Дело №а-9/2021
Поступило в суд 11.09.2020
УИД 54RS0№-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<...>
Купинский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Дроздовой А.С.,
при секретаре судебного заседания Лымарь Е.С.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО2 - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <...> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № по <...> обратилась в Купинский районный суд <...> с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей.
В обоснование административных исковых требований указывает, что налогоплательщик ФИО2 состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № по <...>. В период, указанный в налоговом уведомлении, являлся собственником следующих объектов, облагаемых транспортным налогом физических лиц:
- автомобиля легкового, государственный регистрационный знак <***>; модель/марка: УАЗ-31514, VIN: <***>; год выпуска 2000; дата регистрации права: <.....>;
- автомобиля легкового, государственный регистрационный знак <***>; модель/марка: ВАЗ-21213, VIN: №; год выпуска 2000; дата регистрации права: <.....>;
- моторной лодки, государственный регистрационный знак <***>; модель/марка: Мотолодка Крым, VIN: <***>; год выпуска 1974; дата регистрации права: <.....>; дата утраты права: <.....>;
- моторной лодки, государственный регистрационный знак Р0300НГ; модель/марка:, VIN: 2883; год выпуска 1979; дата регистрации права: <.....>; дата утраты права: <.....>.
Налоговым органом в отношении ФИО2 выставлены требования об уплате транспортного налога, пени, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) сроки ФИО2 налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
Просит суд взыскать с ФИО2, <.....> года рождения, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <...>, ИНН <***>, в пользу МИФНС России № по <...> задолженность по требованию № от <.....> ввиду неисполнения налогового уведомления № от <.....> на общую сумму в размере 2803 рублей 12 копеек, из которых: транспортный налог с физических лиц в размере 2770 рублей 00 копеек (за 2016 год - 53 рубля 00 копеек, за 2017 год - 1120 рублей 00 копеек, за 2018 год - 1597 рублей 00 копеек), пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 33 рублей 12 копеек (за 2017 год - 13 рублей 65 копеек, за 2018 год - 19 рублей 47 копеек).
Согласно уточнённым административным исковым требованиям от <.....> просили суд взыскать с ФИО2, <.....> года рождения, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <...>, ИНН <***>, в пользу МИФНС России № по <...> задолженность по требованию № от <.....> ввиду неисполнения налогового уведомления № от <.....> на общую сумму в размере 990 рублей 83 копеек, из которых: транспортный налог с физических лиц в размере 984 рублей 03 копеек (за 2018 год), пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 06 рублей 80 копеек.
Согласно уточнённым административным исковым требованиям от <.....> просили суд взыскать с ФИО2, <.....> года рождения, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <...>, ИНН <***>, в пользу МИФНС России № по <...> задолженность по требованию № от <.....> ввиду неисполнения налогового уведомления № от <.....> на общую сумму в размере 277 рублей 36 копеек, из которых: транспортный налог с физических лиц в размере 274 рублей 03 копеек (за 2016 год), пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 03 рублей 33 копеек (за период с <.....> по <.....>).
Административный истец - представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <...>ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнённые административные исковые требования от <.....> поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании уточнённые административные исковые требования от <.....> не признал. Просил в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по <...> к нему о взыскании обязательных платежей отказать в полном объёме. Расчёт суммы транспортного налога, указанный в налоговом уведомлении, и наличие у него в собственности транспортных средств, указанных административным истцом, не оспаривал. Указал, что сумма задолженности по требованию № от <.....> начисленного транспортного налога разнится в каждом расчёте налогового органа, что можно отнести к введению в заблуждение, как налогоплательщика, так и суда. Полагает, что имеет значительную переплату по иным местным налогам, таким образом, излишне уплаченные суммы налогов должны быть зачтены административным истцом в счёт имеющейся у него задолженности по транспортному налогу. С письменным заявлением о зачёте излишне уплаченных денежных средств в налоговый орган он не обращался. Обратил внимание, что на основании п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Считает требования МИФНС № по <...> к нему о взыскании задолженности по налогам несостоятельными и не подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Представитель административного ответчика ФИО2 - ФИО3 в судебном заседании уточнённые административные исковые требования от <.....> не признала, пояснила, что административный ответчик не должен уплачивать требуемую административным истцом задолженность по транспортному налогу, так как у него имеется переплата по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, которая не была учтена налоговой инспекцией. Административный ответчик устно обращался в налоговый орган с просьбой зачесть переплату в счёт оплаты налогов, однако его просьба оставлена без внимания. Официально с заявлением о зачёте излишне уплаченных денежных средств в налоговый орган административный ответчик не обращался. Полагала, что административный ответчик не должен уплачивать требуемую административным истцом задолженность по транспортному налогу и пени, так как у него имеется переплата по иным видам налогов, которая не была учтена налоговой инспекцией. Расчёт суммы транспортного налога, указанный в налоговом уведомлении, и наличие у административного ответчика ФИО2 в собственности транспортных средств, указанных административным истцом, не оспаривала. Просила в удовлетворении уточнённых административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № по <...> к ФИО2 отказать в полном объёме.
