ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-999/2022ПОДЛИ от 31.05.2022 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело а-999/2022 подлинник

УИД 16RS0045-01-2021-004359-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года город Казань

Мотивированное решение суда

составлено 31 мая 2022 года

Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи С.Р. Гафуровой,

с участием

прокурора Д.Е. Пермякова,

при секретаре судебного заседания Д.А. Камаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к директору Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев» ФИО, Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова» - филиалу «ПАО Туполев», ПАО «Туполев» о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

административные истцы обратились с административным исковым заявлением к директору Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев» ФИО, «Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова» - филиалу «ПАО Туполев», ПАО «Туполев» о признании Инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в приложениях к названным Инструкциям в части обозначения площадки для экстренной посадки воздушных судов, в том числе площадка недействующей.

В обоснование административного иска указано, что административные истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов, находящихся в поселке Новая Сосновка, которые находятся в зоне площадки для аварийной посадки воздушных судов, строительство в которой запрещено. В связи с чем, они не могут в полной мере воспользоваться правом застройки своего земельного участка, что послужило основанием для обращения в суд.

Административные истцы на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО заявленные административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административных ответчиков ПАО «Туполев», Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова-филиала ПАО «Туполев» ФИО в судебном заседании с административным иском заявлением не согласился, просил в удовлетворении отказать.

Административный ответчик директор Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев» ФИО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Кабинета ФИО Республики ФИО Нуртдинова А.Р. с административным исковым заявлением не согласилась, просила в удовлетворении отказать.

В заключение прокурор указал, что оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании не действующей инструкции по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) не имеется, поскольку оспариваемая инструкция соответствует федеральным законам и другим нормативно-правовым актам,

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что к зонам с особыми условиями использования территорий относится, в том числе, приаэродромная территория, устанавливаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 58 Федеральных правил использования воздушного пространства от 11.03.2010г. установлено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

Таким образом, для организации эффективного и безопасного выполнения аэродромных полетов устанавливаются районы аэродромов и аэроузлов. Размеры конфигурации воздушного пространства в районе границ аэродромов зависят от интенсивности полетов в районе аэродрома, типов воздушных судов и т.д. Границы аэродромов утверждаются Министерством транспорта РФ. Основным нормативным правовым актом, определяющим организацию и выполнение полетов, и порядок использования воздушного пространства в районе аэродрома, является Инструкция по производству полетов в районе аэродрома и аэронавигационный паспорт аэродрома.

Из материалов дела следует, что административные истцы ФИО, ФИО, ФИО, ФИО Д.В., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО М.Р., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО,, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО Д.В., ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО являются собственниками земельных участков и жилых домов, находящихся в поселке Новая <адрес>, которые находятся в зоне площадки для аварийной посадки воздушных судов, строительство в которой запрещено. В связи с чем, они не могут в полной мере воспользоваться правом застройки своего земельного участка по утверждению истцов.

ДД.ММ.ГГГГ на основании Воздушного кодекса РФ и ФАП директор Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев» ФИО утверждена Инструкция по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское).

В Приложении .2 к Инструкции от 15.09.09г. обозначены площадки для экстренной посадки воздушных судов, в том числе площадка (в районе поселка Новая Сосновка).

В составе Генерального плана <адрес>, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007г. «О Генеральном плане муниципального образования <адрес>», содержится схема планировочных ограничений, на которой отображены территории с особыми условиями использования, в том числе, зона аварийной посадки воздушных судов ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова».

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение ст. 46, 47, 72 ВК РФ, Приложения 25.2 Инструкции по производству полетов от ДД.ММ.ГГГГ согласована с ИКМО <адрес> и утверждена Генеральным директором ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» Схема ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома «Казань-Борисоглебское».

На данной схеме обозначена «зона площадки для аварийной посадки воздушных судов». Местонахождение указанной на схеме площадки соответствует местонахождению площадки для экстренной посадки воздушных судов , указанной в Приложении 25.2 к Инструкции от 15.09.09г.

В новой редакции ДД.ММ.ГГГГ на основании Воздушного кодекса РФ и авиационных правил утверждена Инструкция по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское).

В Приложении .20 к Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ обозначены площадки для экстренной посадки воздушных судов, в том числе площадка (район <адрес>). Между тем, расположение площадок аналогично расположению в приложении .2 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей.

Согласно пункту 220 ФАП Порядок использования воздушного пространства в районе аэродрома (вертодрома) экспериментальной авиации определяется инструкцией по производству полетов в районе этого аэродрома (вертодрома).

В силу статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» предусматривает, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с данным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2).

Из пояснений представителя ответчика следует, что во исполнение указанных требований Воздушного кодекса РФ, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации своим приказом от 24.06.2021г. «Об установлении приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское)» приняло решение об установлении приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское). Материалы по установлению праэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) были направлены, в том числе в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Управление архитектуры и градостроительства <адрес> для отражения в ЕГРН, что должно быть учтено при застройке территорий. В настоящий момент, ограничения застройки в районе приаэродромной территории аэродрома Казань (Борисоглебское), в том числе в районе площадки для аварийной посадки воздушных судов, установлены не Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ.

