ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АА-576/13 от 22.07.2013 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № АА-576/2013

РЕШЕНИЕ

22 июля 2013 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,

при секретаре Поповой Н.Н.,

с участием директора ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» ФИО1, представителей Контрольно-счетной палаты Амурской области ФИО2 (доверенность ***), ФИО3 (доверенность ***),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора государственного бюджетного учреждения (далее - ГБУ) *** «Агентство по туризму ***» ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи *** по Благовещенскому городскому судебном участку *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, вынесенном в отношении юридического лица - ФИО4 «Агентство по туризму ***», адрес: ***, ФИО5, ***, ***, зарегистрировано в МИ ФНС *** по ******., ***, фактическое местонахождение (на дату рассмотрения жалобы) ***, ***,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи *** по Благовещенскому городскому судебном участку *** от *** ФИО4 «Агентство по туризму ***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере ***.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ФИО4 «Агентство по туризму ***» ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что постановление вынесено в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела нет доказательств надлежащего извещения учреждения о времени и месте рассмотрения дела. Судом не приняты достаточные меры к извещению надлежащим образом учреждения, что повлекло нарушение норм процессуального права. Более того, акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены ***, оспариваемое постановление вынесено *** (согласно ст. 29.6 КоАП РФ - менее месяца), учреждение было лишено возможности представить возражения, выразить позицию, лишено права на защиту в процессе рассмотрения дела. Несмотря на то, что ФИО4 «Агентство по туризму по ***» является получателем бюджетных средств, в виде субсидий, при этом не подпадает под понятие получателя бюджетных средств по смыслу бюджетного законодательства и не является субъектом правонарушения. Поэтому состав административного правонарушения отсутствует.

В судебном заседании директор ФИО4 «Агентство по туризму ***» ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, также суду пояснил, что именно по его инициативе, как вновь назначенного директора учреждения, была проведена проверка контрольно-счетной палатой *** использования учреждением средств областного бюджета. Считает, что постановление мировым судьей вынесено незаконно, учреждение не является получателем бюджетных средств и не может нести ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ.

Представители Контрольно-счетной палаты ***ФИО2, ФИО3 в судебном заседании представили отзыв, просили суд оставить постановление и.о. мирового судьи *** по Благовещенскому городскому судебном участку *** от *** без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав присутствующую сторону, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Статья 38 Бюджетного кодекса РФ устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей и юридических лиц получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Из материалов дела усматривается, что *** составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что при рассмотрении акта проверки от *** по вопросу: целевого и эффективного использования средств бюджета, выделенных ФИО4 «Агентство по туризму ***», эффективного управления государственной собственностью, находящейся в оперативном управлении учреждения, и ее использование в ***, подписанного директором ФИО4 «Агентство по туризму ***» ФИО1 главным инспектором контрольно-счетной палаты *** обнаружено нецелевое использование в *** средств областного бюджета в сумме ***. рублей. ФИО4 «Агентство по туризму ***» производилось расходование бюджетных средств на содержание имущества, не состоящего на балансе учреждения. Учреждением оплачено поставщикам услуг за оказание в *** года услуги по механизированной уборке и вывозу мусора в этнографическом комплексе «***», объекты которого переданы учреждению ***.

В нарушение ст. ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, ФИО4 «Агентство по туризму ***» производилось расходование бюджетных средств в сумме ***. рублей на содержание имущества, не состоящего на балансе учреждения. Учреждением оплачено поставщикам услуг за оказание в *** года услуги по механизированной уборке и вывозу мусора в этнографическом комплексе «***», объекты которого переданы учреждению ***, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Ответственность за нарушение указанных выше норм предусмотрена ч. 1 си. 15.14 КоАП РФ - использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт административного правонарушения в виде нецелевого использования средств федерального бюджета и вина юридического лица ФИО4 «Агентство по туризму ***» в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ***, актом проверки от ***, копиями платежных поручений. Счетов, актов выполненных работ, приказом министерства имущественных отношений *** о закреплении объектов недвижимости на праве оперативного управления за ФИО4 «Агентство по туризму ***», актов приема-передачи объектов этнографического комплекса «***» и другими материалами дела.

Проверив настоящий административный материал, прихожу к выводу о том, что доказательства вины юридического лица ФИО4 «Агентство по туризму ***» собраны в соответствии с требованиями закона, исследованы мировым судьей при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены мировым судьёй по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Оснований подвергать сомнению выводы мирового судьи о виновности юридического лица ФИО4 «Агентство по туризму ***» в совершении данного правонарушения, суд не усматривает.