Определением Купинского районного суда <...> от <.....> к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечено Управление Федеральной налоговой службы по <...>.
Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной налоговой службы по <...> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещён своевременно и надлежащим образом. Согласно ходатайству от <.....> просили рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой службы по <...>, считают административные исковые требования административного истца законными и обоснованными. В представленных возражениях от <.....> указали, что позиция ответчика ФИО2 о том, что в решении Управления Федеральной налоговой службы по <...> (далее - Управление) от <.....>№ обозначены иные суммы задолженности, которым он доверяет и просит суд основываться на указанных в решении расчётах задолженности, согласно которым в настоящее время задолженность отсутствует, является ошибочной, поскольку в указанном решении рассматривался вопрос о правомерности исчисления транспортного налога за 2016 - 2018 годы в отношении моторных лодок «Крым» (<***>) и «Сарепта» (Р0300НГ). В отношении довода ФИО2 об отсутствии у него задолженности по транспортному налогу за автомобили УАЗ-31514 и ВАЗ-21213 Управлением при рассмотрении жалобы было установлено, что в представленной Межрайонной ИФНС России № по <...> информации от <.....>№ по состоянию на <.....> за ФИО2 числится задолженность за 2016 год за автомобиль УАЗ-31514 в размере 456 рублей 00 копеек, за автомобиль ВАЗ-21213 в размере 474 рублей 00 копеек. При этом в решении указано, что оценить представленные ФИО2 с жалобой платёжные документы не представляется возможным ввиду их нечитаемости, а также сообщено о праве административного ответчика на обращение в налоговый орган с оригиналами платёжных документов либо представление в Межрайонную ИФНС России № по <...> копий этих документов с текстом, пригодным для прочтения. В связи с чем, суммы транспортного налога, указанные в решении от <.....>№ объективно не могут быть идентичны суммам задолженности по транспортному налогу за 2016 - 2018 годы, пени, взыскиваемым Межрайонной ИФНС России № по <...> в рамках настоящего дела, в том числе с учётом произведённых налоговым органом перерасчётов.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, о чём не возражали участвующие в деле лица.
Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика ФИО2 - ФИО3, допросив свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит уточнённые административные исковые требования от <.....> подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.3 ст.72 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 1 статьи 3 НК РФ предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктами 9, 14 части 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй. Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствие с п.1 ст.356 НК РФ транспортный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В соответствии с ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, указанных в данной статье.
Согласно ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учёта, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчётного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчётном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учёта, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учёта, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно ч.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.407 НК РФ с учётом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
В соответствии с ч.2 ст.407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
На территории <...> ставки транспортного налога установлены <...> от <.....>№-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в <...>» (далее - <...> от <.....>№-ОЗ).
В соответствии с пп.7, 12 ст.2.<...> от <.....>№-ОЗ ставки транспортного налога устанавливаются в следующих размерах: для моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. включительно - 10 рублей; свыше 100 л.с. - 50 рублей; для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства) - 1000 рублей.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что административный ответчик ФИО2 в спорные периоды являлся собственником следующих объектов, облагаемых транспортным налогом физических лиц:
- автомобиля легкового, государственный регистрационный знак <***>; модель/марка: УАЗ-31514, VIN: <***>; год выпуска 2000; дата регистрации права: <.....>;
- автомобиля легкового, государственный регистрационный знак <***>; модель/марка: ВАЗ-21213, VIN: №; год выпуска 2000; дата регистрации права: <.....>;
- моторной лодки, государственный регистрационный знак Р03-11НГ; модель/марка: Мотолодка Крым, VIN: <***>; год выпуска 1974; дата регистрации права: <.....>; дата утраты права: <.....>;
- моторной лодки, государственный регистрационный знак Р0300НГ; модель/марка:, VIN: 2883; год выпуска 1979; дата регистрации права: <.....>; дата утраты права: <.....>.
