Дело №а-OL-119/2020
УИД 14RS0№-86
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 20 ноября 2020 г.
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Семенов С.А., единолично, с участием прокурора <адрес> РС(Я) Гоголева П.Я.,
представителя административного ответчика зам. председателя Оленекской территориальной избирательной комиссии РС (Я) Дмитриева Г.В., при помощнике судьи Торговкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 о защите избирательных прав и права на участие по выборам Главы муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» назначенных на ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
В суд с указанным коллективным исковым заявлением обратились гр.гр. ФИО2, ФИО3 в обоснование указав, что Участковая избирательная комиссия № Решением от ДД.ММ.ГГГГ№, 8, отказала им в участии голосовании на выборах главы муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» в связи с пропиской на территории другого избирательного участка. Они прописаны: ФИО2 по <адрес>, в <адрес>, ФИО3 по <адрес>, в <адрес> РС(Я), фактически проживают и работают в <адрес>, ФИО2 по <адрес>, ФИО3 по <адрес>, из-за распространения эпидемии “Соvid-19», сложностью транспортного сообщения не могут выехать по месту регистрации для участия к выборам. Они как постоянные жители <адрес> и как временно пребывающие в <адрес> считают, что решением участковой избирательной комиссией нарушены их Конституционные права для участия в выборе главы муниципального района. На основании изложенного, просят обязать Оленекскую территориальную избирательную комиссию включить их в список голосующих по месту пребывания и работы.
В судебное заседание административные истцы ФИО2, ФИО3 не явились в связи с пандемией, просят рассмотреть дело без их участия.
При таких обстоятельствах, на основании ч.3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов.
В судебном заседании зам. председателя Оленекской территориальной избирательной комиссии РС (Я) ФИО6 пояснил, что на основании ст. 17 п. 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”и части 1 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) “О муниципальных выборах в <адрес> (Якутия)”, основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка. Место жительства определяется по отметке в паспорте. ФИО2 и ФИО3 были предъявлены паспорта граждан Российской Федерации. Адрес места жительства, указанные в паспорте, не включены в границы избирательного участка №. Учитывая вышеизложенное, участковая избирательная комиссия избирательного участка № отклонила заявление ФИО2 и ФИО3 о включении их в список избирателей. На основании вышеизложенного, просит отказать в исковом заявлении административных истцов.
<адрес>ФИО7 поддержал коллективное исковое заявление и полагал об обоснованности заявленных административными истцами требований, считает что нарушены Конституционные права ФИО2 и ФИО3 и удовлетворить исковые требования заявителей.
Суд выслушав зам.председателя Оленекской ТИК РС (Я) ФИО6 и прокурора <адрес>ФИО7, изучив и огласив представленные материалы дела, приходит к следующему выводу.
По паспорту серии №, выданным выданным МВД по <адрес> (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО2 зарегистрирована по адресу: РС(Я), <адрес>.
По паспорту серии №, выданным выданным ТП УФМС России по <адрес> (Якутия) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО3 зарегистрирована по адресу: РС(Я), <адрес>.
Таким образом, суд признает факты того, что административные истцы ФИО2, ФИО3 являются гражданами РФ, достигли 18-летнего возраста, обладают активными избирательными правоми и факт места работы и временного проживания на территории <адрес> РС(Я), установленными.
В соответствии с п. 1 ст. 5. Закона РС (Я) “О муниципальных выборах в <адрес> (Якутия)” гражданин Российской Федерации, который достиг на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, а также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, обучающийся по очной форме обучения и зарегистрированный по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательной организации), имеют право избирать депутатов представительного органа муниципального образования, главу муниципального образования по соответствующему избирательному округу.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 указанного выше Федерального закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Из решения председателя УИК №ФИО8 за № от ДД.ММ.ГГГГ и за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявление ФИО2 и ФИО3 о включении их в список избирателей на избирательном участке отклонено, на основании ст. 17 п.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 1 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в <адрес> (Якутия)» т.е. для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка. Место жительства определяется по отметке в паспорте.
Согласно положению ст. 18 Закона РС (Я) “О муниципальных выборах в <адрес> (Якутия)”, основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Согласно ч.3 ст. 18 Закона РС (Я) “О муниципальных выборах в <адрес> (Якутия)”, избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, при наличии активного избирательного права включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства. Участковая избирательная комиссия в соответствующей графе списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка.
Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, при наличии активного избирательного права могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства. Участковая избирательная комиссия в соответствующей графе списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка.
Судом установлено, что гр.гр. ФИО2 и ФИО3 временно пребывают в <адрес> и зарегистрированы в <адрес>. Указанные факты не могут являться формальным основанием для отказа в удовлетворении о включении их в список избирателей, при доказанности того, что в связи распространением эпидемии коронавируса, отсутствием транспортного сообщения между селами Оленек и Эйик, они не могут выехать на место прописки для участия к выборам.
При таких обстоятельствах суд считает коллективное исковое заявление ФИО2 и ФИО3 подлежащим удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным.
Удовлетворение заявления имеет для административных истцов возможность реализовать свое активное избирательное право путем голосования на выборах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.243 и 244 КАС РФ суд,
решил:
Коллективное административное исковое заявление ФИО2, ФИО3 к Оленекской территориальной избирательной комиссии о защите избирательных прав и права на участие по выборам Главы муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» назначенных на ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Решение Участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе во включении в список участников голосования по месту нахождения ФИО2 и ФИО3 – признать незаконным и отменить.
Исключить из списка избирателей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Якутской АССР и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Якутской АССР с места регистрации.
Обязать Территориальную избирательную комиссию МР «Оленекский эвенкийский национальный район» включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Якутской АССР и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Якутской АССР в список участников голосования УИК №, по выборам <адрес> «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия).
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Оленекской территориальной избирательной комиссии об исполнении решения сообщить в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
О принятом решении известить Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Мирнинского районного суда РС (Я): С.А. Семенов