ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АА-324 от 22.05.2012 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № АА-324/12

РЕШЕНИЕ

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Крук А.В.,

С участием представителя ФИО1 - ФИО2, представителя ГУ МЧС России по Амурской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, *** года рождения, ***, на постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** должностное лицо - начальник Благовещенской таможни ФИО1 признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФи ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 (десять тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой он просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, так как в протоколе и в постановлении по делу об административном правонарушении не установлено, имел ли начальник Благовещенской таможни реальную возможность исполнить все требования нормативных актов, а именно: по выделению освобождённого работника; по созданию резервов материальных и финансовых средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций; по определению номенклатуры и объёма запасов. В постановлении мировой судья кратко оценил доводы указанные им в письменных пояснениях, и без объяснения причин принял позицию лица составившего протокол, в частности о не предоставлении таможней в ходе проверки приказа таможни от ******; о не создании резерва финансовых средств; о не уточнении плана действий; не включении в регистр подготовки всех должностных лиц, подлежащих обучению.

Срок подачи настоящей жалобы не пропущен.

Представитель ФИО1 - ФИО2 поддержала доводы, изложенные в жалобе,суду пояснила, что с постановлением мирового судьи Амурской области не согласна, так как мировой судья не оценила доводы ФИО1 о том, имел ли он реальную возможность исполнить предписание. Относительно протокола об административном правонарушении пояснила следующее (по пунктам):

- п. 1 - освобожденный работник, уполномоченный решать вопросы в области ГО и ЧС, назначен быть не может, в связи с тем, что штатное расписание Благовещенской таможни утверждается с четким указом ФТС России;

- п. 2 - положение «Об организации и ведения гражданской обороны таможни» в Благовещенской таможни имеется, поэтому данный пункт необходимо исключить;

- п. 3 - начальник Благовещенской таможни не обеспечен финансовыми резервами, так как финансирование Благовещенской таможни на 100% обеспечивает государство. Самостоятельного финансирования Благовещенская таможня не имеет;

- п. 4 - план действий и мероприятий в области защиты от ЧС должен уточняться непосредственно самим Управлением надзорной деятельности Дальневосточного регионального центра МЧС России;

- п. 5 - номенклатура и объемы запасов определены приказом ФТС ***. Данный приказ является приказом прямого действия для начальника Благовещенской таможни ФИО1, поэтому, считаем, что дублирование данного приказа на локальном уровне не состоятельно;

- п. 8 - регистр был предоставлен представителю Управления надзорной деятельности Дальневосточного регионального центра МЧС России при проведении проверки. В данном пункте протокола об административном правонарушении четко не указаны, какие именно лица не прошли подготовку. На основании изложенного, считает, что в действиях ФИО1 нет состава административного правонарушения.

Представитель ГУ МЧС России по Амурской области ФИО3 возражает против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что начальником Благовещенской таможни разработан план устранения недостатков, выявленных при проверке деятельности Благовещенской таможни в области ГО и ЧС на основании акта проверки органом государственного контроля (надзора) *** от ***. Данный план противоречит заявленным доводам. Относительно п. 2 протокола об административном правонарушении, пояснил, что при проведении проверки положение «Об организации и ведения гражданской обороны таможни» представлено не было, но так как данное положение в Благовещенской таможне имеется, не возражает против исключения данного пункта из протокола.

Выслушав присутствующие стороны, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне»)

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне»).

Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

В соответствии с п.п. «в», «ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пп. «г» п. 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

Ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении *** от *** следует, что должностное лицо начальник Благовещенской таможни ФИО1 не выполняет свои обязанности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций согласно ст. 14 Федерального закона от 12.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1. Не назначен освобожденный работник, уполномоченный на решение задач в области, гражданской обороны» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.99 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», что является нарушением п. 10. Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны не разработан в соответствии п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

3. Не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не определены объемы и номенклатура материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 3 Постановления Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Благовещенской таможни требует корректировки. Выписка из плана не доведена до структурных подразделений в соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Не определена номенклатура и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения работников организации в соответствии с ч. 1 ст. 9, ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 года № 379 «О накоплении хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» постановлением Правительства РФ от 15.04.1994 года № 330-15, Приказа МЧС № 993 от 21 декабря 2005 года «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

6. Не организована подготовка районов для размещения эвакуированных работников и их жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей (план эвакуации) в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», пп. б п. 6 Постановлением Правительства РФ № 303 от 22.06.2004 года «Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

7. Работа по определению общей потребности в объектах гражданской обороны (ЗСГО) не проводится, контроль за созданием объектов гражданской обороны не организован в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», п. 10 Постановления Правительства РФ от 22.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Приказом МЧС № 575 от 21 июля 2005 года «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений в военное время».

8. Периодичность повышения квалификации в области ГОЧС не реже одного раза в 5 лет не выполняется. Лица, впервые назначенные на должность, связанную с выполнением обязанностей в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, не все прошли переподготовку или повышение квалификации в соответствии п. «в» ст. 14 Федерального закона от 12.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», п. 4, пп. г п. 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841 «Об утверждении положения об организации обучения в области гражданской обороны»; п.п. 4, 5 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Материалами дела, а именно распоряжением *** от ***, протоколом об административном правонарушении *** от ***, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ***, актом проверки *** от ***, а также другими доказательствами с достоверностью подтвержден факт совершения должностным лицом - начальником Благовещенской таможни ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Мера наказания, назначенная в отношении должностного лица ФИО1, предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и соответствует содеянному им правонарушению.

Анализ административного материала позволяет прийти к выводу о том, что в данном случае при получении доказательств виновности должностного лица ФИО1 не было допущено нарушений, которые не позволили бы объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело, и являлись бы основанием для отмены состоявшегося по делу постановления.

Довод представителя ФИО1 - ФИО2 о том, что п. 2 протокола об административном правонарушении необходимо исключить, так как Положение об организации и ведения гражданской обороны таможни имеется в Благовещенской таможни является обоснованным.

Исследуя Положение об организации и ведении гражданской обороны в Благовещенской таможне (л.д. 29-31) суд приходит к выводу о том, что п. 2 протокола об административном правонарушении *** от *** подлежит исключению из предъявленного ФИО1 административного правонарушения, в связи с наличием в Благовещенской таможни Положения об организации и ведении гражданской обороны.

Доводы жалобы о том, что мировой судья не оценила доводы ФИО1 о том, имел ли он реальную возможность исполнить все требования нормативных актов, а также не согласие представителя ФИО1 с п.п. 1, 3, 4, 5, 8 протокола об административном правонарушении *** от ***, являются несостоятельными, так как согласно материалам дела виновность ФИО1 установлена и подтверждается имеющимися доказательствами.

Кроме того, согласно копии плана устранения недостатков, выявленных при проверке деятельности Благовещенской таможни в области ГО и ЧС на основании Акта проверки органом государственного контроля (надзора) *** от ***, утвержденного начальником Благовещенской таможни ФИО1 от ***, ФИО1 был согласен с выявленными нарушениями в области ГО и ЧС. Срок устранения недостатков установлен до ***.

Помимо того, согласно пояснению представителя ФИО1 - ФИО2 в настоящем суде ФИО1 в ФТС России с запросом о выделении дополнительных финансовых резервов, для выполнения п. 3 протокола об административном правонарушении не обращался, также ей, не известно, обращался ли ФИО1 с запросом или обращением в ФТС России о предоставлении отдельной штатной единицы для выполнения п. 1 протокола.

Процессуальных нарушений, а также нарушений норм материального права в действиях должностного лица ГУ МЧС России по Амурской области не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, оно является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица - начальник Благовещенской таможни ФИО1 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судья Благовещенскогогородского суда А.В. Крук