В соответствии со ст.357 НК РФ во взаимосвязи со ст.358 НК РФ ФИО2 за указанные периоды являлся плательщиком транспортного налога с физических лиц.
В силу ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В силу ч.7 ст.45 НК поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.
Приказом от <.....>№н Министерства финансов Российской Федерации утверждены Правила заполнения реквизитов поручений на уплату налогов и других платежей в бюджет.
Согласно п.4 Правил при составлении распоряжения о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, иных платежей, в реквизитах «104-110» указывается информация в порядке, установленном в пп.5-12 Правил.
В распоряжении о переводе денежных средств, в том числе указываются: значение КБК в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоящее из 20 знаков (цифр), значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать значения, указанные в п.7 Правил, значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков (показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретно даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах; при погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) или погашении задолженности в ходе проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в показателе налогового периода указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа), номер документа, который является основанием платежа, значение даты документа основания платежа, которое состоит из 10 знаков (для платежей, по которым уплата производится в соответствии с требованием налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов) (значение показателя основания платежа равно «ТР»), в показателе даты документа указывается дата требования.
Таким образом, установлен исчерпывающий перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в расчётном документе.
Согласно ч.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговым органом в адрес ФИО2 направлялись налоговые уведомления, требования об уплате транспортного налога, пени заказным письмом, что подтверждается представленными письменными документами и не оспаривается сторонами.
Согласно налоговому уведомлению № от <.....> в отношении налогоплательщика ФИО2 произведён расчёт транспортного налога:
за автомобиль УАЗ-315<.....> год в размере 456 рублей 00 копеек,
за автомобиль ВАЗ-212<.....> год в размере 474 рублей 00 копеек,
за моторную лодку <***>:
за 2016 год в размере 120 рублей 00 копеек,
за 2017 год в размере 120 рублей 00 копеек,
за 2018 год в размере 120 рублей 00 копеек,
за моторную лодку Р0300НГ:
за 2016 год в размере 1000 рублей 00 копеек,
за 2017 год в размере 1000 рублей 00 копеек,
за 2018 год в размере 667 рублей 00 копеек;
итого сумма транспортного налога к уплате составила 3957 рублей 00 копеек.
Далее, ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по своевременной оплате налога, выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на <.....>.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что транспортный налог за автомобиль УАЗ-315<.....> год в размере 456 рублей 00 копеек, за автомобиль ВАЗ-212<.....> год в размере 474 рублей 00 копеек уплачен административным ответчиком в установленные сроки и порядке согласно представленным платёжным поручениям от <.....>.
Как пояснила в судебном заседании сторона административного ответчика, транспортный налог за моторную лодку <***> и моторную лодку Р0300НГ согласно требованию № от <.....> уплачен не был, кроме того, уплачивать задолженность по транспортному налогу и пени административный ответчик намерений не имеет, поскольку у административного ответчика имеется переплата по иным видам налогов.
В обоснование заявленных уточнённых административных исковых требований от <.....> административный истец представил расчёт задолженности по транспортному налогу и пени. Согласно данному расчёту задолженность административного ответчика перед административным истцом по транспортному налогу и пени в рамках требования № от <.....> за 2016 год составляет 277 рублей 36 копеек.
Так, за 2015 год налогоплательщик ФИО2 (административный ответчик) не имел задолженности по транспортному налогу.
За 2016 год налогоплательщику ФИО2 (административный ответчик) по налоговому уведомлению № от <.....> был начислен транспортный налог в размере 950 рублей 00 копеек. Ввиду неуплаты данной суммы налога в установленный законодательством срок налоговым органом выставлено требование № от <.....>.
За 2017 год налогоплательщику по налоговому уведомлению № от <.....> был начислен транспортный налог в размере 930 рублей 00 копеек. Данная сумма была погашена налогоплательщиком платежом, произведённым <.....>.
Согласно налоговому уведомлению № от <.....> налогоплательщику ФИО2 был начислен транспортный налог в размере 3957 рублей 00 копеек, в который вошли три периода: 2016, 2017 и 2018 годы. Таким образом, за 2016 год по вышеуказанному уведомлению начислено 1120 рублей, за 2017 год - 1120 рублей, за 2018 год - 1717 рублей 00 копеек.
Ввиду неуплаты суммы налога в установленный законодательством срок, налоговым органом выставлено требование № от <.....>.
Сумма задолженности по транспортному налогу и пени в отношении налогоплательщика ФИО2 (административного ответчика) в ходе судебных заседаний по настоящему административному делу дважды уточнялась.