Действующее законодательство определяет приаэродромную территорию как зону с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 72 Воздушного кодекса РФ, полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

Пунктом 22 названных Федеральных правил, установлено, что при определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны. Схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг должны исключать, а при невозможности исключения - максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, опасными производственными объектами. <адрес>ов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ на основании положений Воздушного кодекса РФ и Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, действующих по состоянию на указанную дату, была утверждена Инструкция по производству полетов в районе аэродром экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское). На приложении .2 к названной Инструкции обозначены площадки для экстренной посадки воздушных судов, в том числе и площадка . ДД.ММ.ГГГГ во исполнение статей 46, 47, 72 Воздушного кодекса РФ и вышеуказанных нормативных правовых актов, схема ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома «Казань-Борисоглебское» согласована с Исполнительным комитетом муниципального образования <адрес> и утверждена генеральным директором ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» - филиал ПАО «Туполев». На данной схеме обозначена зона площадки для аварийной посадки воздушных судов, где запрещено любое строительство. Местонахождение указанной на схеме площадки соответствует местонахождению площадки для экстренной посадки воздушных судов , указанной в приложении 25.2 к названной Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, определено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. Кроме того, согласно пункта 2.9 Постановления Кабинета ФИО Республики ФИО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы территориального планирования Республики ФИО», в ФИО имеется несколько аэропортов, аэродромов и вертодромов, наиболее значимыми из которых являются аэропорты "Казань", "Бегишево", аэродромы "Куркачи", "Балтаси", "Мензелинск", аэродром "Казань-Борисоглебское" ОАО "КАПО им. Горбунова" и вертодром "Казань - Юдино" ПАО "Казанский вертолетный завод".

В соответствии с различными нормативными документами от аэропортов, аэродромов и вертодромов устанавливается несколько видов зоны с особыми условиями использования территорий в связи с размещением аэропортов, аэродромов и вертодромов, в том числе зоны площадки для аварийной посадки воздушных судов; приаэродромные территории.

В соответствии с подпунктом 2.9.6 этого же Постановления Кабинета ФИО Республики ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, в схеме ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома "Казань - Борисоглебское" ОАО "КАПО им. Горбунова" выделена зона площадки для аварийной посадки воздушных судов, строительство в которой запрещено.

Решением Верховного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-569/2020 ФИО было отказано в удовлетворении административного искового заявления к Кабинету ФИО о признании недействующим абзаца первого пункта 2.9.6 Схемы территориального планирования Республики ФИО, утвержденной постановлением Кабинета ФИО Республики ФИО от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением Шестого Кассационного Суда Общей Юрисдикции суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.

Сведения о зоне аварийной посадки воздушных судов ОАО «КАПО им. Горбунова» внесены в Генеральный план <адрес>, утвержденный решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий схему планировочных ограничений, на которой отображены территории с особыми условиями использования, в том числе зона аварийной посадки воздушных судов ОАО «КАПО им. Горбунова».

Данные об ограничениях застройки приаэродромной территории аэродрома Казань «Борисоглебское» размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, целью ведения которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, юстиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Решение Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О Генеральном плане муниципального образования <адрес>» опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в газете «Казанские ведомости», от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением графических материалов, указанных в таблицах (секретные материалы) и (материалы для служебного пользования) Генерального плана.

Схема планировочных ограничений является секретным материалом, имеющим гриф секретности, свидетельствующим о степени секретности содержащихся в их носителе сведений, и содержится в таблице Генерального плана.

Таким образом, доводы административных истцов о том, что при покупке, строительстве объектов недвижимости они не имели возможность получить указанную информацию не состоятельны, поскольку при обращении в установленном порядке для получения разрешения на строительство каждый из них имел возможность получить данную информацию о наличии планировочных ограничений в зоне предполагаемой застройки путем запроса сведений из раздела III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию» информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Также ошибочным является довод о том, что инструкция нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, осуществление застройки в зоне аварийной посадки воздушных судов «КАПО им. Горбунова» несет непосредственную угрозу как жизни и здоровью людей.

В оспариваемой административными истцами Инструкции по полетам отсутствуют обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Инструкция по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) предназначена для авиационного персонала Казанского авиационного завода, осуществляющего деятельность по организации, управлению, выполнению полетов, обеспечению безопасности полетов воздушных судов и обслуживание воздушного движения, её положения не являются обязательными для других органов исполнительной власти и (или) организаций, неопределенного круга физических лиц.

Установленные в Инструкции требования по ограничению застройки приаэродромной территории не означают, что у истцов имеются препятствия к использованию участков по их прямому назначению - для индивидуального строительства.

При этом, административными истцами не представлено суду доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что со стороны ответчика имеется причинение препятствий в пользовании истцами принадлежащих им земельных участках.

Инструкция по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское) в части ограничений строительства на приаэродромной территории соответствует нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой – а именно обжалуемая Инструкция соответствует Приказу Минпромторга России от 24.06.2021г. «Об установлении приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское)».

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При этом, как следует из содержания пунктов 2, 3 части 8 названной статьи, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, наряду с иными обстоятельствами, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).

Разъяснения аналогичного характера даны Верховным Судом Российской Федерации в пункте 29 постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которой при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

В судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для признания оспариваемого акта не действующим.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к директору Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполев» ФИО, Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова» - филиалу «ПАО Туполев», ПАО «Туполев» о признании нормативного правового акта недействующим оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья С.Р. Гафурова

Решение06.06.2022