не является запретом на проведение публичного мероприятия, а предложением провести публичное мероприятие в другой день.
Орган местного самоуправления в установленные сроки в течение трех дней после получения уведомления о проведении публичного мероприятия довел до сведения организатора публичного мероприятия со дня получения уведомления обоснованное предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия, путем направления ответа по почте, уведомления о возможности получить ответ лично на электронную почту.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 705-О-О). Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением, ответ должностного лица не содержит властного волеизъявления и не указывает на невозможность проведения публичного мероприятия, так как каких-либо правовых последствий для административного истца ответ должностного лица не порождает, не ограничивая его право на проведение публичного мероприятия, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска.
Таким образом, в нарушение ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии любого из этих условий, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, должностному лицу заместителю главы Администрации Городского округа города Уфы ФИО4, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действия Администрации городского округа город Уфа и должностного лица, выразившиеся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 08 и ДД.ММ.ГГГГ; возложении на Администрацию городского округа город Уфа обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга в соответствии с уведомлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Соколова И. Л.
Копия верна. Судья