Сумма начислений за каждый период (год) была уменьшена на 120 рублей 00 копеек из-за перерасчета, связанного с доначислением налога за моторные лодки.
Кроме того, по автомобилю УАЗ-31514 была предоставлена льгота за 2017 год в размере 243 рублей 00 копеек и за 2018 год в размере 365 рублей 00 копеек. При этом срок платежа по транспортному налогу за автомобиль УАЗ-315<.....> год с учётом льготы в размере 91 рубля наступит только <.....> (91+365=456).
<.....> был произведён зачёт переплаты с земельного налога на транспортный налог в размере 369 рублей 97 копеек.
<.....> был произведён зачёт переплаты с земельного налога на транспортный налог в размере 182 рублей 00 копеек.
<.....> был произведён зачёт переплаты с налога на имущество физических лиц на транспортный налог в размере 535 рублей 00 копеек.
<.....> был уточнён платёж на сумму 847 рублей 00 копеек в счёт уплаты транспортного налога за 2018 год.
Налогоплательщиком <.....> на сумму 474 рубля и 456 рублей погашена задолженность по транспортному налогу именно за 2018 год по налоговому уведомлению № от <.....>.
В связи с вышеизложенным, произведённый платёж <.....> на сумму 930 рублей 00 копеек полностью закрывает обязательства налогоплательщика по налоговому уведомлению № от <.....>. При этом впоследствии сумма начисленного налога была уменьшена на 120 рублей 00 копеек (вследствие перерасчёта, произведённого за моторную лодку в соответствующем налоговом периоде) и на 243 рубля 00 копеек за счёт льготы по налогу. В результате образовалась переплата за счёт уплаченной суммы в размере 363 рублей 00 копеек, которая была зачтена за 2017 год по налоговому уведомлению № от <.....> в размере 190 рублей 00 копеек, 120 рублей 00 копеек по налоговому уведомлению № от <.....> за 2016 год, 53 рублей 00 копеек по налоговому уведомлению № от <.....> за 2016 год.
Задолженность по налоговому уведомлению № от <.....> (на которое выставлено налоговое требование № от <.....> со сроком платежа до <.....> на сумму 950 рублей 00 копеек) с учётом вышеизложенного составит 950-120-120=710 рублей 00 копеек (где 120 рублей 00 копеек - уменьшение налога за счёт перерасчёта, произведённого за моторную лодку, и 120 рублей 00 копеек - переплата за счёт платежа от <.....> в размере 930 рублей 00 копеек). При этом, взыскание данной задолженности в рамках настоящего административного дела судом не рассматривается, поскольку административным истцом требования о взыскании данной суммы не заявлялись.
В состав налогового уведомления № от <.....>, по которому сформировано налоговое требование № от <.....>, вошли три периода: 2016, 2017 и 2018 годы (за 2016 год - 1120 рублей 00 копеек, за 2017 год - 1120 рублей 00 копеек, за 2018 год - 1717 рублей 00 копеек).
В счёт погашения платежа за 2018 год учитывается предоставление льготы по автомобилю УАЗ-315<.....> год в размере 365 рублей 00 копеек. При этом срок платежа по транспортному налогу за автомобиль УАЗ-315<.....> год с учётом льготы в размере 91 рубля 00 копеек наступит только <.....> (то есть подлежит уменьшению в общей сумме на 456 рублей 00 копеек).
Также уменьшается задолженность на 120 рублей 00 копеек за 2018 год вследствие перерасчёта, произведённого за моторную лодку в соответствующем налоговом периоде.
Вычету подлежит сумма зачёта в размере 156 рублей 97 копеек (часть переплаты с земельного налога в размере 182 рублей 00 копеек), сумма уточнённого платежа в размере 847 рублей 00 копеек и произведённая налогоплательщиком оплата в размере 474 рублей 00 копеек и 456 рублей 00 копеек <.....>.
Таким образом, №,97-847-474-456=792 рубля 97 копеек - переплата по налоговому периоду 2018 года по налоговому уведомлению № от <.....>, которая должна быть учтена в хронологическом прядке в этом же уведомлении за 2016 год.
1120-792,97-53=274 рубля 03 копейки - задолженность за 2016 год по налоговому уведомлению № от <.....> (где 792 рубля 97 копеек - переплата с 2018 года за счёт уточнённого платежа в размере 847 рублей 00 копеек, 53 рубля 00 копеек - переплата за счёт платежа от <.....> в размере 930 рублей 00 копеек).
