ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-9/2022 от 24.05.2022 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Дело а-9/2022

УИД 23RS0054-01-2021-000556-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Туапсе 24 мая 2022 года

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи: Щербак Н.А.,

при секретаре судебного заседания: Кузнецовой С.Н.,

дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции ФНС № 6 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция ФНС № 6 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество. мотивировав свои требования тем, что в Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю состоит на налоговом учете ФИО1 Согласно лицевому счету у данного налогоплательщика имеется задолженность за 2017-2018гг. по налогу на имущество в размере 113474.05 руб. За 2018 год налог на имущество исчислен в соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ, согласно которому, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. На основании представленных сведений органом кадастрового учета, налогоплательщик ФИО1 в 2017-2018гг. являлся собственником следующего объекта: иное строение, помещение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 352800, <адрес>, кадастровая стоимость объекта в 2017-2018гг. равна 8 813 295,00 руб. Таким образом, расчет налога на имущество произведен по формуле: за 2017г.: (8713295,55 - 0) * 1 * 0,90 * 12 / 1200.0 = 78420,00 руб.; -за 2018г.: (8713295,55 -0) * 1 * 0,90 * 12 / 1200.0 = 78420,00 руб. В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.08.2019г. на уплату налога на имущество за 2017-2018гг., что подтверждается реестром почтовых заказных отправлений. В соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены Требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафов от 20.12.2019г., от 10.01.2020г.. что подтверждает отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором. Однако, указанные Требования налогового органа в добровольном порядке не исполнены, сумма задолженности, ответчиком не погашена. В связи с чем, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество за 2017-2018гг. в размере 113474.05 руб.

Согласно дополнению к иску Межрайонная инспекция ФНС по Краснодарскому краю указала, что на основании представленных сведений органом кадастрового учета, налогоплательщик в 2017-2018 годы являлся собственником иного строения, помещения, сооружения с кадастровым номером расположенного по адресу: 352800, <адрес>, кадастровая стоимость объекта равна 8 813 295,00 руб. Согласно п.1, ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с юходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным в п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных в п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 и от 26.12.2017 года № 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017-2018 годы. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером включен в перечень за 2017 год под номером 58535, за 2018 год под номером 66669, а значит, на основании решения Туапсинского городского поселения № 11.2 от 8.05.2018 года облагается по ставке 0,9%. Таким образом, налоговым органом законно и обоснованно произведен расчет налога на имущество за 2017-2018 годы по формуле: за 2017г.: (8713295,55 - 0) * 1 * 0,90 * 12 / 1200.0 = 78420,00 руб.; за 2018г.: (8713295,55 - 0) * 1 * 0,90 * 12 / 1200.0 = 78420,00 руб. Налогоплательщиком частично была уплачена сумма налога на имущество, таким образом, сумма налога к уплате составила 113 474.05 руб. На основании вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю просит суд Взыскать с ФИО1, задолженность по налогу на имущество за 2017-2018 годы в размере 113474.05 руб.

Представитель административного истца межрайонной инспекции ФНС № 6 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, в своем заявлении ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие. В связи с частичным погашением задолженности, указанной в административном исковом заявлении к гражданке ФИО1, Межрайонная ИФНС России №6 по Краснодарскому краю вносит изменения в просительную часть административного искового заявления и просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество за 2017-2018 годы в размере 102892,29 руб., в т.ч.: за 2017 год в размере 29 256,29 руб.; за 2018 год в размере 73636,00 руб.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, в своем заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В своих возражениях указала, что касательно оснований и предмета административного иска, указанных в первоначальном административном исковом заявлении о взыскании с нее задолженности по налогу на следующее имущество: иное строение, помещение, сооружение с кадастровым номером . Она не является плательщиком налога на данное имущество и не обязана была этот налог уплачивать. Она не является собственником вышеуказанного имущества с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом начальника Межмуниципального отдела по г.Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 14.11.2019г. (копия прилагается), т.е. ответом государственного органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, которая является единственным доказательством зарегистрированного права собственности на объект недвижимости (ст.1. ст.З ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). В материалах дела отсутствуют документы, надлежащим и допустимым образом подтверждающие принадлежность ей в 2017-2018 годах на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: 352800, <адрес>. Т.о., требование о взыскании налога на имущество /объект недвижимости с кадастровым номером / за 2017-2018 годы с нее, как лица, которое в указанный период не являлось собственником этого имущества и поэтому в силу ст.400 НК РФ не является плательщиком налога на имущество - объект недвижимости с кадастровым номером противоречит закону и не подлежит удовлетворению. Административным истцом в дополнении к административному исковому заявлению одновременно изменены как основание иска (неуплата налога на другое имущество), так и предмет иска (взыскание налога на другое имущество), что недопустимо и является нарушением императивной нормы ст.46 КАС РФ, в связи с чем принятие судом данного дополнения будет противоречить закону, а удовлетворение дополненного искового заявления будет неправомерно. Административным истцом до подачи административного искового заявления о взыскании налогов за 2017-2018 годы заявление о взыскании налога за 2017 год в порядке приказного производства не подавалось, в связи с чем суд неправомерно принял к производству данное административное исковое заявление о взыскании налога на имущество за 2017 год. К административному исковому заявлению приложено определение и.о. мирового судьи судебного участка №111 г.Туапсе об отмене судебного приказа от 01.10.2020г. по делу №2а-665/111-20. При этом в данном не указано, с заявлением о взыскании налога на имущество за какой период обращался истец. Кроме того, вступившим в законную силу Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делу №66а-300/2022 от 17.02.2022г. пункт 58535 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в п/п 1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2016 г. №2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» /далее - Перечень/ в отношении объекта недвижимого имущества - нежилое помещение, назначение «нежилое помещение», общей площадью 79.9 кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> признан недействующим со дня принятия указанного приказа. Т.о., взыскание налога за 2017 год в сумме 78 420 рублей 00 коп. на вышеуказанное имущество в указанном административным истцом размере со ссылкой на признанный недействующим пункт Перечня является незаконным и удовлетворению не подлежит. Представленные административным истцом налоговые требования не подтверждают правомерность указанной в иске суммы. Согласно требования от 20.12.2019г. (л.д.14), по состоянию на 20.12.2019г. за нею числилась общая задолженность по налогам и сборам, в том числе и на имущество за 2018 год включительно, в размере 78420,00 рублей и никаких других задолженностей по налогам не было. Т.о., вышеуказанные документы не подтверждают правомерность сумму (размера) указанного административным истцом требования, т.к. указанные в них суммы ее общей задолженности по налогам на 20.12.2019г. отличаются от приведенных в административном исковом заявлении. В пользу административного истца уже были взысканы денежные средства в счет уплаты налога на спорное имущество за 2018 год в рамках исполнения вышеуказанного отмененного судебного приказа от 14.04.2020г. по делу №2а-665/111-20. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность возложена на налогоплательщиков и ст. 23 Налогового Кодекса РФ.