Довод заявителя о том, что мировой судья не уведомил учреждение о месте и времени рассмотрения дела, постановление вынесено в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела нет доказательств надлежащего извещения учреждения о времени и месте рассмотрения дела. Судом не приняты достаточные меры к извещению надлежащим образом учреждения, что повлекло нарушение норм процессуального права, не соответствует действительности.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 названного Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомится со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из положений п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, решив на стадии подготовки к рассмотрению вопрос о назначении места и времени рассмотрения дела и вызове в суд лица, привлекаемого к административной ответственности, судья должен надлежащим образом известить указанное лицо о принятом решении.

В материалах дела имеются сведения о том, что в ФИО4 «Агентство по туризму ***» было направлено уведомление о месте и времени рассмотрения дела по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, а именно: *** (л.д. 3-5). Однако данное судебное уведомление не вручено адресату и возвращено мировому судье с отметкой на почтовом извещении «адресат по указанному адресу не проживает».

При этом из текста протокола об административном правонарушении от *** следует, что при его составлении принимал участие директор юридического лица ФИО4 «Агентство по туризму ***» ФИО1, однако каких-либо замечаний относительно того, что на основании акта от *** нежилые помещения по *** возвращены арендодателю, и что учреждение там уже не находится должностному лицу не делал, копию протокола получил лично. Кроме того, в материалах дела имеется уведомление о вручении, из которого следует, что постановление и.о. мирового судьи *** по Благовещенскому городскому судебном участку *** от ***, получено работником ФИО4 «Агентство по туризму ***» также по адресу: ***.

Таким образом, права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушены не были. Процессуальных нарушений мировым судьей не допущено.

Доводы заявителя о том, что акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены ***, а оспариваемое постановление вынесено *** (согласно ст. 29.6 КоАП РФ - менее месяца), учреждение было лишено возможности представить возражения, выразить позицию, лишено права на защиту в процессе рассмотрения дела, несостоятельны.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). Исходя из смысла указанной нормы, следует, что судья может рассмотреть дело в любой день, в течение двухмесячного срока, со дня получения протокола об

административном правонарушении и других материалов дела. В связи, с чем требования ст. 29.6 КоАП РФ мировым судьей *** не нарушены.

Утверждение заявителя о том, что юридическое лицо ФИО4 «Агентство по туризму ***» не может быть субъектом вменяемого правонарушения, так как не является получателем бюджетных средств, следовательно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, является необоснованным.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. П.6 данной статьи установлено, чтофинансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

ФИО4 «Агентство по туризму ***» создано в соответствии с постановление *** от ****** и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства *** от ******, и согласованным приказом министерства имущественных отношений *** от ******.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Устава ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» признается некоммерческой организацией, созданной Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Амурской области.

ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в министерстве финансов Амурской области в установленном законодательством РФ порядке для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от осуществления

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2, 3.4 Устава ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» создано для достижения следующих целей: создание благоприятных условий для развития туризма в Амурской области, развитие туристической инфраструктуры, содержание объектов туристического показа, создаваемых за счет средств бюджета, продвижение туристического продукта Амурской области на внутреннем и международным туристических рынках.

Государственное задание для ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» формируется и утверждается министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области в порядке определенным Правительством Амурской области, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» осуществляется в виде субсидий из областного бюджета.

Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на: предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ), учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данные нормы продублированы в Уставе Учреждения. Государственное задание для Учреждения формируется и утверждается министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области в порядке, определенным Правительством Амурской области, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета.

Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с постановлением губернатора *** от *** *** «Об определении ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий области и областных учреждений» Государственное бюджетное учреждение *** «Агентство по туризму ***» подведомственно Министерству внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства ***.

*** от *** *** «Об областном бюджете на *** год и плановый период *** годов» (с учетом изменений и дополнений) по коду главы *** Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства *** определено главным распорядителем бюджетных средств, которому по целевой статье *** «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений», виду расходов *** «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» предусмотрены ассигнования в сумме ***. рублей.

Из материалов дела следует, что Постановлением *** от *** *** утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных и областных казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение). Согласно пункту 6 указанного Положения финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели. Между Министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства *** и Учреждением заключено Соглашение от *** б/н на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, установлен размер субсидии на 2012 год, который (с учетом дополнительных соглашений) определен в сумме ***. рублей. Данным Соглашением предусмотрена обязанность Учреждения осуществлять использование субсидии в целях выполнения государственных работ, определенных государственным заданием. В *** из областного бюджета Учреждению предоставлена субсидия на выполнение государственного задания в сумме ***. рублей, или 100 процентов предусмотренных ассигнований. Таким образом, бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с целями, для реализации которых оно создано, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете соответствующего уровня, и тем самым является их получателем.

Субъектом административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ являются получатели бюджетных средств (должностное либо юридическое лица), использовавшие средства не по целевому назначению.

Таким образом, юридическое лицо - ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области» правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица ГБУ Амурской области «Агентство по туризму Амурской области»- оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке и в срок, установленные главой 30 КоАП РФ.

Судья Благовещенского

городского суда Т.А. Коршунова