За 2017 год сумма в размере 1120 рублей 00 копеек подлежит уменьшению на 535 рублей 00 копеек произведённого зачёта, на 25 рублей 03 копейки произведённого зачёта (часть переплаты с земельного налога в размере 182 рублей 00 копеек), на 369 рублей 97 копеек произведённого зачёта, на 190 рублей 00 копеек - переплата за счёт платежа от <.....> в размере 930 рублей 00 копеек. То есть, 1120-535-25,03-369,97-190=00 рублей 00 копеек.
Следовательно, общая сумма задолженности по транспортному налогу с физических лиц в рамках требования № от <.....> за 2016 год составит 274 рубля 03 копейки.
Расчёт пени по требованию № от <.....> на сумму 274 рубля 03 копейки выглядит следующим образом. Пеня образовалась за период с <.....> по <.....>, а именно:
- за период с <.....> по <.....>, где ставка рефинансирования Банка России 6,5% годовых,
274,03*13*0,000217=0,77 рублей, где 274,03 - сумма оставшегося налога по сроку уплаты <.....>, 13 - количество дней просрочки, 0,000217 - ставка пени (6,5%);
- за период с <.....> по <.....>, где ставка рефинансирования Банка России 6,25% годовых,
274,03*45*0,000208=2,56 рублей, где 274,03 - сумма оставшегося налога по сроку уплаты <.....>, 45 - количество дней просрочки, 0,000208 - ставка пени (6,25%);
итого 2,56+0,77=03 рубля 33 копейки.
Всего задолженность по требованию № от <.....> составляет 274,03+3,33=277 рублей 36 копеек.
Судом проверен представленный административным истцом расчёт задолженности административного ответчика по транспортному налогу и пени, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон. Проверив представленный стороной административного истца расчёт задолженности, суд признаёт его верным и соответствующим положениям НК РФ, период просрочки определён правильно, методика расчёта является верной, арифметических ошибок не допущено. Оснований не доверять расчёту задолженности, представленному административным истцом, у суда не имеется.
Суд не принимает во внимание представленный административным ответчиком расчёт задолженности по транспортному налогу и пени за указанные выше периоды, поскольку он основан на неправильном толковании норм действующего налогового законодательства и не влечёт за собой признание незаконным расчёта задолженности по транспортному налогу и пени, представленным налоговым органом.
Суд отмечает, что в представленном административным ответчиком расчёте задолженности по транспортному налогу и пени он некорректно (в меньшем размере) производит вычет суммы льготы по транспортному налогу, срок платежа по которому не наступил, также производит дважды зачёт одних и тех же оплаченных и уже учтённых налоговым органом сумм налога, неверно соотносит суммы произведённых им платежей (например, судом достоверно установлено, что платёж в размере 835 рублей 00 копеек и 950 рублей 00 копеек был уплачен налогоплательщиком по КБК земельного налога, однако ответчик считает данную сумму уплаченной именно в счёт налога на имущество физических лиц и транспортного налога). Кроме того, административный ответчик неверно производит расчёт предоставленной льготы по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Суд полагает, что доводы административного ответчика направлены на иную субъективную оценку имеющихся в материалах административного дела доказательств и не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения его от уплаты указанной выше задолженности, и отклоняются как основанные на неверном понимании и толковании административным ответчиком расчёта задолженности по налогу.
Суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год, а также не представлено доказательств, опровергающих представленный расчёт взыскиваемой задолженности.
В связи с чем, суд находит заявленные административным истцом требования законными и обоснованными.
Довод стороны административного ответчика об отсутствии у него обязанности оплачивать налог ввиду того, что административный истец не произвел зачёт суммы излишне уплаченного налога, не принимается судом, как основанный на неверном толковании норм права и не подтверждающийся письменными материалами дела. Все представленные налогоплательщиком платёжные документы, в том числе уплаченные им и образующие переплату по земельному налогу и налогу на имущество, учтены налоговым органом и в соответствующей сумме переплаты зачтены в счёт погашения задолженности по транспортному налогу. Довод налогоплательщика об имеющихся переплатах по местным налогам в более ранние периоды не нашёл своего подтверждения. Соответствующих доказательств суду представлено не было.
Доводы представителя административного ответчика о некорректном отображении информации об имеющейся задолженности административного ответчика ФИО2 в личном кабинете налогоплательщика, при установленных по делу обстоятельствах, не могут быть признаны состоятельными, а потому не влияют на законность и обоснованность заявленных административным истцом требований.