В Межрайонной ИФНС России № 6 по Краснодарскому краю состоит на налоговом учете ФИО1

В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса (жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, иные строения, здания, помещения). Согласно ст. 406 НК РФ ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной либо кадастровой стоимости объектов налогообложения и вида разрешенного использования.

Исчисление налога на имущество и земельного налога производится налоговым органом на основании инвентаризационной (кадастровой) стоимости имущества и кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, сведения о которых предоставляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ. Ставки налогов указаны в решениях поселений "Об установлении ставок".

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, согласно которому налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 ст. 402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 04.04.2016 N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

За 2018 год налог на имущество исчислен в соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ, согласно которому, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

ФИО1 в 2017-2018 годы являлся собственником иного строения, помещения, сооружения с кадастровым номером расположенного по адресу: 352800, <адрес>, кадастровая стоимость объекта равна 8 813 295 руб.

Согласно п.1, ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с юходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным в п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных в п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 и от 26.12.2017 года № 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017-2018 годы.

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером включен в перечень за 2017 год под номером 58535, за 2018 год под номером 66669, а значит, на основании решения Туапсинского городского поселения .2 от ДД.ММ.ГГГГ облагается по ставке 0,9%.

Таким образом, налоговым органом законно и обоснованно произведен расчет налога на имущество за 2017-2018 годы по формуле: за 2017г.: (8713295,55 - 0) * 1 * 0,90 * 12 / 1200.0 = 78420,00 руб.; за 2018г.: (8713295,55 - 0) * 1 * 0,90 * 12 / 1200.0 = 78420,00 руб. Налогоплательщиком частично была уплачена сумма налога на имущество, таким образом, сумма налога к уплате за 2017г-2018 г. составила 113 474.05 руб.

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01.08.2019г. на уплату налога на имущество за 2017-2018гг., что подтверждается реестром почтовых заказных отправлений.

В соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены Требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафов № 28016 от 20.12.2019г., № 172 от 10.01.2020г., что подтверждает отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором.

Однако, указанные Требования налогового органа в добровольном порядке не исполнены, сумма задолженности, ответчиком не погашена.

Мировым судьей судебного участка № 111 г. Туапсе вынесен судебный приказ № 2а-665/111-20 от 14.04.2020г, который направлен налоговым органом в Туапсинский районный отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю.

01.10.2020г. вынесено Определение об отмене судебного приказа, в соответствии со ст. 123,7 КАС РФ, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.

В соответствии со ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

За объект недвижимого имущества с кадастровым номером задолженность ФИО1 на дату принятия решения суда составила по налогу за 2017 год составила 29 256,29 руб.; за 2018 год - 73636,00 руб.

Кроме того, ФИО1, являясь собственником включенного в вышеуказанные перечни объекта недвижимости с кадастровым номером , обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующим со дня принятия пункт 58535 Перечня на 2017 год, пункт 66669 Перечня на 2018 год, пункт 79773 Перечня на 2019 год. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что объект недвижимого имущества не обладает признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Включение данного объекта в Перечни нарушает права и законные интересы истицы в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Решением Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2021 г. отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.02.2022г. отменено решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2021 г. в части отказа в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 58535 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. № 2745, и принято в указанной части новое решение, которым административный иск ФИО1 удовлетворен. Пункт 58535 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года , признан недействующими со дня принятия указанного приказа.

Поскольку объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: 352800, <адрес>, исключен из перечня объектов недвижимого имущества за 2017г., указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оснований для взыскания с ФИО1 налога за 2017г. в размере 29 256,29 руб., не имеется.

В связи с чем, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество за 2018г. в размере 73636 руб.

Кроме того, налогоплательщик не лишена возможности в установленном законом порядке обратиться в налоговый орган о зачете переплаты налога за 2017 г. в счет имеющейся задолженности.

Поскольку истец при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2409 рублей 08 коп. в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление межрайонной инспекции ФНС № 6 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество за 2018г. в размере 73636 (семьдесят три тысячи шестьсот тридцать шесть) руб.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 2409рублей 08 коп. в доход бюджета МО Туапсинский район.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Туапсинского городского суда (подпись) Н.А.Щербак Копия верна.

Судья Туапсинского городского суда Н.А.Щербак

Подлинник решения суда находится в материалах дела №2а-9/2022 Туапсинского городского суда