Дело №а-9/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019 года с. Ербогачён Катангского района
Катангский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Кийко Т.А.,
при секретаре Юрьевой Т.Ю.,
с участием помощника прокурора Катангского района Залтанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Катангского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подволошинского муниципального образования о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности устранить нарушения закона путем принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности и порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Подволошинского муниципального образования (далее администрации Подволошинского МО) о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности устранить нарушения закона путем принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности и порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, указав в обоснование следующие обстоятельства.
Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, по результатам которой установлено, что администрацией Подволошинского МО не разработан, не утвержден и не принят административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, а так же нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета.
Бездействие органа местного самоуправления - администрации Подволошинского МО нарушает права неопределенного круга лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на обращение в орган местного самоуправления и оказание данным органом муниципальной услуги, на благоприятные условия для развития предпринимательской, а также инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Прокурор просил:
- признать незаконным бездействие администрации Подволошинского МО, выразившееся в неисполнении требований законодательства о принятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности;
- признать незаконным бездействие администрации Подволошинского МО, выразившееся в неприятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета;
- обязать администрацию Подволошинского МО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований законодательства об инвестиционной деятельности путем разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности;
- обязать администрацию Подволошинского МО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства об инвестиционной деятельности путем разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 80 БК РФ предоставление инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке (ч.2 ст. 80 БК РФ).
В нарушение ст. 80 БК РФ администрацией Подволошинского МО не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета, а также устанавливающие требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением таких инвестиций.
Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) предусматривает регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, посредством создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.
Однако, в деятельности администрации Подволошинского МО выявлены нарушения ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ, выразившиеся в отсутствии нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления различных гарантий и льгот для инвесторов.
При этом, орган местного самоуправления не принимает никакого участия в создании в муниципальном образовании благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, поскольку не осуществляет выпуск муниципальных займов в соответствии с законодательством РФ; не предоставляет на конкурсной основе муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов.
Также представительным органом местного самоуправления администрации Подволошинского МО не утвержден порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, что противоречит ч.2 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ, которой предусмотрено, что органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ответу главы Подволошинского МО от 17.12.2018 №572 муниципальная услуга в сфере инвестиционной деятельности Администрацией Подволошинского МО не предоставляется (л.д. 8).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления. Однако администрацией Подволошинского МО такой уполномоченный орган не определен.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 39-ФЗ инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В нарушение приведенной нормы закона администрацией Подволошинского МО не принят Порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Бездействие администрации Подволошинского МО не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на создание благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Катангского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подволошинского муниципального образования о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности устранить нарушения закона путем принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности и порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Подволошинского муниципального образования, выразившееся в неисполнении требований законодательства о принятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
Признать незаконным бездействие администрации Подволошинского муниципального образования, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета.
Обязать администрацию Подволошинского муниципального образования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований законодательства об инвестиционной деятельности путем разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности, а также путем разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.А. Кийко