В соответствии с пп.5 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачёту в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьёй 78 НК РФ.
Согласно ч.1 ст.78 НК РФ (в ред. от <.....>) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачёту в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьёй.
Зачёт сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абзац утратил силу с <.....>).
Согласно ч.1 ст.78 НК РФ (в ред. от <.....>) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачёту в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьёй.
Частью 4 статьи 78 НК РФ установлено, что зачёт суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.
Согласно ч.5 ст.78 НК РФ зачёт суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
В силу ч.7 ст.78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу частей 1, 3 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьёй. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачёта этой суммы в счёт погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьёй 78 настоящего Кодекса.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трёх лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учётом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <.....>№-О, норма п.8 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчёте суммы налогового платежа по какой - либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трёх лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому в подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачёт, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Заявления о зачёте излишне уплаченного налога за спорные периоды в налоговый орган от административного ответчика ФИО2 не поступали, при этом, как следует из пояснения представителя административного истца, данный факт всесторонне проверен по бумажному, а также электронному документообороту за весь период.
Административный ответчик ФИО2 не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что он обращался в налоговый орган с заявлением о перечислении суммы переплаты в счёт образовавшейся задолженности по транспортному налогу и пени, и налоговым органом ему в этом было отказано.
Также суд учитывает, что административный ответчик ФИО2 вправе был обратиться в суд с требованиями о зачёте суммы переплаты в счёт погашения задолженности по транспортному налогу и пени, однако с такими требованиями не обращался.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела имеющаяся у административного ответчика сумма излишне уплаченного налога была административным истцом зачтена в счёт, в том числе, задолженности по транспортному налогу.
Суд полагает, что в случае наличия переплаты по налогам административный ответчик ФИО2 не лишён возможности самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением о зачёте излишне уплаченной суммы налога по соответствующим периодам в счёт задолженности по транспортному налогу, а в случае отказа в этом обратиться в суд с соответствующим иском.
В ходе судебного заседания административный истец дважды уточнял административные исковые требования в результате проведённого анализа ранее начисленных и уплаченных сумм транспортного налога и пени ФИО2, и во избежание необоснованной переплаты МИФНС России № по <...> проведены технические корректировки начислений за предыдущие периоды.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с действиями административного истца по распределению имевшейся переплаты в счёт погашения, в том числе, по уплате транспортного налога.
Проанализировав представленные в суд письменные доказательства в их совокупности, в том числе КРСБ (карточку расчётов с бюджетом) налогоплательщика, суд приходит к выводу, что объективных и достоверных доказательств погашения суммы задолженности в рамках требования № от <.....> в полном объёме в деле не имеется.
Следовательно, требование административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2016 год в размере 274 рублей 03 копеек обоснованно и подлежит удовлетворению, и с административного ответчика ФИО2 в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 274 рублей 03 копеек.
Административный истец также просит взыскать с административного ответчика пени.
Согласно ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Административным истцом представлен в суд расчёт пени, согласно которому сумма пени в связи с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога по требованию № от <.....> за 2016 год за период с <.....> по <.....> составляет 03 рубля 33 копейки.
Суд, проверив данный расчёт, считает его обоснованным.
Доказательств погашения суммы задолженности по пени в рамках требования № от <.....> в деле не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование административного истца о взыскании пени также подлежит удовлетворению, и с административного ответчика ФИО2 в пользу административного истца Межрайонной ИФНС России № по <...> подлежит взысканию пени по транспортному налогу в размере 03 рублей 33 копеек.
Сроки обращения в суд с административным иском о взыскании суммы задолженности по налогам и пени административным истцом не нарушены, соблюдены.
В соответствии с положениями ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлен положениями ст.333.19 НК РФ. В соответствии с требованиями ст.333.19 НК РФ и ст.114 КАС РФ с административного ответчика ФИО2 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Уточнённые административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <...> от <.....> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с ФИО2, <.....> года рождения, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <...>, ИНН <***>, в пользу МИФНС России № по <...> задолженность на общую сумму в размере 277 рублей 36 копеек, из которых: транспортный налог с физических лиц в размере 274 рублей 03 копеек (за 2016 год), пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 03 рублей 33 копеек (за период с <.....> по <.....>).
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей 00 копеек в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи жалобы через Купинский районный суд <...>, принявший настоящее решение.
Председательствующий: Дроздова А.С.
Решение суда в окончательной форме принято <.....>.